Темы: Большой приоткрыл интригу «Руслана». Открытие Большого: почему концерт, а не опера? Необычная опера в «Мет». Юбилей Павла Лисициана. Юбилей Галины Вишневской. Валерий Гергиев откроет Астраханскую Оперу. Немец поставит Вагнера в Бурятии.
Почти детективная история: на днях на официальном сайте Большого театра наконец-то, менее, чем за полмесяца до премьеры, появились составы исполнителей первой постановки на исторической сцене после ее реконструкции и… через несколько дней так же бесследно исчезли.
Видимо, что-то не срастается: то, что для ведущих мировых оперных домов норма – планирование и анонсирование составов на годы вперед – Большому еще только предстоит освоить. Даже для такой знаковой премьеры, знаменующей собой открытие театра после шести лет простоя, о певческих силах, на ней задействованных, с уверенностью говорить нельзя.
Тем не менее, мы успели познакомиться с теми вариантами, которые готовит театр. Кроме того, на телевидении уже были репортажи с репетиций, беседы с музыкальным руководителем постановки Владимиром Юровским, поэтому о многом уже можно говорить более, чем определенно.
Главные партии в предстоящей премьере доверены молодым певцам: мариинец Михаил Петренко и геликоновец Алексей Тихомиров споют Руслана, их Людмилами будут поющая ныне в основном за рубежом Альбина Шагимуратова и выпускница Молодежной программы ГАБТа Ульяна Алексюк.
Из настоящих, ныне действующих международных звезд удалось привлечь, по сути, только одну – это болгарка Александрина Пендачанская в партии Гориславы. Ее дублершей станет новосибирская солистка Вероника Джиоева.
Отсутствие громких имен «компенсируют» «вечно живой» Еленой Образцовой – знаменитая певица, чья вокальная форма уже много лет вызывает оторопь, исполнит на премьере партию Наины. Вторая интерпретаторша этой партии – бывшая солистка Большого, сделавшая неплохую международную карьеру, Елена Заремба.
Не обошлось и без откровенно неприятных сюрпризов. Конечно, от Дмитрия Чернякова, режиссера и сценографа будущей постановки, уважения к классике никто и не ждет. Но его логично было бы ожидать от музыканта с, казалось бы, безупречной репутацией. Однако этого не происходит. Дирижер Юровский допускает настоящий волюнтаризм по отношению к партитуре Глинки. Партию Ратмира передают контратенору – голосу, непредусмотренному автором, по определению неспособному воплотить все те идеи и решить художественные задачи, что заложены Глинкой. Партии же двух героев-теноров – лирического Баяна и драматического Финна – опять же против замысла автора объединены. Скорее всего, это сделано в угоду «идеям» режиссера-постановщика. О подлинном же авторе произведения – композиторе – разумеется, мало, кто думает.
Ответ на этот вопрос недавно прошел в российских СМИ. Руководство театра после длительных размышлений решило открытие сделать не четырехчасовой оперой, а полуторачасовым концертом, по формату более приемлемым для людей, которые редко ходят в оперу: ведь на открытие придут политики, главы государств, люди, которые занимались реконструкцией и вкладывали в нее деньги. Отличная мотивация. Но – что правда, то правда. Наша элита еще не доросла до оперы. И едва ли дорастет: по крайней мере, не нынешнее ее поколение… Зато цены за билеты на концерт ее вряд ли смутят. Хотя официально они вроде бы не продаются.
«Билетов на гала-концерт в свободном доступе нет, они находятся в распоряжении администрации президента», - заявили в пресс-службе театра. «Все билеты на гала-концерт находятся в распоряжении администрации президента. Я сомневаюсь, что там будут заниматься спекуляциями», - сказала представительница пресс-службы. Тем не менее, в ряде интернет-ресурсов распространилась информация о том, что цена билетов варьируется от 90 тысяч до 2 миллионов рублей. Однако, русский человек хорошо знает, что «нет дыма без огня»…
В прошлом сезоне «Метрополитен-опера» предложила своим завсегдатаям одну оперу из современного репертуара – «Никсона в Китае» Джона Адамса. Для театра звёзд – это нечастое явление.
