Сегодня мы завершаем публикацию обзора нашего корреспондента Сергея Элькина о новом оперном сезоне в США.
Немало интересного происходит в других оперных театрах США.
В Опере Сан-Диего готовится премьера оперы Джейка Хегги «Моби Дик» по одноименному роману Германа Мелвилла. Мировая премьера этой оперы с Беном Хеппнером в главной партии состоялась в Опере Далласа в мае нынешнего года.
В создании спектакля принимали участие театры Сан-Франциско, Сан-Диего, Лос-Анджелеса, Опера Калгари и Австралийская опера. Во всех этих театрах покажут «Моби Дика» (но уже без Хеппнера). Список открывает Сан-Диего. В партии одноногого морского капитана Ахава — американский тенор Джей Хантер Моррис. Среди других опер, представленных в новом сезоне, — «Саломея» Р. Штрауса с Лиз Линдстром (Саломея) и Ириной Мишурой (Иродиада, дебют в Сан-Диего и единственное в этом сезоне появление российской певицы в США), «Дон Паскуале» Г. Доницетти с Даниэллой Де Низе в партии Норины и «Севильский цирюльник» Дж. Россини с Александром Виноградовым в партии дона Базилио (дебют в Сан-Диего). 24 марта в Опере Сан-Диего состоится сольный концерт Рене Флеминг. Опера Сан-Диего — единственный оперный театр в США, который не скрывает свои планы на будущие сезоны. Уже сейчас объявлено, что в 2013 году зрители увидят оперу «Убийство в соборе» Ильдебрандо Пиццетти с Ферручо Фурланетто в партии Томаса Бекета и «Самсон и Далила» К. Сен-Санса с Клифтоном Форбисом и Надей Крастевой. В планах театра на 2014 год — «Бал-маскарад» Дж. Верди с Петром Бечалой, Крассимирой Стояновой и Стефани Блайт, на 2015 год — опера Р. Вагнера «Тангейзер».
Опера Миннесоты представляет в новом сезоне мировую премьеру сочинения американского композитора Кевина Патса «Ночь молчания» (премьера — 12 ноября). В основе сюжета — реальная история, случившаяся во время Первой мировой войны. В канун Рождества 1914 года английские, немецкие и французские солдаты неожиданно объявили перемирие и дружно встретили праздник. На европейских фронтах воцарился мир на одну ночь. Ночь молчания... Сочинение Кевина Патса основано на фильме французского режиссера Кристиана Кариона «Счастливое Рождество» (2005). В главной партии — американский тенор Уильям Берден.
В планах Нью-Йоркской городской оперы — американская премьера оперы Руфуса Уайнрайта «Примадонна». Многие американские критики называют Уайнрайта одним из самых интересных композиторов нового поколения. Он родился под Нью-Йорком, жил с матерью в Монреале. В шесть лет начал играть на рояле, в тринадцать — выступал с семейной группой, в которую входили его сестра, мать и тетя. В четырнадцать лет его композиция «I’m A-Runnin» номинировалась на канадскую кинопремию (аналог «Оскара») как лучшая музыка к фильму. В том же возрасте он был номинирован на главную канадскую музыкальную премию «Juno» как лучшее молодое дарование. Руфус Уайнрайт выступает с сольными концертами, активно работает на телевидении и в кино. Сочинил музыку к двадцати шести фильмам, в некоторых — среди них «Авиатор» (2004) Мартина Скорсезе и «Высоты» (2005) Криса Террио — выступал в качестве актера. «Примадонна» — первая опера Уайнрайта. Лондонская «Таймс» пишет о ней, как о «любовной песне с непременными темами потери, предательства и ностальгии, написанными в музыкальных стилях Золотого века оперы». Главная героиня оперы (эту партию исполняет Мелоди Мур) пытается вернуться в прошлое и заставить вновь говорить о себе.
Мировая премьера «Примадонны» состоялась на музыкальном фестивале в Манчестере. После этого спектакль был показан в Уэльсе и Торонто. Режиссер — Тим Албери. Хореограф — Филипп Жиродо. Опера исполняется на французском языке.
Опера Сиэттла показывает оперу Дж. Верди «Аттила» в новой постановке французского режиссера Бернара Узана. В главной партии — американский бас-баритон Джон Рилея. Дирижер — Карло Монтанаро.
Лирик-опера Бостона открывает сезон новой постановкой «Макбета» Дж. Верди с новыми для Бостона солистами: Макбет — Дэниэль Сатин, леди Макбет — Картер Скотт. Дирижер — Дэвид Ангус. Режиссер — Дэвид Швейцер.
Классика музыкального театра XX века, опера сэра Майкла Типпетта «Свадьба в Иванову ночь» — центральное событие нового сезона в Опере Бостона. Дирижер — Джил Роуз. Режиссер — Дэниэл Пелциг.
Опера Далласа в новом сезоне представляет забытую одноактную оперу (оперетту) Жоржа Бизе «Доктор Миракль». В спектакле участвуют молодые американские исполнители. Дирижер — Джулиан Рид. Режиссер — Томас Буржио.
