Коротко о разном

Темы: Юбилей Шарля Дютуа. Умер Важа Чачава. Татарская Опера начала большой гастрольный тур. Владислав Пьявко дебютировал в «Паяцах». Большой театр: скандал в благородном семействе. Юрий Любимов поставит «Князя Игоря». «Gramophone» раздал награды.

Юбилей Шарля Дютуа

7 октября исполнилось 75 лет швейцарскому дирижеру Шарлю Дютуа — известному интерпретатору русской и французской классики, а также музыки двадцатого века. Шарль Дютуа сделал завидную карьеру: он прошел путь от простого альтиста до корифея современного музыкального подиума, и вот уже не одно десятилетие маэстро обладает репутацией одного из самых маститых дирижеров нашего времени и превосходного (а по словам некоторых критиков «непревзойденного») интерпретатора.

Начиная с 1970-х годов Дютуа был главным дирижером таких блестящих коллективов, как симфонические оркестры Гётеборга, Монреаля, Национальный оркестр Франции, японский оркестр NHK. С сентября нынешнего года Шарль Дютуа является главным дирижером и художественным консультантом Филадельфийского оркестра, а в 2009 годe сменил Даниэле Гатти на посту главного дирижера Лондонского Королевского филармонического оркестра.

Умер Важа Чачава

7 октября в Тбилиси, на 79-м году жизни скончался выдающийся грузинский концертмейстер Важа Николаевич Чачава. Месяц назад ему была произведена операция по шунтированию.

Важа Чачава войдет в историю отечественной музыки как исключительно тонкий и интеллектуальный музыкант-пианист, сотворчеству с которым были всегда рады самые выдающиеся советские вокалисты.

Чачава родился в Грузии в 1933 году, преподавал в Тбилисской консерватории, работал концертмейстером Тбилисского оперного театра. Работал с Еленой Образцовой, Ириной Архиповой. Выступал на сценах театров «Ла Скала», «Лисео», Гамбургской оперы, Дрезденской оперы и в лучших концертных залах мира.

Татарская Опера начала большой гастрольный тур

4 октября 2011 г. начались гастроли оперной труппы ТАГТОиБ им.М.Джалиля в Голландии и Бельгии. 



Напомним, Татарский театр оперы и балета считается одним из самых «выездных» коллективов России: с 1993 года  театр очень много гастролирует в странах Западной Европы (Голландия, Бельгия, Франция, Дания, Португалия, Германия, Австрия, Норвегия, Дания, Швейцария), давая за сезон до 150 спектаклей за рубежом. По количеству гастролей казанскую труппу опережает лишь Мариинский театр. 

 На этот раз Государственная опера Татарстана представит зарубежным зрителям спектакли «Аида» и «Волшебная флейта».  Стоит заметить, что обе эти постановки театра уже были показаны за границей: опера «Аида» Дж. Верди – в Голландии и Португалии, зингшпиль «Волшебная флейта» В. Моцарта – в странах Бенилюкса. Решение о повторном прокате этих спектаклей свидетельствует о высоком качестве постановок и востребованности продукции Татарского театра оперы и балета в Европе. 



За полтора месяца «Аида» и «Волшебная флейта» будут показаны в общей сложности 36  раз. В спектаклях примут участие  оркестр и  хор ТАГТОиБ им. М. Джалиля, артисты балета и мимического ансамбля театра. Главные партии в операх исполнят солисты казанского театра и приглашенные артисты: Михаил Казаков (Москва, Большой театр; Казань, ТАГТОиБ), Ирина Гагите (Германия), Гульзат Даурбаева (Казахстан), Георгий Ониани (Германия), Ахмед Агади (Санкт-Петербург, Мариинский театр), Катажина Мацкевич (Польша), Калин Братеску (Румыния), Манолито Марио Франц (Австрия),  Петя Иванова (Словения), Юрий Ившин (ТАГТОиБ), Екатерина Егорова (Санкт-Петербург, Михайловский театр), Анжелина Швачка (Киев), Галина Чеплакова (Уфа) и другие. 



За дирижерским пультом выступят: главный дирижер театра Ренат Салаватов, Марко Боэми (Италия), Мика Айшенхольц (Швеция), Милош Крейчи (Чехия).

Владислав Пьявко дебютировал в «Паяцах»

Знаменитый русский тенор, отмечающий в этом году свое 70-летие, впервые в своей биографии спел партию Канио на гала-представлении оперы Р. Леонкавалло «Паяцы» в московской «Новой опере». Хотя день рождение у тенора уже прошел в феврале, юбилейное выступление-дебют состоялось только осенью.

