Трудно быть объективным, когда изначально знаешь некоторые «вводные». А именно — Василий Ладюк выпускник Московского хорового училища и Академии хорового искусства, заведения, изначально готовящего элиту, хормейстеров. Уровень общемузыкальной, теоретической подготовки этих «мальчиков» — предмет зависти многих коллег-вокалистов.
Так было и на этом концерте, в котором Василий Ладюк исполнял разножанровые арии из западных опер с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Алексея Степанова. Глубокий музыкантский подход к каждому произведению, очень тщательная фразировка, почти инструментальное звуковедение – отличительные особенности исполнительской манеры молодого певца. Я даже не говорю про точность интонирования – как-то само собой всё выпевалось, без огрехов.
Если же попытаться сухо проанализировать сам вокальный материал – баритон Ладюка чисто лирический, не отличающийся какой-то особой вкуснотой, индивидуальной окраской тембра, как бы немножко с холодком, но ровно звучащий во всём диапазоне. Образно говоря – это инструмент не Гварнери или Страдивари, но в руках уже Мастера.
Программу первого отделения открывали арии из опер бельканто, не относящиеся к популярным.
Несколько осторожно, как бы нащупывая правильный тон, прозвучала ария Малатесты из оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале». Две последовавшие арии Беллини и Доницетти – Риккардо из оперы «Пуритане» и короля Альфонса из «Фаворитки» - показались несколько замедленными по темпам. Смыслово всё очень красиво и наполнено, но создавалось ощущение, что Ладюку чуть не хватает дыхания, трудновато выдержать длиннейшие легато, а рвать фразу и перехватывать ему не позволяет железная выучка и вкус. В кабалетте из «Фаворитки», наоборот, чуть не случилось расхождение с оркестром, но не по вине певца.
Но зато как удивительно здорово спел Ладюк абсолютные шлягеры Верди – арию Жермона из «Травиаты» и графа ди Луны из «Трубадура». Жермон есть в репертуаре певца в родной «Новой опере», и особая сценическая впетость партии дала себя знать. Не обнаружила пока упоминаний про роль Графа ди Луны - но, безусловно, и с лирическим голосом Ладюк справится с этой труднейшей партией. Без заглубления и излишнего «злодейства» в голосе добавились драматические краски, а знаменитая кантилена, про которую говаривают, что спеть это «на одном дыхании» почти немыслимо, после белькантовых штудий лилась лёгко и естественно. Это был яркий финал отделения.
Совсем иная музыка ждала нас во втором отделении вечера. Сразу скажу, все четыре арии, исполненные Ладюком, слышала впервые. Две первых, немецкие, естественно «легли» на вокальную фактуру исполнителя. Изящная песня Арлекина из оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе» и редкая по красоте оркестровки, удивительно изысканная мелодически песня Пьеро из оперы Эриха Корнгольда «Мёртвый город».
А вот выбор для завершения программы двух арий из сарсуэл оставил неоднозначное впечатление. К чувству благодарности артисту за знакомство с неизвестной нам, но очень доступной и темпераментной музыкой, примешивалось и недоумение, как можно исполнять эти вещи (романс Дона Карлоса из «Клятвы» Хоакино Гастамбиде и арию Видаля из «Луизы Фернанды» Федерико Морено-Торроба) в столь подчёркнуто академической манере? Невольно вспомнилось свежее Интернет-впечатление от маэстро Пласидо Доминго в сарсуэле – полная свобода, почти «свинг» во фразировке! Понятно, что как нельзя требовать от не испанца настоящего фламенко, так и русский певец в сарсуэле неизбежно будет гостем. Но ведь есть же разница между испанским танцем в «Дон Кихоте» Минкуса и зажигательной «Арагонской хотой» у Ансамбля Моисеева! Пока, подчёркиваю, пока, Василий Ладюк в испанской полу-фольклорной классике скорее напоминал балерину на экзамене по народно-характерному танцу. И уж совсем из серии придирок, но к такому умному певцу хочется предъявить особые требования. Испанский язык звучал у Василия почти неотличимо от хорошего итальянского, как и исполненные на бис два неаполитанских «хита» - «Скажите, девушки» Рудольфо Фальво и «Страсть» Никола Валенте - Эрнесто Тальяферри не отличались необходимой мягкой «шепелявостью» диалекта.