В этом сезоне выбор сделан в пользу оперы Филипа Гласса «Сатьяграха». 4 ноября она будет представлена на сцене «Мет» в постановке Фелима Мак-Дермота и Джулиана Кроуча, впервые показанной здесь в 2008 году, но с тех пор не возобновлявшейся. Солисты, участвующие в проекте – Ричард Крофт, Рэйчил Дёркин, Альфред Уолкер и Ким Джозефсон. Дирижер – Данте Андзолини. Опера на либретто Констанс Де Джонг повествует о ранних годах жизни духовного лидера индийского народа Махатмы Ганди, прошедших в Южной Африке, где именно произошло его становление как революционера и борца за независимость Индии, а также автора философии ненасилия.
24 октября исполняется сто лет со дня рождения выдающегося отечественного баритона, народного артиста СССР Павла Герасимовича Лисициана (1911 – 2004). Золотой баритон Большого театра, гордость советской вокальной школы, первый советский вокалист, выступивший на сцене нью-йоркской «Метрополитен-оперы» (1960) – его имя было широко известно в Советском Союзе и за его пределами.
К юбилею артиста наш журнал планирует дать отдельную публикацию, которая выйдет в следующем номере 6 ноября.
25 октября великая русская певица отметит свое 85-летие. В этот день на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского пройдет гала-концерт в честь знаменитой примадонны «Вишневская, vivat!».
Вся жизнь Галины Вишневской посвящена сцене: на протяжении десятилетий она блистала в самых известных театрах всего мира, была исполнительницей главных ролей в многочисленных премьерах, величайшие композиторы 20 века создавали музыку специально для нее – выдающейся артистки, обладающей неповторимым певческим даром. Ныне богатейший творческий опыт Галины Вишневской, уникальные знания природы человеческого голоса и актерского мастерства побуждают ее вести активную преподавательскую и просветительскую деятельность. Галина Вишневская – почетный доктор ряда университетов, почетный профессор Московской государственной консерватории, основатель и художественный руководитель Центра оперного пения в Москве.
Юбилею Галины Павловны Вишневской будут посвящены многочисленные мероприятия в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России и за рубежом. Центральным событием юбилейных торжеств станет торжественный гала-концерт, в котором примут участие известнейшие оперные певцы И. Богачева, Л. Дядькова, М. Касрашвили, Б. Маисурадзе, В. Огновенко, С. Мурзаев, Л. Монастырская, Т. Ивери, Р.Занелато, К. Гуэльфи. В концерте примет участие Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина. Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» будет дирижировать один из крупнейших современных дирижеров Гинтарас Ринкявичус. В праздничной программе, режиссером которой выступает знаменитый Дмитрий Бертман – арии и сцены из опер из репертуара Галины Вишневской, ее любимые произведения.
Астраханский театр оперы и балета 27 октября откроется концертом симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, сообщила пресс-секретарь министерства культуры Астраханской области Елена Лысенко.
"Валерий Гергиев приедет в Астрахань впервые, его оркестр - это порядка 100 музыкантов. Прозвучит первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского и пятая симфония Чайковского", - сказала она.
На церемонии открытия, по ее словам, ожидаются депутаты Государственной Думы, бизнесмены и деятели культуры.
В рамках Дней экономики и культуры Республики Бурятия в Москве был подписан протокол о намерениях между Бурятским государственным академическим театром оперы и балета и немецким режиссёром Хансом-Йоахимом Фраем о постановке оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» в Бурятском театре оперы и балета.
Ханс-Йохим Фрай является директором театров земли Бремен (Германия), организатором Дрезденского оперного бала, а также Международного конкурса вокалистов Competizione dell’Opera (в мае 2011 года один из отборочных туров состоялся в Улан-Удэ). В сентябре 2011 года состоялась премьера оперы «Царь и плотник», поставленной Фраем в Московском камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского.
Премьеру оперы «Летучий голландец» планируется сыграть 11–12 октября 2012 года. Напомним, что 2012/2013 год объявлен «перекрёстным» «Годом Россия – Германия», который пройдёт под девизом «Вместе строим будущее». Оба государства намерены в долгосрочной перспективе и по всем направлениям развивать партнёрское сотрудничество.
Подготовил Александр Матусевич