Оперная компания Филадельфии готовит премьеру первой оперы тридцатилетнего американского композитора Нико Мули «Темные сестры» (премьера — 8 июня). После окончания Колумбийского университета (у него диплом по специальности «Английская литература») Мули учился в Джульярдской школе у Джона Корильяно. В августе на музыкальном фестивале в Равинии я слушал мировую премьеру сочинения «Край мира» для пяти фортепиано. Мули написал это произведение специально для семейного ансамбля братьев и сестер Браун «The 5 Browns». Забавно было слушать перекличку-диалог пяти роялей в разных музыкальных стилях. В основе оперы «Темные сестры» — история женщины (в этой партии — американская певица Кэтлин Линч), попавшей в руки секты мормонов.
Оперная компания Филадельфии считается одной из первых в США по части открытия новых имен. Недавно она объявила имя первого в своей истории композитора-резидента. Им стал нью-йоркский композитор эстонского происхождения Лембит Бичер. Надо полагать, в недалеком будущем нас ждут премьеры его опер.
2-4 декабря в Лос-Анджелесе состоится мировая премьера концертно-сценического исполнения неоконченной оперы Дмитрия Шостаковича «Оранго». Рукопись этой оперы была найдена в 2004 году старшим научным сотрудником архива Шостаковича и музея имени Глинки в Москве Ольгой Дигонской. По просьбе вдовы композитора Ирины Антоновны оркестровку произведения осуществил английский композитор и музыковед Джерард Макберни (мои интервью с Макберни и Дигонской читайте здесь). Лос-Анджелесским симфоническим оркестром дирижирует Эса-Пекка Салонен. Режиссер — Питер Селларс. Солисты будут объявлены позднее. Ожидается приезд вдовы композитора И. А. Шостакович.
Я с нетерпением жду премьеры Чикагского оперного театра (не путать с Лирик-оперой Чикаго: это два разных театра) — оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва. Черемушки» (премьера — 14 апреля) по либретто В. Масса и М. Червинского в оркестровке того же Макберни. В 2006 году оперетта была поставлена на Малой сцене Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Опера исполняется на английском языке в новой адаптации Мег Мирошник. Дирижер — Александр Платт. Режиссер — Майк Донахью. Художник-постановщик — Аня Клепикова. Солисты будут объявлены позднее.
В планах Чикагского оперного театра на 2012 год — оперы «Волшебная флейта» В.А.Моцарта и «Тесей» Г.Ф.Генделя.
Ранее в этом году было объявлено, что театр покидает его многолетний генеральный директор Брайан Дики. Это большая потеря для театра и Чикаго в целом. Если в конце девяностых Чикагский оперный театр еле сводил концы с концами, существуя на пожертвования нескольких спонсоров, то с приходом Дики о театре заговорили по всей Америке. Дики приехал в Чикаго из Европы. Долгие годы он на разных должностях работал в Глайндборне, был главным администратором Глайндборнской фестивальной оперы. Проведя там двадцать семь лет, Дики превратил этот музыкальный фестиваль в один из интереснейших и престижных в мире! И вот он оказывается в Чикаго. Дики вспоминает: «Когда я пришел в театр, были определены постановки 2000 года, но сколько они будут стоить, никто не знал. В театре царил полнейший хаос». Первым спектаклем Дики в должности генерального директора стал «Орфей» Клаудио Монтеверди. «Все думали, что я сумасшедший. Мне говорили: «Это абсурд. Ты не соберешь зал!» Но мы продали на пятьдесят процентов билетов больше, чем на «Севильского цирюльника». Уже через год после прихода Дики в театр газета «Chicago Tribune» назвала его Человеком года в категории «Искусство».
Все эти годы неутомимый Дики гонялся по миру в поисках молодых талантов и давал им возможность начать творческую карьеру. Он признается: «Это то, что я делал для Глайндборна сорок лет назад. Я стал делать то же самое для Чикаго. Я как будто повторяю свою молодость».
В Чикагском оперном театре не поют звезды первой величины, и бюджет театра в сравнении с Лирик-оперой весьма скромный. Однако при этом успехи театра впечатляют. Он открывает для зрителей неизвестные пласты оперы, по-новому читает классические произведения и дает путевку в жизнь многим талантливым солистам и режиссерам. Так что Шостакович в этом театре может получиться очень любопытным.
Кстати, появление в репертуаре Шостаковича — результат еще одной инициативы Дики: акции под названием «Народная опера». В течение последних нескольких лет зрителям предлагается выбрать одну из трех опер следующего сезона. Народ голосует рублем, то есть долларом — вот такой оригинальный способ сбора средств. Один голос стоит один доллар, и количество голосов, как вы понимаете, не ограничено. Победитель подсчитывается по количеству голосов. В прошлые годы победителями становились редко исполняемые оперы Монтеверди, Россини, Генделя. Кто бы мог подумать, что в прошлом году приз зрительских симпатий уйдет к Шостаковичу! Перефразируя известный рассказ Юза Алешковского, можно сказать: любят все-таки в Америке русскую музыку!
Оперный сезон в США только начинается, так что многое еще впереди! Оперные рецензии, эксклюзивные интервью, обзоры — все это и многое другое читайте в нашем журнале. Наши корреспонденты и ваш покорный слуга постараются рассказать вам об Опере все самое интересное!