«Ласточка» на природе

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Лондонский оперный летний сезон открыт

Оперная, музыкальная жизнь Лондона переместилась в парки, в том числе в Холланд-парк, расположенный в западном, одном из богатейших районов Лондона. С 1989 года каждое лето под специально построенным временным навесом здесь идут оперные представления. «Ласточка» Пуччини – только что состоявшаяся премьера летнего сезона 2011 года фестиваля «Опера в Холланд-парке».

«La Rondine» начала свою жизнь в 1913 году, когда композитор согласился сочинить оперетту для Karltheater в Вене, но, однако, настоял на том, что это должна быть комическая опера, и что текст будет звучать на итальянском языке, а не на немецком, как это первоначально предполагалось заказчиками. Работа над сочинением была завершена в октябре 1915 года, но первая мировая война отложила мировую премьеру до марта 1917, когда она состоялась в Зале Гарнье в Монте-Карло.

«Ласточка» – еще одна история о падшей женщине, более, однако, легковесная в сравнении с трагической, полной страстей и раскаяния «Травиатой» Верди. Как ласточка мигрирует на юг в поиске более теплых мест, так и героиня этой оперы отправляется из Парижа на французскую Ривьеру со своим новым возлюбленным, милым, но несостоятельным молодым человеком, сыном друзей, кстати, ее богатого любовника и содержателя, банкира Рембалдо. Восторженный влюбленный, не имеющий ни малейшего представления о прошлом своей возлюбленной, сообщает о грядущей женитьбе своей матери. А заодно просит денег, потому что содержать привыкшую к роскоши куртизанку – дело нелегкое, наличие кипы неоплаченных счетов – наглядное тому подтверждение. В ответ он получает и благословение, и солидную сумму.

Прочитав письмо, в котором родители Руджеро мечтают о встрече с невесткой и о будущих внуках, Магда, а теперь она – «леди» и носит невинно- чистых тонов платья, чувствует нечто вроде угрызений совести... Потому что заменить гардероб с откровенно открытых нарядов вызывающе ярких тонов, преимущественно, красных - на скромные, элегантные, присущие даме из светского общества, намного проще, чем избавиться от прошлого, пусть даже до сих не обнаруженного ее, недалекого ума, молодым человеком.

Конец оперы разочаровывает: признание Магды, неспособность Руджеро переубедить ее, несмотря на большое чувство, которое он явно к ней испытывает. Она - уходит, отказавшись от своей любви... Он, безутешный, остается...Так заканчивается опера в «Холланд-парке». В оригинале же Магда возвращается к бывшему богатому любовнику, у которого «вакансия» содержанки по-прежнему открыта, и тот принимает ее обратно. И в этом поступке - намного больше логики: уйти в никуда эта женщина не может.

Параллельно основной идет комическая линия, которую успешно разыграли в этом представлении Лизетт и Прюнье. Певица из Южной Кореи Хе-Ян Ли с кристально чистым, звонким голосом создала характер живой, нахальной, смешливой служанки и заслужила большие аплодисменты, чем ее хозяйка. Британец Хэл Казалет (поэт Прюнье) – сотворил на сцене скорее образ комического клоуна и балагура, нежели поэта-лирика. Они также переезжают на юг в поисках счастья, но разочарованный полным отсутствием артистических данных в своей пассии (а об этом мы узнаем только в третьем акте - откуда бы они и взялись вообще!?) Прюнье также расстается с Лизетт, и она с большим энтузиазмом и с большим знанием дела принимается за знакомую ей работу служанки. Ведь она тоже вернулась на круги своя, а именно - к своей госпоже.

Музыка в «Ласточке» может быть не такая мощная, как в более известных операх Пуччини, однако замечательная, мелодичная и хорошо скомпонованная. Есть несколько запоминающихся, волнующих арий Магды - «Позволь мне следовать моей судьбе», «Я не могу войти в твой дом», «Ты – первый, кто тронул мое сердце», завершившаяся мощным исполнением хора.

Австралийское сопрано Кейт Ладнер в роли Магды, также как и Руджеро - британец Шон Руане, выступили хорошо, на твердую четверку, но... мне понятно, почему на сцену Королевской Оперы чаще попадают актрисы и актеры «издалека» - русские, украинские, латышские, грузинские оперные дивы, примадонны далеких национальных театров Восточной Европы, нежели свом, местные, что называется, «без божества, без вдохновенья»…

Учитывая возможности сцены и музыкальных ресурсов оперного фестиваля в «Холланд-парке», зритель благосклонно воспринял весьма скромные, непретенциозные декорации дизайнера Питера Райса. Во втором акте, когда хор и танцоры вышли на сцену, было ощущение «толкучки»: совсем не осталось свободного места для передвижения актеров.

Режиссер Том Хоукс, который периодически ставит спектакли в Английской национальной опере, на мой взгляд, максимально использовал все возможные ресурсы, но «Ласточке» трудно конкурировать и с «Травиатой», и с «Мадам Баттерфляй»...

В «Холланд-парке» удивительная атмосфера доверия и близости к магии театра. Мне безумно приятно, что музыканты и оркестр – видимы, осязаемы, и наравне с актерами могут принять свою долю довольно щедрых аплодисментов, которыми всегда одаривает благодарный слушатель музыкантов-профессионалов. Дирижировал оркестром Питер Селуайн.

Зрители, начавшие этот редкий для Лондона теплый, поистине летний вечер с пикника, расположившись – где только можно - на стриженных английских газонах группами, парочками, поодиночке, с наслаждением ужинали, потягивали шампанское из пластиковых фужеров до начала, в перерыв и во время спектакля. Атмосфера витала ненапряженная, расслабленная... Сенсации на этом оперном представлении не предполагалось, ее и не произошло. После непродолжительных аплодисментов чинно стали расходиться, но все так же, как и слушали музыку – не торопясь, наслаждаясь теперь уже теплой лондонской ночью.

Я бы так и осталась при мнении, что здесь, на таких летних оперных сценах, ничего по-настоящему выдающегося произойти не может. Однако, я ошиблась, ибо следующий вечер в «Холланд-парке» подарил совсем иные ощущения. Но об этом – в другой раз.

На фото (© Fritz Curzon and Opera Holland Park):
сцена из 1 акта

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ласточка

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