Школьные годы — чудесные?

«Сон в летнюю ночь» в Английской национальной опере

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Июнь в Лондоне завершился двумя премьерами, и обе – на музыку Бенджамина Бриттена. «Питера Граймса» давали в Королевской опере, «Сон в летнюю ночь» - в Английской национальной.

Эта опера Бриттена – особая, подведшая итог 20-летнего периода его творчества. Исключительна она и по звучанию, потому что именно здесь композитор воспроизвел стиль камерного музицирования, столь популярный в период правления Елизаветы I, - инструментального и мадригального. И еще одно отличие – из всего наследия Бриттена именно «Сон в летнюю ночь» выделяется еще и особыми драматургическими качествами, что наверно, и не удивительно, потому что в «соавторах» у Бриттена и Питера Пирсa, написавших либретто, был сам Вильям Шекспир!

1/2

На вершине славы в оригинальной, любопытной постановке Кристофера Олдена - и как драматический актер, и как певец, обладающий мощным, сочным тенором – Йестин Дэйвис, исполняющий роль Оберона. Ничуть не уступал ему и рожденный на Ямайке бас-баритон Виллард Уайт в роли Боттома.

В этом представлении не осталось ничего сказочного. Опера современна, действие происходит в 1960-е годы, время написания произведения, на что нам указывает огромный портрет царствующей молодой английской королевы, а также костюмы главных героев, созданные Сью Уилмингтон. Время движется по спирали! Именно такой ретро-одеждой переполнены сейчас магазины Оксфорд-стрит.

Единственные на всю оперу декорации Чарльза Эдвардса – двор английской, скорее всего, частной школы для мальчиков, куда вернулся накануне своей свадьбы главный герой. Воспоминания, нахлынувшие длинной чередой и овладевшие им, может быть и под влиянием выкуренной сигаретки с марихуанной (а в этой школе балуются мариахуной не только бывшие выпускники, но даже мальчики начальной классов, не говорю уже о преподавателях и старшеклассниках, и это однозначно – сегодняшний день английской школы), повергли его в сон... и сны явились, так или иначе, завязанные вокруг его альма-матер.

Мастерски передано состояние изолированности такого рода английских школ для мальчиков (девочек), замкнутости, и вполне оправданна роль Мальчика перемен, которого блестяще исполнил Доминик Вильямс.

События всех трех актов разворачиваются на фоне солидного здания этой школы, во дворе, который, слегка видоизменяясь, превращается то в класс, то в сцену, где и происходит глумливое представление древнегреческой пьесы.

В начале третьего акта умиротворяюще звучит прекрасное фугато струнных. Герои первых двух актов, примирившиеся влюбленные, – Оберон и Титания (Анна Кристи), Елена (Кейт Валентайн) и Деметрий (Бенедикт Нельсон), Гермия (Тамара Гура) и Лизандр (Аллан Клэйтон) - расположились в зрительном зале, в королевской ложе, и вместе с нами, зрителями, смеялись над спектаклем «афинских мастеровых», а на самом деле – технического персонала школы: электрика, сторожа, мусорщика, столь топорно и грубо представивших историю о Пираме и Фисбе.

Память быстротечна: счастливые «зрители» уже и не помнят, что только что они сами разыгрывали спектакль, причем, во сто крат нелепее.

Примечателен в постановке образ Пэка, искусно исполненный Джемми Мантоном, воинственный и шаловливый одновременно.

Английский зритель воспринял эту оперу очень тепло. Во-первых, это Бенджамин Бриттен, чья роль в английской культуре – колоссальна: он возродил отечественную музыку, в которой почти двести лет не было заметно ни одной видной, значимой фигуры. Это совершенно английская опера. Во-вторых (а может быть, во-первых!) - это Шекспир, чьи пьесы, и особенно «Сон в летнюю ночь», ставятся в каждой школе по нескольку раз в год. Мой сын, сразу по приезде в Англию, ухитрился сыграть образ Льва в такой же постановке в своей начальной школе: эта роль без слов, а говорить тогда по-английски хорошо он еще не умел. И, кроме того, эта современная трактовка, завязанная на воспоминаниях о школьной жизни, - определенно способствовала успеху оперы, потому что большинство сидящих в зале, без сомнения, прошли ту же «школу». А иных здесь – меньшинство. Опера – искусство элитное, так же как и частные школы.

В заключение. Музыка Бриттена в «Сне в летнюю ночь» – непроста в исполнении, нелегка и в восприятии, в понимании. Это не Чайковский! Но дирижер Лео Хуссейн и оркестр Английской национальной оперы поистине сотворили в тот вечер чудо.

P.S. И еще одна деталь – сигаретка с марихуаной. Не в бровь, а глаз! На жизнь я зарабатываю преподаванием русского языка в престижнейшей, N1 в Великобритании, частной школе для девочек, находящейся ЗА городом! — «Нет проблем, миссис, - заявила мне однажды дерзкая, но исключительно талантливая студентка, когда мы обсуждали тему «Наркотики». - Пятнадцать минут, и я принесу вам все, что вы хотите!». Как говорится, без комментариев!

На фото (Clive Barda):
сцены из спектакля

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