Мариинский театр (Концертный зал) открывает сезон 26 сентября постановкой «Аиды» Дж. Верди (авторы концепции: Даниэле Финци Паска и Джулия Хемлин). Премьера этой версии состоялась в прошлом сезоне 11 июня 2011 г. Жанр Grand opera, обычно ассоциирующийся с огромной сценой и массивными декорациями, предстает перед зрителями и слушателями в камерном ключе. На первый план выносится бесподобная по красоте история любви главных героев. При этом материал оперной партитуры, по мнению режиссера, даст возможность слушателю сделать свою интерпретацию сюжета и совершить путешествие внутрь себя. Свою версию автор назвал так: «Аида» глазами ребенка… Что поможет зрителю понять нынешний замысел создателей постановки? Актеры, которые не уходят со сцены, а становятся то зрителями, то переодеваются здесь же, готовясь к следующей роли.
Странные, но по мнению Финци Паска, безумно красивые костюмы, скорее напоминающие скульптуры из бумаги, камерный зал, но при этом с поднятой сценой, и наконец – новые технологии, которые до сих пор не применялись в российских постановках .
Октябрь, помимо традиционного наполнения «Чайковский – Моцарт – Верди», отмечен исполнением оратории Мендельсона «Илия». Произведение явилось лебединой песней композитора. Либретто точно соответствует тексту Ветхого Завета, а сама оратория выдержана в жанровых традициях Генделя. Сплав мастерского полифонического письма и чувственных красок, так свойственных Мендельсону-романтику, дали удивительный результат. Известно, что после премьеры «Илии» в 1846 г., королева Виктория и принц Альберт написали композитору благодарственное письмо, в котором сравнивали Мендельсона с «пророком, очищающим музыкальное искусство от соблазнов и фривольности».
Не успели мы соскучиться по оперным голосам со всего мира, которые были представлены на XIV международном конкурсе им. Чайковского, как Мариинка, а также и Большой зал Филармонии дарят нам новые встречи теперь уже с его лауреатами. Выступления будут состоять из целой серии концертов, посвященных прошедшему событию. Любителям сольных программ советуем посетить концертные вечера Михаила Петренко (бас) 19 ноября и Ольги Кондиной (сопрано) 24 ноября.
Два гала-концерта пройдут в Большом Зале Филармонии. 6 октября – «Опера–гала» представит солистов и оркестр Латвийской национальной оперы. В их исполнении прозвучат произведения Верди, Вагнера, Дворжака, Бизе, Каталани и др. Дирижер: Модестас Питренас. 12 октября – «Чайковский – гала» в исполнении Алексея Маркова (баритон), Александра Антоненко (тенор), Анны Маркаровой (сопрано). Дирижер: Александр Поляничко.
Поклонников веризма порадует уже состоявшаяся премьерная постановка Михайловского театра – опера «Богема» Дж. Пуччини. Именно ею театр открывает сезон 21 сентября. Партию Рудольфа исполнит итальянский тенор Джузеппе Варано.
Для детей 13 и 27 ноября Мариинка приготовила два абонементных концерта: «Волшебный мир оперы» и «В царстве славного Салтана». Из чего сделана опера? Этот вопрос волнует любителей искусства уже более 400 лет. И на него каждый раз хочется ответить по-новому. Пришло время и для маленьких зрителей узнать, что такое Флорентийская камерата, почему опера возникла в эпоху Возрождения и чем прославились Якопо Пери и Оттавио Ринуччини. В Михайловском театре Барон фон Камертон познакомит детей с оперными голосами: тенором, меццо-сопрано, сопрано, баритоном и басом (абонемент «В гостях у оперы», 6 ноября).
Театр «Зазеркалье» откроет сезон премьерой - «Волшебной флейтой» В. А. Моцарта. Партию принца Тамино исполнит Эндрю Гудвин (Австралия). Известно, что в прошлом году театр пережил реконструкцию, и кроме обновленного интерьера, постановщики оперы готовы порадовать зрителей современными видео-технологиями.