В свои семьдесят народный артист СССР поет партию несчастного комедианта очень брутально, на пределе драматической экспрессии. Конечно, законы природы действуют для всех, но и в таком почтенном возрасте мощные, яркие, обжигающие верха Пьявко убеждают. И конечно вне конкуренции его актерское мастерство, кураж, каковые встречаются не часто на оперной сцене.

В памятный вечер партнерами знаменитости стали солисты «Новой оперы» Эльвира Хохлова (Недда), Нурлан Бекмухамбетов (Беппо), Анджей Белецкий (Тонио), Александр Мартынов (Сильвио), дирижировал спектаклем Валерий Крицков.

Большой театр: скандал в благородном семействе

Большой театр обживает историческую сцену. Первое публичное мероприятие состоялось 2 октября, когда концерт, являющейся одновременно репетицией гала-представления, которое состоится 28 октября и где планируется присутствие Президента России, дали для тех, кто осуществлял реконструкцию здания. Правда обошлось без мировых знаменитостей – Пласидо Доминго, Виолету Урману, Натали Дессей и Дмитрия Хворостовского, которые выступят здесь 28-го, заменили штатные солисты театра. Акустические впечатления от старого-нового зала противоречивые. В зале, по утверждению дирекции, до сих пор продолжается настройка акустических систем, что говорит не в пользу сохранности естественной акустики Большого – самого ценного, что должно быть в оперном театре. Оркестровая яма в театре увеличена за счет первых рядов партера и в целом зал недосчитался 350 мест по сравнению с тем, что было до реставрации.

Не обошлось и без скандалов, причем в двойном размере. На верхнем ярусе отказала электронная система слива в туалетах, по причине чего по верхнему ярусу в праздничный вечер распространился неприятный запах. А неприятные слова прозвучали в партере: перед самым началом концерта пресс-секретарь театра Екатерина Новикова объявила во всеуслышание, что мероприятие является закрытым для прессы и попросила Марию Бабалову, музыкального обозревателя газеты «Известия», покинуть зал, несмотря на то, что журналистка не была аккредитована и пришла на спектакль как обычный зритель – то есть по билету. В отношении Бабаловой, которая и не подумала сдвинуться с места, была применена физическая сила и ее выдворили из зала охранники. Версию самой Бабаловой читатель может найти на страницах «Московского комсомольца».

Случай грустный и анекдотичный одновременно. Вне зависимости от того, каким журналистом является г-жа Бабалова и какие у нее отношения сложились с пресс-службой театра, удивляет беспардонность (если не хамство) администрации первого театра страны, которая начинает жизнь в обновленном здании с подобных акций. А еще это просто граничит с глупостью: уж если кто-то из журналистской братии задастся целью написать что-то неприятное о Большом, то способов это сделать масса, и никакая пресс-служба в наш информационный век пресечь этого не в состоянии. В данном же случае был дан лишний повод оценить уровень культуры и менеджмента в ГАБТ России.

Юрий Любимов поставит «Князя Игоря»

После ухода из Театра на Таганке Юрий Любимов вплотную займется оперой. По приглашению директора Большого театра Анатолия Иксанова он поставит на сцене главного музыкального театра страны оперу «Князь Игорь» Александра Бородина. ​Премьера состоится в декабре 2012 года.

Пока не ясно какую версию оперы будут ставить в Большом – классическую, созданную Римским-Корсаковым и Глазуновым после смерти автора и прозвучавшую на мировой премьере в Мариинском театре в 1890 году, или так называемую авторскую версию, представленную театром «Геликон-опера» в Доме музыке весной этого года.

«Gramophone» раздал награды

В Лондоне объявлены обладатели наград британского журнала «Gramophone» в области академической музыки за 2011 год. Меццо-сопрано Дженет Бейкер (Janet Baker, Великобритания) награждена за вклад в музыку. 
 Приз «Выбор редактора» достался записи «Стабат Матер» Россини в исполнении Анны Нетребко и Джойс Ди Донато в сопровождении хора и оркестра Национальной академии «Санта-Чечилия» под управлением Антонио Паппано.



В номинации «Лучший спектакль на DVD» победила видеозапись оперы Верди «Дон Карлос» в постановке лондонского театра «Ковент-Гарден» с Роландо Виллазоном и Мариной Поплавской в главных партиях.



Подготовил Александр Матусевич

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