Так уж заведено, что если в афише спектакля или концерта появляются имена итальянских певцов, то это всегда (обычно – непроизвольно) вызывает если и не всеобъемлющий интерес, то некоторую заинтересованность – точно. Понятно, что всеобъемлющий интерес может возникнуть только тогда, когда в афише – имена известные, брендовые. Как ни крути, в большинстве случаев этот беспроигрышный вариант «номер раз» достаточно «тривиален» и «головной боли» рецензенту, как правило, не доставляет. Обсуждаемый же концерт не вписывается в него, увы, никоим образом, поэтому наш путь явно не из легких… Что ж, значит, на этот раз придется идти по пути тернистому – и на нем нам явно не обойтись без сравнений и сопоставлений с похожим оперным гала-концертом «отечественного распева», который прошел пятью днями раньше итальянского. Итак, «Жемчужины» против «Хитов» итальянской оперы XIX века, ибо на этот раз тематическое название вечера, состоявшегося на сцене Концертного зала имени Чайковского 17 октября, именно так и звучало: «Жемчужины итальянской оперы XIX века».
Если упомянутый «отечественный концерт» лишь просто анонсировал свое посвящение «Году Италии в России», то ныне обсуждаемый итальянский проект, организованный Московской филармонией и компанией «Музыкальный форум» при поддержке Министерства культуры РФ, изначально был реализован в рамках названной межправительственной акции. Еще бы, ведь на сей раз к нам пожаловали два коллектива из Рима – Симфонический оркестр «Europa Musica» (художественный руководитель – Ренцо Ренци) и Итальянский оперный хор («Coro Lirico Italiano»). Оркестром, хором и певцами-солистами управлял Стефано Сегедони. Наряду с именами певцов-солистов, приехавших в Москву, имя этого итальянского маэстро нам также незнакомо. Теперь закономерно настает момент огласить имена итальянских певцов: Тициана Карузо (сопрано), Стефания Сколастичи (меццо-сопрано), Джанлука Зампьери (тенор) и Кармело Коррадо Карузо (баритон). При этом сама программа концерта зиждилась на репертуаре трех итальянских «оперных грандов» – Верди, Пуччини и Россини. Сначала был исполнен огромный блок номеров Верди, затем – существенно меньшая подборка Пуччини, а в финале всей этой афишной раскладки – один единственный номер Россини (финал последнего акта оперы «Вильгельм Телль»).
Оркестр из Рима (на вскидку – малого симфонического состава) под управлением Стефано Сегедони звучал вполне добротно и качественно, что называется «по-оперному». Несмотря на то, что многокрасочность и нюансировка его интерпретаций так и осталась «за кадром» обсуждаемого вечера, этот коллектив однозначно сумел расположить к себе в качестве надежного и вполне чуткого аккомпаниатора солистам и хору (именно этого так не хватало отечественному «концерту-двойнику», речь о котором шла ранее). Чистого оркестрового симфонизма в программе было немного: прозвучали всего лишь две оперные увертюры – к операм Верди «Сила судьбы» и «Набукко». Собственно, не так много было и хоровых эпизодов, но именно они стали теми «градообразующими», на которых и было возведено всё здание концерта. «Coro Lirico Italiano» предстал коллективом подлинных профессионалов своего дела, доказавших, что в свом родном итальянском оперном репертуаре каждый из них ощущает себя словно рыба в воде. Из двух репертуарных пересечений с программой предшествующего отечественного концерта предугадать одно (популярнейший хор плененных иудеев из третьего действия оперы Верди «Набукко») не составило труда. Второе пересечение, хотя и по-прежнему вердиевское, уже из разряда нетривиальных: изумительный по красоте и пронзительности хор шотландских беженцев из четвертого действия оперы «Макбет». Как его «незапетость», так и великолепная психологически чувственная интерпретация стали для слушателей подлинным подарком. Среди остальных хоровых номеров – хор цыган («с молоточками») из второго действия оперы «Трубадур» и небольшой хоровой эпизод, предваряющий знаменитую арию Калафа в третьем акте оперы «Турандот», а также хоровой финал «Вильгельма Телля», который стал весьма впечатляющим «финалом-апофеозом» всего вечера.
