Сиянье чистой красоты в барочном аудиториуме

«Олимпиада» Перголези на фестивале Перголези-Спонтини в Йези

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Есть в Италии вечные города — Рим, Флоренция, Венеция. Их знают все, и все туда ездят. Хрестоматийные виды, запечатленные на открытках, порой затрудняют путь к их подлинной, неоткрыточной красоте и глубинной сущности их культуры. Но вся Италия несказанно прекрасна — и не до конца открыта. Что касается центральных ее областей, то поток туристов привычно течет в Тоскану, в то время как в паре часов езды лежат еще два региона, Умбрия и Марке. Не менее прекрасные.

Область Марке с центром в Анконе, городе, основанном древними греками, подобна чудесной сверкающей мозаике. Старинные средневековые города, сельские местечки, разбросанные тут и там на мягких холмах, песочные пляжи и высокие утесы. С одной стороны — лазурная Адриатика, с другой — голубые хребты Аппенинских гор.

1/6

Изысканная кухня — одна из основных туристских приманок: кто рискнет отказаться попробовать драгоценные трюфели, ароматные сыры и колбасы, знаменитые асколанские оливки и, конечно, великое множество блюд из свежей рыбы? Марке способны подарить вам все: от наслаждений искусством до беззаботного отдыха на золотых песках, от дегустации превосходной местной кухни и вин до общения со все еще нетронутой природой.

Эта земля еще и щедра на гениев. Помимо Рафаэля, рожденного в Урбино, и Джакомо Леопарди, появившегося на свет в Реканати, Марке подарили миру целую плеяду выдающихся композиторов. Самая яркая звезда среди них — Джоакино Россини из Пезаро. Но не забыты и Джованни Баттиста Перголези из Йези, Гаспаре Спонтини из Майолати, Джузеппе Персиани из Реканати, Филиппо Маркетти из Болоньолы. Из Йези вел свое происхождение и знаменитый оперный импресарио девятнадцатого века Алессандро Ланари, сыгравший немалую роль в судьбе ранних опер Верди.

География Аппенинского полуострова не способствует появлению и процветанию больших городов. Италия богата и прекрасна городами малыми: каждый из них светит особенным светом, пленяет только ему присущими цветами и завлекает только ему присущими ароматами. Йези, что неподалеку от Анконы, центра региона Марке,— один из них. Путь наш лежит именно туда.

В Йези, помимо автора прелестной «Служанки-госпожи» Джованни Баттисты Перголези, умудрился родиться еще один великий человек: император Германии Фридрих Второй (полный титул Фридрих Седьмой Гогенштауфен, или Фридрих Первый Сицилийский, или Фридрих Второй, император Священной Римской Империи, король Сицилии, герцог Апулии, князь Капуи, король Иерусалима, император римлян, король Италии и король Германии). Произошло это по случайности: его мать Констанца д’Альтавилла, дочь Роже Второго Норманского, находилась на пути в Палермо, где должна была встретиться с мужем, Генрихом Шестым, всего лишь днем раньше, в день Рождества 1194 года, коронованным королем Сицилии. На площади Йези был устроен балдахин, под которым императрица в присутствии публики родила наследника трона.

К чему все эти милые рассказы об одном из выдающихся людей Средневековья? Ведь речь в наших заметках пойдет о постановке «Олимпиады» — значительного творения Перголези, созданного в 1735 году на классическое либретто Пьетро Метастазио. Да к тому, что «Олимпиаду» играют в театре-студии Мориконе, а на самом деле барочном аудиториуме Сан-Флориано, расположенному на площади, носящей имя Фридриха Второго. Как не остановиться на ней, не залюбоваться идеальной гармонией пространства и цвета? Площадь, полная света и воздуха, украшена обелиском с фонтаном, пленяет характерным нежным цветом кирпича, из которого построены многие здания в городах области Марке, а под ногами бежит каменная лента: «На этой площади 26 декабря 1194 года родился император Фридрих Второй».

Вот уже десяток лет в Йези существует музыкальный фестиваль, посвященный двум великим уроженцам этой земли: Перголези и Спонтини. Когда фестиваль родился, немало было голосов, пророчивших ему скорую смерть, что понятно каждому, знакомому с итальянскими реалиями: на родине культуры культура играет самую незаметную роль. Но большая музыка в маленьком городе выжила: ныне фестиваль проводится в одиннадцатый раз. Программа его часто разнообразна, произведения звучат в разных и всегда красивых местах и могут доставить немалое наслаждение любителям музыки восемнадцатого века. На нынешнем фестивале можно услышать оперы Перголези «Салюстия», «Служанка-госпожа», «Олимпиада», побывать на концертах.

