Несмотря на то, что речь в наших заметках пойдет о весьма серьезной опере Гаэтано Доницетти «Мария ди Роган», которую поклонники бергамасского маэстро могли услышать в его родном в городе, в изумительной красоты театре, носящем его имя, автора тянет любовно поиронизировать. Знатокам популярной трилогии Александра Дюма-сына («Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон») не составит никакого труда вообразить исторический колорит «Марии ди Роган»: положенные в основу либретто события имеют под собой реальные исторические факты, а главная героиня — не кто иная, как одна из знаменитых женщин эпохи Людовика Тринадцатого, Мари дe Роган-Монблазон, герцогиня ди Шеврез (1600-1679), она же, волею французского романиста, возлюбленная одновременно Атоса и Арамиса и мать Рауля, виконта де Бражелон.
Опера Доницетти «Мария ди Роган» создана в 1843 году для Театра у Каринтийских ворот в Вене и имела значительный успех. В Италии она, однако, никогда не принадлежала к любимым творениям бергамасского гения, хотя по праву может считаться одной из самых интересных и зрелых драматических партитур композитора. Театр Доницетти показал постановку «Марии ди Роган» в рамках ежегодного мероприятия «Bergamo Musica Festival Gaetano Donizetti», который открылся другой редкой оперой великого земляка, «Джемма ди Вержи».
То, что предстало взору в окружении очень красивой рамы, коей является театр Доницетти, было в свою очередь очень красиво. Художник Анджело Сала затянул сценическую коробку, включая пол, в красивые драпировки голубого цвета, оставив свободным большое пространство в середине, где ткань уложена таким образом, что напоминает водоворот: намек на силу страстей, которые кипят в опере. Столь же красива и изысканна золотая рама с перспективой величественных интерьеров, откуда появляются и куда уходят персонажи. Рама наклонена, как если бы ее криво повесили нерадивые слуги, и с каждым актом все больше уходит в пол, как бы намекая на приближающийся трагический финал. Столь приятная глазу «картинка» таковой и остается, ибо режиссер Роберто Реккья не нашел ключа к одному из лучших драматических созданий Доницетти: спектакль не может состояться благодаря расставленным с правой стороны сцены предметам мебели и выходам артистов справа-слева... И световых эффектов (смена голубого цвета драпировок на ярко-зеленый и алый) слишком мало, чтобы живые картины превратились в спектакль.
В ломбардском городе роль Марии была поручена ирландскому сопрано Маджелле Каллаг, оставившей двойственное впечатление. Артистка вовсе не новичок в том, что касается репертуара романтического bel canto, следящие за дискографическим рынком хорошо знают ее искусство, в основном запечатленное английской звукозаписывающей фирмой «Opera rara». На сцене театра Доницетти Маджелла Каллаг явила несомненные опытность и владение стилем, голос не слишком красивого, но узнаваемого тембра, с крепким центральным регистром. Можно с облегчением вздохнуть? Не привелось. Ирландская певица разочаровала в первом действии, когда верхние ноты звучали едва различимо, порой исчезая вовсе. Доставляла неудовольствие уху и тремоляция. К чести певицы надо сказать, что по ходу спектакля она пела лучше и лучше, и если это выступление нельзя признать удачным, то и катастрофы не состоялось.
Главным разочарованием спектакля, которое можно было предугадать заранее, стал тенор. Роль Риккардо поначалу должен был исполнять Шалва Мукерия, который срочно покинул постановку по семейным причинам, и на его место заступил Сальваторе Корделла. Его исполнение партии графа де Шале вызвало не только грусть, но и недоумение: голос столь слабый, столь хрупкий, что напряжение ушей с целью услышать хоть что-нибудь порой было непосильным! Тенору нельзя отказать в музыкальности, и многие пассажи в его исполнении привлекали выразительностью. Выразительность, однако... «блеющего» оттенкa. Не обошлось и без одной подлинно ужасной верхней ноты.
Баритон Марко Ди Феличе (Энрико, герцог ди Шеврез), немало заставивший говорить о себе благодаря бурным событиям последних двух сезонов в Сферистерио в Мачерате (на фестивале летом 2009 года болезнь помешала ему выступить в роли Дона Карлоса в «Силе судьбы», другой певец спел за него, находясь в оркестровой яме и читая ноты, в то время как на сцене мимировал еще один артист; нынешним летом Ди Феличе, назначенный на роль Ренато в «Бале-маскараде» стал объектом контестации со стороны дирижера Паоло Кариньяни, художественное руководство предпочло отказаться от услуг Кариньяни, но не Ди Феличе) оказался в конце концов самым сильным звеном слабой цепи. Артист пел очень уверенно, хотя и грешил монотонностью, и даже создал некое подобие образа, в то время как оба его партнера на сцене остались всего лишь бледными тенями. Ему и достались аплодисменты публики.
Известный тенор Грегори Кунде выступил в роли дирижера. Это его европейский дебют. Пока уважаемый певец продемонстрировал лишь похвальную любовь к коллегам-вокалистам: речь шла о внимательном и порой осторожном аккомпанементе. Но не более.
За стенами прекраснейшего театра шумела ярмарка, на которую приехали продавцы со всей Европы, и, уж конечно, ею люди интересовались более, чем музыкой Доницетти. Преимущественно пожилая публика, вежливые аплодисменты, наличие свободных мест в зале: Владычице Опере на ее родине пора сменить первый эпитет на «Золушку».