Но в целом – Василий Ладюк показал хороший европейский уровень пения, чего никак не скажешь про Национальный филармонический оркестр. Ещё во время начального номера программы – увертюры к опере Г. Доницетти «Дон Паскуале», возникло сравнение игры коллектива с застольем в греческой таверне. Замечательные продукты, огромные порции, но всё очень крупной нарезкой и без затей. Много радушия, но порой грязноватые скатёрки.
Так и здесь. Звучание отдельных оркестровых групп свидетельствовало о классе музыкантов. Удивительно проникновенно прозвучал концертмейстер виолончелей –Антон Павловский в редкой увертюре к «Разбойникам» Дж. Верди, по существу, вся она -дивная сольная элегия для струнного голоса с оркестром. Явно не киксовали духовые, но фагот взял не ту ноту в финале арии Жермона, а кларнет подпортил Графу ди Луне, вступив на такт раньше. Самым ярким номером оркестра стало интермеццо из сарсуэлы Херонимо Хименеса «Свадьба Луиса Алонсо». Произведение, чаще других исполняемое из огромного наследия сарсуэлы, пронизанное популярными мотивами и потому, что называется, «на слуху». Просто трудно было усидеть на месте, с какой страстью накинулись наши музыканты на «испанщинку»!
А на другом полюсе – до боли знакомое вступление к «Травиате» Дж. Верди. Может быть, для кого-то открою тайну, что играть тихо на струнных ничуть не легче, чем петь. Так вот и не пытались изобразить скрипачи НФОР небесное пиано, плюс «лохматенькая» интонация и несинхронная неряшливая смена смычка в группе – стыдно и обидно.
Но самая большая претензия к оркестру и дирижёру – желание заглушить солиста, накрыть певца всей мощью почти стоголовой гидры из дерева и металла. Они умудрялись это делать даже в белькантовых ариях! Можно скорее исключением считать Жермона и Ди Луну, в которых баланс голоса и оркестра был на стороне певца, и то, благодарить надо Верди за прозрачность оркестровки великих арий. К чести Ладюка, ни разу я не услышала его попытки заорать, подбавить звучка и «потягаться» с коллективом. Он показал себя настоящим стоиком. Но в ариях второго отделения произвол оркестра достигал грани приличия. Так, в поразившей меня красотой, оригинальностью музыки песни Пьеро из «Мёртвого города» Эриха Корнгольда о вокальной мелодии можно было только догадываться.
Увы, такая картина, когда солиста «глушат» - скорее норма в наше время и в наших залах. Когда-то на сцене КЗЧ проходил третий тур вокальных конкурсов им. П. И. Чайковского. Не всегда финалистов сопровождали самые лучшие оркестры, и дирижёры за пультом стояли разные. Да и вокалисты отнюдь не все отличались громогласием. Однако не помню, чтобы так хотелось взяться за микшер и прибрать децибелы сопровождения, дабы певцу стало комфортно петь, а нам его слушать.
Но, не смотря на всё это, в целом вечер удался. И немало тому способствовала особая атмосфера зала. Наряду с традиционной для вокальных вечеров взрослой дамской публикой и представителями серьёзной музыкальной критики (Василий Ладюк – уже имя!), был замечен многочисленный «десант» Хоровушки, альма-матер нашего героя.
Незамеченный поклонниками скромно разгуливал ценимый зарубежными меломанами тенор-виртуоз Дмитрий Корчак, пришедший поболеть за одноклассника, выпускника того же педагога Дмитрия Вдовина, феномен которого ещё ждёт своих исследований. Не будучи сам вокалистом по образованию, маэстро Вдовин умеет научить! Его парни шикарно звучат, умеют работать, обладают особой породой – низкий ему поклон и наилучшие пожелания!
Множество пока безвестных, но симпатичных парней и девушек (какое счастье, что теперь хоровое училище утратило полу-монастырский однополый статус) завалили Василия букетами, возгласы одобрения и овации были щедры. Искренняя гордость за выпускника читалась на лице Н. Н. Азарова – ректора Академии хорового искусства. Такое проявление почти лицейского братства, солидарности всё реже в наши дни, а потому особенно отрадно.
Напоследок. Очень захотелось услышать Ладюка в изысканной камерной программе. Русские романсы он уже исполнял на сцене «Новой оперы», но тонкость и глубина Ф.Шуберта, Р.Шумана, Р.Штрауса ему явно по плечу. А вдумчивого интеллигентного пианиста-концертмейстера найти много проще, чем культурный оркестр.
На фото:
Василий Ладюк