С точки зрения количественного вклада в программу вечера, собирательный вклад солистов был наиболее весомым. Его формирование началось со сцены и дуэта Дона Альваро и Дона Карлоса из четвертого действия «Силы судьбы» Верди в исполнении Джанлуки Зампьери и Кармело Коррадо Карузо. Трактовка этого номера была такой скучной и неинтересной, такой схематичной, почти на грани обыденного иллюстраторства, что в конечном итоге спасла ее лишь сама музыка Верди – вдохновенная, драматически выпуклая, притягательно мелодичная. В исполнении баритона Кармело Коррадо Карузо совершенно не произвела впечатления и ария Макбета из четвертого действия одноименной оперы, но неожиданно «потепление» по отношению к нему наступило после большой сцены и арии Ренато из третьего действия «Бала-маскарада». В этом номере небогатый от природы, небольшой и малополетный голос исполнителя сумел, тем не менее, найти нужные эмоциональные краски и продемонстрировать вполне «культурную», стилистически сообразную интерпретацию. С тенором Джанлукой Зампьери было всё гораздо проблематичнее: его голос, не обладая должной драматической формантой, просто «номинально озвучивал» (когда – удачно, а когда – и не очень) сольные фрагменты пуччиниевских героев – арию Каварадосси из третьего действия «Тоски» и арию Калафа – знаменитейший хит из «Турандот». Надо ли говорить, что в последнем случае праздника не получилось вовсе, несмотря на то, что публика, узнав свой излюбленный хит, приняла его более чем благосклонно.
И всё же наибольшим разочарованием стали женские голоса – пронзительно громкие, неуправляемые, крикливые… В большом акустическом пространстве Концертного зала имени Чайковского они, казалось, вовсе и не пели, а воинственно «резонировали». Я бы отметил, что сам вокальный материал, заложенный в них природой одним крупным «нечаянным» росчерком, предстал достаточно щедрым и богатым, но сей материал так и остался совершенно необработанным, а певческая культура этих голосов – совершенно не развитой: увы, то главное, чем обычно славятся итальянские певцы, на этой раз просто отсутствовало. Тициана Карузо исполнила мелодию Леоноры из четвертого действия оперы «Сила судьбы» и молитву Тоски из второго акта одноименной оперы Пуччини, а Стефания Сколастичи – песню Азучены из второго действия «Трубадура». В программе обсуждаемого концерта прозвучал также ряд оперных ансамблей из «Аиды». Мы услышали дуэт Амнерис и Радамеса и терцет Аиды, Амнерис и Радамеса из первого действия, а также сцену и дуэт Аиды и Амнерис из второго (Аида – Тициана Карузо, Амнерис – Стефания Сколастичи, Радамес – Джанлука Зампьери). Эти ансамбли, конечно, разнообразили программу в части репертуара, но вокальную атмосферу в зале так и не оживили: их исполнение вылилось в сплошную череду застарелых оперных штампов, так что внимать им было невероятно тягостно.
Среди анонсирующих материалов этого концерта я наткнулся на два любопытных высказывания, которых не знал ранее. Первое принадлежит Генриху Гейне: «В Италии музыка стала нацией». Автор второго – великий итальянский дирижер Артуро Тосканини: «Если в нотах написано “con amore”, только итальянские оркестры действительно играют с любовью. Остальные играют так, словно все музыканты женаты». То, что музыка, точнее, опера, стала в Италии нацией и продолжает оставаться ею и по сей день, лично у меня сомнения не вызывает, но даже среди итальянских оперных певцов иногда встречаются такие, кто «однозначно женат или замужем…» Концерт «Жемчужины итальянской оперы XIX века» в Концертном зале имени Чайковского показал это весьма убедительно: перепеть отечественные «Хиты» итальянским «Жемчужинам» так и не удалось!