Наш журнал посвящен оперному искусству. Именно с желанием освещать как можно более разносторонне оперную жизнь в нашей стране и в мире он и был создан в далеком уже от нас 2000 году. Иногда мы выходим за рамки жанра, пишем об оперетте, оратории или о таких произведениях, как, например, Реквием Верди, но живая связь с оперой анализируемых произведений очевидна. И мы стараемся всегда этого принципа свято придерживаться.
Московский музыкальный театр имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко известен у нас и во всем мире, прежде всего, как театр оперы и балета. В 1941 году, при слиянии Оперного театра им. Станиславского и Музыкального театра им. Немировича-Данченко Владимир Иванович, возглавивший объединенный коллектив, оставил в названии эпитет «музыкальный» - и на то у него были и право, и основание.
И хотя великий режиссер любил поэксперименторовать в области музыкального театра (чего стоила одна его «Карменсита и солдат» вместо классической «Кармен» Бизе!), но даже при его жизни, а уж тем более после смерти мастера в 1943-м, театр справедливо ассоциируется у всех, все-таки не с экспериментом, а классическим музыкальным спектаклем – оперой, балетом, иногда опереттой, но спетой настоящими, качественными оперными голосами.
Столь пространное вступление понадобилось мне вот почему. Честно признаюсь: ваш покорный слуга находится в крайне затруднительном положении. 10 и 14 октября в любимом мною с детства Музыкальном театре, на его малой сцене, состоялась премьера, на втором спектакле которой мне и довелось побывать. Но что написать мне об увиденном и услышанном «нечто», оставаясь в рамках оперного журнала и профессии оперного критика, право, ума не приложу!
Заявленный спектакль поименован в афише как «опера в 4-х картинах». Называется он – «Х. М. Смешанная техника», где аббревиатура расшифровывается вроде как «Холст. Масло», намекая на колоссальные возможности указанной методики в изобразительных искусствах. У «оперы» заявлен и композитор – Кузьма Бодров, роль которого, правда, сводится к компиляции обрывков арий из немецких и итальянских опер, украинской песни, фашистского марша и мелодий Дунаевского. Причем компиляции не многослойной, полифонической, а прямолинейному наложению несочетающихся мелодий друг на друга. Это все, что касается композиции как таковой – в большей части «оперы» вообще не звучит никакая музыка.
В перформансе правда участвуют два оперных певца (Наталья Мурадымова и Дмитрий Кондратков), а также хоры театра (основной и детский) и его оркестр, ведомые дирижером Алевтиной Иоффе. Но разве присутствие, например, иерархов РПЦ на каком-нибудь общественно-политическом мероприятии (хоть на съезде «Единой России») делает форум литургической мистерией? К тому же, по моему глубокому убеждению, лирико-драматическое сопрано Мурадымову все-таки куда более плодотворно использовать по прямому назначению (например, в партиях Баттерфляй или Тамары), нежели заставлять корпулентную солистку в задранном кверху концертном платье барахтаться в аквариуме, наполненном водой.
Не знаю, что надоумило создателей перформанса (модного авангардиста Дмитрия Крымова и композитора Бодрова) назвать свое творение оперой. От оперы здесь нет ничего – совсем ничего. Может быть лишь желание «засветиться» на сцене одного из ведущих российских оперных театров?
Не понятно также, чем этот проект привлек внимание руководства Музыкального театра: в перформансе музыка присутствует как таковая, но играет настолько вторичное, периферийное значение, что даже при всем желании назвать его не то что оперой, а просто музыкальным спектаклем язык не поворачивается. Единственный ответ – желание быть оригинальными любой ценой в компании с модным режиссером. Эксперимент ради эксперимента и чистой воды реклама и пиар.
Вот, собственно, и все, что можно сказать о прошедшей премьере. О достоинствах и недостатках как таковых авангардного бессюжетного театра настроений и состояний, который пропагандирует Дмитрий Крымов, рассуждать не стоит. Не та тема, не формат издания. Да и желающих написать о подобном действе много и цветисто из среды театральных критиков в нашем отечестве – хоть отбавляй. Вместо этого журнал приглашает перечитать рассказы Аркадия Аверченко – словно нарочно написанные «в тему». Правда, почти сто лет назад. Но как ни странно, об экспериментаторстве в искусстве уже давно всё сказано.