Московская филармония уже не первый год открывает свой сезон вокальным концертом, что не может не радовать поклонников бельканто. И, разумеется, на такое статусное мероприятие необходимо «выписать» звезду поярче – праздник должен получиться при любой погоде. Открытию сезона 2011-2012 московская погода не слишком сопутствовала – серая дождливая угрюмость расползлась по столице во всей своем унылом великолепии – тем не менее, это не помешало изрядному количеству московских меломанов добраться до Концертного зала имени Чайковского и наполнить его практически на сто процентов.
В этом году открытие филармонического сезона «усугублено» другим, не менее значительным поводом: этим же концертом в Москве стартовал третий Большой фестиваль Российского национального оркестра. Как ни удивительно, но подобно и двум предыдущим форумам, самые интересные события на оркестровом фестивале – это вокальные программы.
Правда в этом году не будет концертных исполнений опер (в прошлые годы это были «Волшебная флейта» и «Золушка» Россини), но зато мероприятий, в которых вокал является центральным событием, в этот раз будет целых четыре. Похоже, что пианисту и дирижеру Михаилу Плетневу пение определенно приходится по вкусу – большинство маэстро-симфонистов недолюбливают вокал как таковой и снисходят до необходимости аккомпанировать певцам только в крайних случаях.
Для начала объединенного праздника филармонии и РНО позвали именитую болгарку Веселину Казарову, чья звезда, зажегшись два десятилетия назад на Зальцбургском фестивале, до сих пор сияет достаточно ярко: у певицы на сезон, который она начала в российской столице, престижные ангажементы в театрах Вены, Мюнхена, Берлина и Цюриха. До сих пор болгарское меццо не выступала в России, хотя поклонники вокала, разумеется, знают ее творчество превосходно и приезда примадонны ждали давно.
В Москве Казарова предпочла показаться в том репертуаре, с которого когда-то начинала в родной Софийской консерватории, и который в первую очередь прославил ее в мире – первое отделение было посвящено Моцарту, а второе – Россини. «Популярным» Моцартом концерт стартовал – оркестр несколько поспешно отыграл знаменитую увертюру к «Свадьбе Фигаро», а три больших вокальных номера были, пожалуй, из Моцарта «раритетного» (по крайней мере, для России): две арии Секста из «Милосердия Тита» и ария Фарнака из «Митридата». Брючные же роли продолжили и россиниевскую часть – Казарова предстала в ролях Арзаче из «Семирамиды» и Танкреда из одноименной оперы (из последней прозвучали две арии – каватина и рондо), и лишь на закуску вокалистка вернулась в свое «природное» состояние, исполнив речитатив и рондо Изабеллы из «Итальянки в Алжире».
Концерт неоспоримо подтвердил звездный статус примадонны – Казарова предстала перед московской публикой опытной, мастеровитой вокалисткой, профессионально демонстрируя весь арсенал хитростей белькантистки: и большой диапазон, и колоратурную живость, и изящную нюансировку, и безусловное владение стилем. Но осталось впечатление, что технического блеска в ее пении было гораздо больше, чем хотелось бы – певица словно «добирала» за счет всевозможных приемов того, чего она уже не в силах продемонстрировать на все сто, а именно свежести и красоты звука как такового.
В сегодняшнем пении Казаровой – много глухих, гулких нот, в особенности на переходе от нижнего регистра к середине, много резкого звучания на верхах (некоторые финальные верхние «эвересты» напоминали крики чайки), ее колоратуры точны и быстры, но ноты недостаточно легатированы, отчего порой головокружительные пассажи напоминали не журчание ручейка, а кудахтанье наседки.
По поведению артистки на сцене, ее телодвижениям было очевидно, что вокализация ей дается не без труда: максимально задействуются все мышечные усилия, певица постоянно активизирует разные участки корпуса, отчего ее пластика выглядит угловатой и агрессивной, но эта титаническая работа далеко не всегда давала превосходный результат – жёсткое звучание в целом превалировало над пряной роскошью саунда. В избранных певицей для концерта сплошь брючных партиях несколько недостает необходимого контральтового окраса – густота и «мужественный» отлив тембра скорее «деланные», «химические», отчего все травестийные арии прозвучали намного менее интересно, чем та же Изабелла, в которой певице уже не было надобности добавлять в голос не свойственной ему брутальности.
Московская публика принимала славянскую примадонну горячо и восторженно, в награду за что получила целых два биса из области совсем другой музыки – из романтизма конца 19 века. Именно здесь Казаровой более всего удалось раскрыться эмоционально, но в то же время, например, сверхпопулярная третья ария Далилы более всего выявила, что пение на широком легато сегодня удается именитой болгарке намного меньше, чем в былые годы. С большим чувством, что естественно было с энтузиазмом воспринято русской публикой, была исполнена гениальная ария Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского, однако некоторые смысловые акценты и особенности произношения сильно выдавали в певице иностранное происхождение – здесь она очень уступила своей соотечественнице Красимире Стояновой, чье перевоплощение в пушкинскую Татьяну минувшей зимой было поистине невероятным.
За пультом РНО на открытии фестиваля стоял не его шеф, а выдающийся русский немец Томас Зандерлинг. Памятуя его почти гениальные интерпретации «Фиделио» (в том же КЗЧ в 2004-м) и «Катерины Измайловой» (в Большом театре в 2006-м), сложилось впечатление, что музыка, каковой ему пришлось дирижировать на этот раз, не слишком увлекает маэстро. Оркестр продемонстрировал свой высокий класс, достойно начав фестивальную неделю, однако от РНО мы слышали иной раз и более вдохновенную и интересную игру – надеюсь, что еще услышим на прочих концертах роскошной программы форума.
Большой фестиваль РНО, Концертный зал имени Чайковского
Театры и фестивали
Персоналии
Российский национальный оркестр
Коллективы