Отдельный блок опер сезона можно объединить под названием «Судьбы России в прошлом и настоящем». К ним отнесем «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского как в классическом (Мариинский театр), так и в современном прочтении (Санктъ-Петербургъ Опера). Первый вариант – известная народная музыкальная драма (редакция 1872 года) в постановке Андрея Тарковского. Второй – театральная провокация Юрия Александрова, оправданная тем, что и сам Модест Петрович оставил две редакции великого шедевра. В аннотации к спектаклю читаем: «В оперных героях явно узнаваемы стилизованные персонажи недавней нашей истории — Ростропович с виолончелью в образе Думного дьяка, Ельцин «под шафе» в образе Бориса Годунова. Самозванец – один из честолюбивых современных «выдвиженцев» перманентной политической борьбы. Пронзительная метафора спектакля — тесный и грязный поезд российской истории, мчащийся «без руля и без ветрил», в никуда, в темноту. На одном из полустанков этой истории остается и Борис со своими детьми…»
Продолжая разговор о репертуаре «Санктъ-Петербургъ опера», нельзя не отметить еще две постановки. Первая премьера - «Белые ночи Федора Достоевского», сценическая фантазия Юрия Александрова на музыку и либретто известного московского композитора Юрия Буцко. Акцент в постановке сделан на введении персонажа Достоевского в действие спектакля, а также на душевных переживаниях писателя и мистической атмосфере белых ночей. Вторая - комическая опера «a la russe» Г. Доницетти с интригующим названием - «Петр Великий – царь Всея Руси или же плотник из Ливонии». С этим произведением , которое Доницетти написал в 22-х летнем возрасте связана почти детективная история. Партитура «Петра» исчезла после пожара в театре «Ла Фениче» еще в 1823 году. Благодаря усилиям Юрия Александрова и итальянских музыкальных коллег из различных оперных театров и издательств, партитуру свели воедино, разыскав разные ее части по всей Италии. Жанр оперы не претендует на документальную достоверность, однако театр обещает, что много неожиданного откроется в трактовке образа самого Петра и всей русской истории.
Возвращаясь к репертуару Мариинки и продолжая тему русской истории, упомянем сочинения Родиона Щедрина: опера «Очарованный странник» по пьесе Николая Лескова (12 ноября) и оперные сцены по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (18 ноября).
Жанр «Очарованного странника», по мнению режиссера-постановщика Алексея Степанюка, можно определить как «сны о России». Герой - убийца, который убил и не один раз. Сквозная драматургия, подобная вагнеровской, характерна перетеканием из сцены в сцену, из состояния в состояние. На нее работает расширенный состав симфонического оркестра (к примеру, медно-духовая группа представлена 4 тубами) в смеси с экзотическими инструментами, а также хор – полноправный участник действия.
В «Мертвых душах», по словам композитора, ставилась цель предельной вокализации текста. Родион Щедрин не скрывает того, что считает произведение Гоголя «Библией русского языка». А потому к тексту надо было отнестись максимально бережно, сохранив вокальную интонацию в предельной ясности выражения, чтобы она дошла до сердца слушателя.
Отрадно, что репертуар Мариинского театра с каждым сезоном пополняется оперным наследием XX века. Эти постановки, затем, как правило, занимают достойное место в репертуаре театра. К таким примерам смело можно отнести оперу Леоша Яначека «Енуфа». Мировая премьера состоялась в 1904 году в Брно, а в Петербурге – более чем через 100 лет после этого, в 2007 году. Драматизм и накал страстей, разворачивающийся по сюжету в обычной деревне, до сих пор не оставляет равнодушным слушателя, взывая к сочувствию и сопереживанию. Автор постановки - молодой режиссер Василий Бархатов.
В театре оперы и балета консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова обещает быть интересной Международная неделя консерваторий, которая пройдет 21 – 28 октября. В ней примут участие ведущие высшие школы музыки со всего мира (в программе значится 13 стран, включая Францию, Испанию, Германию, Италию, Польшу, Израиль и даже Панаму). В информационном письме к XI фестивалю, приуроченному к данной неделе, читаем: «Одной из примечательных традиций «Консерваторской недели» являются премьеры новых сочинений молодых и известных композиторов. Особенным консерваторским посвящением Италии и Испании станет «Осенний карнавал» - вечер мировых премьер мини-опер и балетов на испанские и итальянские сюжеты, создаваемых специально для фестиваля молодыми петербургскими композиторами».
Нельзя не упомянуть еще об одном событии. Концерт, посвященный памяти прославленного тенора, солнечного итальянца Лучано Паваротти и приуроченный к 50-летию со дня дебюта маэстро на сцене. Он будет проходить на площадке Большого концертного зала «Октябрьский» 10 октября. На сцену поднимутся ученики певца. Среди них: Франческа Каппеллетти, Первин Чакар, Симона Тодаро, Клара Каланна, Джакомо Патти, Алессандро Скотто, Андреа Дзаупа. Инициатором данного события явилась вдова Паваротти – Николетта Мантовани.
Пожелаем оперному слушателю и зрителю 2011 года открытий новых имен, ярких впечатлений и озарений.