Жителям и гостям Пезаро, а также завсегдатаям Россиниевского Оперного Фестиваля хорошо известен адрес Via Rossini, 2. Именно по этому адресу расположен Театр Россини, без которого немыслимо проведение одного из самых утонченных музыкальных мероприятий Италии. И, однако, ошибается тот, кто думает, что этот адрес принадлежит только Театру Россини. Может быть, кому-то не хватило времени на осмотр всех помещений, а кто-то забыл очки: ибо по тому же самому адресу проживают персонажи очаровательного юношеского фарса Россини «Шёлковая лестница». Да, да, волею режиссера Дамиано Микьелетто!
Микьелетто хорошо известен завсегдатаям РОФа: сначала он прославился постановкой «Сороки-воровки» в 2007 году, памятной тем, что во втором акте персонажи бродили по сцене по колено в воде, затем, в году 2010 представил мрачного и немало заставившего говорить о себе «Сигизмунда», действие которого было перенесено в сумасшедший дом.
Между «Сорокой-воровкой» и «Сигизмундом» в 2009 году венецианский режиссер поставил юношеский фарс Россини «Шелковая лестница»: тот год ознаменовался большими расходами на постановку редко исполняемой оперы «Зельмира» и, похоже, руководство фестиваля прямо обратилось к Микьелетто с просьбой сделать спектакль с минимальными затратами, как ныне принято говорить, low cost.
Затея удалась: Микьелетто со своим постоянным сотрудником Паоло Фантином поставили скромный, но крайне веселый и красочный спектакль. А причем же тут Театр Россини? А при том, что квартира главной героини Джулии расположена по тому же адресу. Не совсем обычная квартира: в ней отсутствуют стены. Фантин использовал идею зеркала, но приветов от знаменитого сценографа Йозефа Свободы (автора обошедшей многие театры «Травиаты» с зеркалами) не поступало: в Пезаро зеркало четко давало понять, что в квартире Джулии пять комнат, и она весьма элегантно обставлена. В ней есть решительно все для комфортной жизни: мебель, кухня и ванная комната. Именно в этой квартирке разворачивается интрига, в которой задействованы две молодые влюбленные пары и ворчливый опекун. Именно под изысканно расписанным потолком театра Россини исполнители от души развлекаются в целых сериях gag, которые у Микьелетто премилым образом сочетаются с тонкой работой с поющими актерами.
Из состава, занятого в премьерной «Шелковой лестнице» 2009 года, остался один Паоло Бордонья в роли Джермано: ему-то и принадлежит пальмовая ветвь за единственный в своем роде комический дар, безупречный вокал и поразительное чувство стиля! В спектакле Микьелетто глупый слуга Джермано превращен в филиппинца (в Италии по традиции выходцы из этой страны выполняют функции домработниц / домработников ), и тут уж Бордонья развернулся вовсю. Симоне Альбергини явил собственное неоспоримое мужское и артистическое очарование в роли Блансака, чуточку оступившись только в виртуозной арии с баулом, где ему не вполне покорились колоратуры. Аргентинский тенор Хуан Франсиско Гателл вынес на своих плечах нелегкую ношу, чередуя партию Феррандо в Мачерате с ролью тайного мужа Джулии Дорвиля и, в общем, с успехом, хотя в его небольшом, нежном и безупречно воспитанном голосе ощущалась некоторая усталость. Джон Зуккерман был на своем месте в роли Дормона.
Девушки чуть проиграли вокальное соревнование мужчинам: в роли Джулии дебютировала певица из Израиля Хила Баджо, раскованная и увлекательная актерски, но ее вокальное искусство уступило ее блеску актрисы; столь же блестяща и убедительна сценически была Хосе Мария Ло Монако в роли Лучиллы, и точно так же чуть бледнее был ее вокал.
Во главе Симфонического оркестра имени Россини стоял молодой испанец Хосе-Мигель Перес-Сьерра, с иронией и «дьявольской» динамичностью дирижировавший фарсом двадцатилетнего Россини.
Пезаро — приморский город, и много людей приезжает сюда на отдых, но ведь всегда найдутся те, кого интересуют вещи иные. Их путь лежит снова на улицу Россини, 2: в одиннадцать часов утра, два раза на протяжении фестиваля, вокальная молодежь выступает здесь в сценической кантате Маэстро «Путешествие в Реймс». Если у кого-то, как у автора этих строк, были сомнения, они быстро развеялись: редко приходится так искренне развлекаться в театре.
Исполнение кантаты силами студентов Россиниевской Академии уже давно стало традицией РОФа. Спектакль в буквальном смысле сделан «из ничего»: действие перенесeно в наше время, на сцене серия белых шезлонгов, спасательные круги (палуба круизного лайнера?), минимум аксессуаров. Все персонажи поначалу одеты в белые махровые купальные халаты, дамы часто появляются с полотенцем на голове и с косметической маской на лице, а в финале предстают в различных и каждому к лицу вечерних нарядах (художница по костюмам Пепа Ойангурен). В программке с предельной честностью говорится не об оформлении, но об элементах оформления (их автор, он же режиссер Эмилио Саджи): намек на то, что ваше удовольствие целиком будет зависеть от артистов. Еще бы, ведь речь идет о bel canto, прекрасном пении! И чудо, не столь частое в наше время, свершается: задействованные в «Путешествии в Реймс» певцы, не наделенные выдающимися и незабываемыми голосами, поют с таким вдохновением и с таким успехом дурачатся, что публике не остается ничего, как получать удовольствие!
Противники глобализации вынуждены будут признать собственную неправоту, если им случится попасть на молодежное «Путешествие в Реймс» в Пезаро: в спектакле заняты певцы из Италии, Китая, Кубы, Турции, немало наших соотечественников. И этот факт искренне радует: Россини чарует всех, всем дает трудные задания и всех побуждает думать, совершенствоваться и развлекаться! Все исполнители кантаты выкладываются до конца, два часа сорок пять минут пролетают мгновенно, и по ходу действия зритель успевает полюбить чуть ли не каждого: Елену Цаллагову (Коринна), Адриану Ди Паола (маркиза Мелибея), Марию Алейда (графиня ди Фольвиль), Веру Чеканову (мадам Кортезе), Лу Юаня (кавалер Бельфьоре), Канера Акина (граф Либенскоф), Андреа Винченцо Бонсиньоре (лорд Сидней), Маттео Д’Аполито (дон Профондо), Джампьеро Чичино (барон Тромбонок), Элиера Муньоса (дон Альваро/дон Пруденцио). Кто-то из них еще незрел, хотя интересен и очарователен, а кто-то закончeнный артист: среди них Цаллагова, Алейда, Д’Аполито, Юань.
Самый большой сюрприз подстерегает публику, когда за пультом появляется двадцатипятилетнее существо женского пола с длинными черными волосами и миндалевидным разрезом глаз: дирижер Йи-Чен Лин из Тайваня. С большой деликатностью юная «дирижерша» аккомпанирует певцам, демонстрируя также уверенность в себе и твердо ведя за собой оркестр и солистов в знаменитом ансамбле для четырнадцати голосов.
До встречи в будущем году, Rossini Opera Festival, до встречи по адресу via Rossini, 2!
Фото Amati Bacciardi любезно предоставлены Rossini Opera Festival