Среди сегодняшних многочисленных афишных предложений Московской филармонии — концерты на самые разнообразные вкусы, «лады» и «тональности». И, естественно, каждый слушатель выбирает для себя то, что интересно ему лично и в отношении репертуара, и, конечно же, в отношении исполнителей. Но очень часто случается так, что априори уже состав участников-солистов (или какая-то его часть) может и не внушить вам особого доверия, однако сама программа концерта, к тому же, если она снабжена еще каким-нибудь броским и привлекающим внимание тематическим названием, иной раз способна решительно вмешаться в ваши планы на вечер — и вот уже «незаметно для себя» вы оказываетесь на концерте. Именно по второму сценарию и развивалась история моего посещения филармонического вечера, который состоялся на сцене Большого зала московской консерватории 12 октября. «“Только хиты!” Гала-концерт итальянской оперы», – именно так горделиво возвещалось с афиши, и устоять против этих магических слов оказалось нелегко.
Сообщалось также, что концерт этот был посвящен «Году Италии в России», так что планка ожидаемого уровня была поднята высоко, а настрой на предвкушаемое событие оказался самым что ни на есть оптимистичным.
Оптимизма придавало то, что главным коллективным участником оперного гала-вечера стала Хоровая капелла России имени Юрлова (художественный руководитель и главный дирижер – Геннадий Дмитряк). Главным участником Юрловская капелла названа потому, что обсуждаемый концерт состоялся в рамках ее фирменного филармонического абонемента (№ 73): это был первый концерт нынешнего сезона. Не могу сказать, что в зале наблюдался аншлаг, но заполнен он был очень даже хорошо. И пришедшая сюда «не на шутку» заинтересованная публика, бурными овациями «сотрясавшая» ослепительную красоту только что отремонтированного Большого зала консерватории, на всё происходящее на сцене реагировала с таким неподдельным энтузиазмом, что, казалось, просто боялась его «недовыразить», а потому со своим «самовыражением» вовсе не медлила и очень спешила это продемонстрировать, да так, что один раз громом аплодисментов даже разорвала цельность оперного фрагмента, не дав исполнительнице спеть «на одном дыхании» стретту после медленной части арии. Этим номером стала выходная каватина Нормы из одноименной оперы Беллини (почти «народный» для широких слоев отечественной публики хит!), а его исполнительницей – великолепная Динара Алиева (лирико-драматическое сопрано). Не скрою, что это имя из всего состава певцов-солистов обсуждаемого вечера, внушив действительно неподдельный оптимизм, главным образом и заставило меня занять место в зрительном зале.
Конечно же, определенный интерес вызвали и упомянутые в афише концерта Оксана Волкова и Сергей Романовский. Первая – «выпускница» Молодежной программы и приглашенная солистка Большого театра, невероятно «модное» сейчас в Москве меццо-сопрано. Второй – некогда солист столичной «Новой оперы», а ныне свободный художник, лирический тенор, который весьма впечатляющим началом своей международной карьеры в «Ла Скала» заставил заговорить о себе всю музыкальную Москву – не «широкую», конечно, а исключительно «меломанскую». Названная пара певцов, с позволения сказать, – это молодая певческая поросль. Однако особую интригу гала-вечеру придало участие в нем двух представителей «старой гвардии» Большого театра – когда-то лирико-драматического, а теперь явно драматического тенора Олега Кулько и драматического баритона Юрия Нечаева. Наименее оптимистичным в плане певцов-солистов ожидалось участие в концерте баса Дмитрия Ульянова, солиста Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Собственно, так и оказалось: спетый им единственный номер (популярнейшая ария Дона Базилио «La calunnia» из «Севильского цирюльника» Россини) оказался из разряда явных «суррогатов» в традициях доморощенного исполнения.
Но наибольшее недоумение на этом мероприятии вызывало, мягко говоря, очень громкое и не всегда чистое сопровождение, которое создавал Московский государственный академический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер – Павел Коган). За его дирижерским пультом на этот раз стоял maestro di coro Геннадий Дмитряк, который справиться со всем комплексом задач, встающих перед оперным дирижером, увы, не смог. Удивительно и непостижимо досадно было слушать, как тяжелой и гремяще-неповоротливой оркестровой массой «старательно» забивались не только певцы-солисты, но и звучание хоровых фрагментов… А ведь на этом концерте именно в отношении хоровых номеров было что послушать! Это и хор-«тарантелла» из первого акта «Дочери полка» Доницетти, и хор шотландских изгнанников из четвертого акта «Макбета» Верди, и хрестоматийный «Ратаплан» из его же «Силы судьбы», и большой («пасхальный») хор из «Сельской чести» Масканьи… Наконец, это еще два вердиевских фрагмента – непременный в подобного рода концертах знаменитый хор плененных иудеев из «Набукко» и хоровой финал третьего акта «Аиды». Единственной чисто оркестровой пьесой, прозвучавшей в самом начале вечера, явилась увертюра к россиниевской «Сороке-воровке», но только вот россиниевского в ее исполнении так ни на гран и не оказалось, если даже покорно «закрыть уши» на многочисленные «киксы» медной духовой группы.
