Корейская колоратура Суми Йо, безусловно, относится к элите мировой музыкальной культуры: достижения певицы на мировых сценах за четверть века ее карьеры впечатляют. Суми Йо принадлежит, пожалуй, к самому первому поколению вокалистов из Азии, кто стал активно завоевывать западные оперные дома и концертные залы. Сейчас обилие хорошо выученных, выносливых, хотя, быть может, не слишком индивидуальных голосов из стран Восточной Азии (прежде всего Китая, Японии и Кореи) никого не удивляет: их много на всех вокальных конкурсах, их все больше в европейских и американских театрах, включая ведущие. Некоторые горячие головы, зараженные ксенофобией, даже склонны трубить об «азиатском нашествии» на сферу исполнительства западной классической музыки. Впрочем, удивляться столь широкой представительности азиатских вокалистов сегодня не приходится: государственная политика по пропаганде классической музыки, значительное количество музыкальных учебных заведений, опять же государственное финансирование стажировок особо талантливых молодых вокалистов на Западе, стабильный рост количества оперных театров в регионе в последние десятилетия – все это дает свои плоды.
Но это ситуация наших дней. А явление Суми Йо в середине 1980-х как некоего экзотического восточного цветка на мировой оперной сцене было неожиданно и интригующе, почти сенсационно, и с немалым интересом и энтузиазмом встречено западными менеджментом, критикой и публикой. С тех пор триумфы сопутствовали кореянке на протяжении всей ее карьеры, и даже сегодня, на пороге своего полувекового юбилея, Суми Йо держит высокую планку своих ангажементов, выступает на всех континентах, в том числе в ведущих театрах мира по-прежнему в ролях молодых героинь.
Физическая (прекрасная фигура и три шикарных концертных платья) и вокальная форма, которую продемонстрировала певица в концерте 8 июня сего года в Москве, свидетельствует, что ее претензии на «молодой» репертуар вполне оправданны и не чрезмерны. Суми Йо не впервые в российской столице – шесть лет назад у нее уже был сольный рецитал в том же Зале Чайковского, позже она была партнершей Дмитрия Хворостовского на одном из концертов его серии «Хворостовский and friends».
Голос Суми Йо никогда не поражал масштабностью, если не сказать строже – он очень невелик. Но его сила была всегда в другом – в изяществе, культуре звука, безукоризненном владении колоратурной техникой. Не утратил он своих основных качеств и сегодня: пение Суми Йо совершенно лишено «работы», напряжения – мягкий звук рождается и летит естественно, словно дуновение ветерка. Единственно, к чему можно придраться, это к крайним верхним нотам, которые звучат ныне очень узко, необъёмно.
Корейская примадонна представила российской столице весьма разнообразную программу, включающую и свои «дежурные блюда», и нетривиальный репертуар. К первым относились, например, куплеты Олимпии из «Сказок Гофмана», исполненные певицей не просто игриво и артистично, а почти с цирковыми трюками, в которых ее «помощником-ассистентом» был маэстро Юрий Симонов. К коронным номерам певицы, любящей ходить на территорию джаза и поп-музыки, относится и виртуозно исполненная ария из «Кандида» Бернстайна. Не совсем удачно прозвучала хитовая ария «O mio babbino caro» из «Джанни Скикки». Сопрано (да и меццо) любят эту арию, любит и знает ее и широкая публика, но не всякому голосу она показана: если теплоты в пении Суми Йо было в избытке, то густоты и плотности – маловато.
По-настоящему блеснула певица в незапетом репертуаре. Очень необычно для русского уха, но вполне убедительно прозвучала жемчужина русской вокальной музыки – концерт для голоса с оркестром Глиэра. Этот сложнейший опус в наше время исполняют нечасто, из последних интерпретаций в Москве – это варианты Лоры Клейкомб и Альбины Шагимуратовой. Плавная вокальная линия, долгое дыхание, красивые пиано – все это позволило певице создать в зале романтическое настроение меланхолии и светлой грусти. Сравнивая с классическими интерпретациями прошлого, прежде всего отечественными, стоит отметить большую мягкость и матовость подачи звука корейской певицей.
Феноменально по мастерству были исполнены редкая ария Катерины «Ah! Mon Dieu!» из оперы «Северная звезда» Мейербера и сцена Офелии «A vos jeux, mes amis» из оперы «Гамлет» Тома. В первой из них Суми Йо соревновалась с двумя флейтами, и это был настоящий фейерверк вокального виртуозности. Во второй задачи были другими, в чем-то более сложными – тяжелое психологическое состояние героини требовало от певицы драматической убедительности. Не обладая широкой палитрой динамического разнообразия (ввиду небольшого голоса), Суми Йо добилась хорошего результата в этой сцене благодаря интонационному разнообразию, выразительной подаче звука.
Изюминкой программы, прозвучавшей в ее бисовой части, стала корейская традиционная песня, исполненная в сопровождении национального барабана, на котором играл исполнитель в национальном корейском костюме. Весь вечер аккомпанировал певице симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Ю. Симонова, представивший также развернутую собственную программу – сюиту из балета Глазунова «Раймонда» и балетные фрагменты из оперы Гуно «Фауст».
На фото:
Суми Йо