Классическое либретто Метастазио удостоили своим вниманием около пятидесяти композиторов, среди которых Кальдара, Вивальди, Паизиелло и Чимароза. Поставленная в Риме в театре Тординона опера Перголези поначалу не снискала большого успеха, зато после смерти молодого автора ей начала сопутствовать воистину огромная слава. Восемьдесят лет спустя после создания «Олимпиады» Стендаль посвятил ей великолепные и прочувствованные строки, возвеличивая ее как одну из вершин оперного искусства XVIII века. История, рассказанная в опере, разворачивается в эпоху классической Греции, во время олимпийских игр: Мегакл выступает в состязаниях под именем своего лучшего друга Ликида, дабы завоевать для него руку дочери царя Клистена. Но не знает, что речь идет об Аристее, его давней любви. Когда правда выходит наружу, Ликида приговаривают к изгнанию, а Мегакл пытается лишить себя жизни. По счастью, в конце оперы выясняется, что Ликид — сын царя Клистена и брат Аристеи, и Мегакл и Аристея могут наслаждаться заслуженным счастьем.

В этом году на фестивале возобновлена постановка, осуществленная девять лет назад режиссером Итало Нунциатой специально для своеобразного пространства театра-cтудии Мориконе. Постановка очень удачна, что доказывает ее успех у публики по прошествии большого срока после премьеры. Она очень проста, буквально создана «из ничего»: подиум в форме эллипса в центре, четыре соединенные с ним «дорожки», служащие для входа и выхода артистов, минимум аксессуаров (сценография Луиджи Скольо), великолепные костюмы (художник по костюмам Руджеро Витрани), парики, грим и свет, поставленный Патриком Латроникой. Все остальное — мастерство артистов. Поющие актеры действуют в непосредственной близости от публики, можно уловить все тонкости вокальной отделки, увидеть малейшее движение лица. Все это создает эффект соприсутствия. Артисты миманса, одетые в то же элегантное платье и с масками на лице, помогают обозначить место действия, вынося на подиумы аскетичные акссесуары: решетки, когда действие развивается в тюрьме, кусок ткани голубого цвета, символизирующий воды реки Алфей, куда в отчаянии бросился Мегакл.

В наши печальные для вокального искусства времена очень трудно попасть на праздник, но если кому-то повезло оказаться в Йези в те два дня, что давали «Олимпиаду», то это был настоящий праздник! Многие из певцов проявили себя первыми среди равных, и особенно наша соотечественница Любовь Петрова в роли Аристеи подарила истинное, высокое наслаждение: кристально чистый голос, глубокое проникновение в стиль исполняемой музыки, удивительная верность акцентов и убедительность существования на сцене. Под стать российской певице Йетзабель Ариас Фернандес в роли возлюбленной Ликида Аргены. Две прекрасные женщины в мужских ролях Ликида и Мегакла покорили уши и сердце публики: Дженнифер Ривера — Ликид и София Соловий — Мегакл. Ривера создала подлинно драматический образ Ликида, с большой значительностью и накалом пела длинные речитативы и блистала в колоратурных пассажах. У Соловий красивый тембр и способность быть интересной на сцене, хотя певица демонстрировала некоторые недостатки техники. Ветеран Рауль Хименес предстал в роли царя Клистена. Заслуженный тенор сохраняет значительную сценическую стать и звучность голоса, хотя у него слишком часто проскальзывало носовое звучание. Антонио Лодзана в партии Аминты и Милена Сторти в партии Алькандра явились почти идеальными comprimario.

Оркестр, занятый в «Олимпиаде», — по заслугам снискавший отличную репутацию коллектив, специализирующийся на старинной музыке,— Academia Montis Regalis, существующий с 1994 года и имеющий в своем активе выступления в престижных концертных залах и многочисленные записи на компакт-диски. Музыканты оркестра играют на подлинных старинных инструментах. Алессандро Де Марки вел за собой артистов с подлинным блеском, выявив возможности каждой группы, что создало необходимые контрасты между знаменитыми ариями, которых так много в «Олимпиаде».

Сиянью чистой красоты, которая излучала опера Перголези в его родном городе, не смогла помешать воистину непереносимая жара: на память о ней у публики остались весьма элегантные черные веера с надписью Fondazione Pergolesi Spontini.

Фотографии Binci любезно предоставлены Fondazione Pergolesi Spontini

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