Сергею Романовскому, которому с свое время был выдан восторженный творческий аванс и который знаком нам, в частности, по концертному исполнению «Дочери полка» Доницетти, не удалось блеснуть и на сей раз: романc Неморино «Una furtiva lagrima» из «Любовного напитка» Доницетти он, что называется, просто спел, но очень «жестким», «тяжелым» звуком, а в каватине Альмавивы «Ecco ridente in cielo» из «Севильского цирюльника» Россини (первый акт) певцу пришлось вступить явно в «неравную» схватку с высокими нотами. Ровненько, аккуратно, но абсолютно «провинциально» и далеко не по-росиниевски в исполнении Оксаны Волковой прозвучала каватина «Cruda sorte!» из россиниевской «Итальянки в Алжире» (первый акт). Обладательница весьма маленького («камерного») голоса, эта певица еще дает более-менее уверенное меццо-сопрановое звучание в речитативных или медленных вокальных эпизодах, но стоит ей только приняться за виртуозные пассажи, так она тут же начинает переходить на «беззвучную вокализацию». Это, кстати, очень явно наблюдалось и в ее интерпретации партии «Кармен» на Новой сцене Большого театра. Абсолютно та же ситуация была и на обсуждаемом концерте – в «Cruda sorte!» и в солирующем сопровождении вердиевского «Ратаплана». Лишь в небольшом драматически насыщенном, неторопливом и размеренно торжественном соло с хором из «Сельской чести» мы смогли, наконец, почувствовать «настоящую голосовую плоть меццо-сопрано», но только лишь в начале номера, ибо в его финале весьма несильные forte певицы просто утонули в глубоком море оркестра и хора.
И только двум бойцам «проверенной в боях» старой гвардии Большого театра удалось грамотно «перебороть» бушующий оркестр (в данном случае, вполне в позитивном смысле). Юрий Нечаев спел всего лишь один номер (пролог из «Паяцев» Леонкавалло), но этого было достаточно, чтобы почувствовать присутствие на сцене настоящего мастера. Олег Кулько представил целых четыре номера (абсолютный рекорд вечера!): речитатив и ариозо Канио из «Паяцев», бриндизи Туридду с хором из «Сельской чести», стретту Манрико из «Трубадура» Верди и «супер-хит всех времен и народов» – арию Калафа «Nessun dorma». Можно сколько угодно – не без оснований, конечно! – говорить о тех или иных огрехах этого исполнителя, к примеру, о недостаточно яркой «середине» или о не больно-то «изящном» звучании переходных нот, но верхнее «до» у него по-прежнему в кармане (да еще какое – полновесное и полнозвучное!). Именно поэтому в сегодняшнем штатном расписании теноровой группы постоянных солистов Большого театра, когда в мире давно уже продолжается кризис настоящих драматических теноров, он всё еще лидер, если не тенор «номер один»! В связи с сим категоричным утверждением, хотя в данном контексте носящим локальный характер в пределах Москвы и не претендующим на «мировой масштаб», предвижу всплеск массового негодования, поэтому, в первую очередь, особо хотелось бы попросить фанатичных поклонников сеньора Доминго не утруждать себя напрасным метанием «громов и молний»: громоотвод на них всегда найдется!
И наконец, определенно главной героиней обсуждаемого вечера явилась Динара Алиева, которая помимо выходной каватины Нормы «Casta diva … Ah! bello a me ritornа» исполнила арию Мадам Баттерфляй «Un bel di vedremo» из одноименной оперы Пуччини (второй акт) и мелодию Леоноры «Pace, pace, mio Dio» из «Силы судьбы» (четвертый акт). Справедливости ради, заметим, что, в целом, каватина Нормы, в которой в неприкосновенности была оставлена лишь знаменитая «Casta diva», прозвучала в несколько усеченной конфигурации, но и это уже явный «прогресс», ведь в концертах именно медленной частью, как правило, всегда и довольствуются. В данном случае исполнительница решила пойти на однозначный риск, ведь, вообще говоря, ария Нормы в ее репертуаре достаточно неожиданна. На мой взгляд, основной репертуарный конек певицы – это партии сильных и «мятежных» героинь в операх Верди и Пуччини, особенно Верди. И вполне закономерно, что именно в них она всегда производит наибольшее впечатление: так было и на ее сольном оркестровом рецитале, так есть и сейчас. И всё же риск с Нормой оправдался. И хотя, лично по моим ощущениям, здесь певице еще надо работать над красотой и филировкой звука (всё же Беллини оставил нам изысканнейший образец оперного бельканто!), мини-портрет Нормы предстал на этот раз очень достойным, технически выверенным и эмоционально наполненным: мне он был, прежде всего, интересен – интересен в плане своего психологического наполнения. И на сегодняшней стадии постижения певицей вокального образа это было, пожалуй, главным. Так что, подводя итог всему сказанному о певцах-солистах, спешу заметить, что выражение «итальянская опера по-нашему» – это вовсе не ирония, а, в основном, вполне «серьезная» жизнеспособная формула.
И словно ради проверки ее на прочность, на 17 октября, в рамках проектов Московской филармонии и «Года Италии в России», на сцене Концертного зала имени Чайковского запланирован аналогичный концерт под названием «Жемчужины итальянской оперы XIX века». Однако на этот раз оркестр, хор, дирижер и «квартет» певцов-солистов (вместо нынешнего «секстета») будут итальянскими. Анонсированные имена итальянских коллективов, певцов-солистов и дирижера лично для меня абсолютно не на слуху, но интрига от этого становится еще более захватывающей, а невольное сравнение и сопоставление названных событий-«двойников», конечно же, будет неизбежным. Итак, в концертной лаборатории «итальянской оперы по-нашему» мы побывали. Теперь на очереди – «итальянская опера по-итальянски». Так что увидимся на концерте, а затем, Бог даст, снова встретимся на страницах нашего интернет-журнала…