11, 12, 13 ноября в Воронежском театре оперы и балета состоялась долгожданная премьера последней оперы «гения света» В.А. Моцарта «Волшебная флейта». В эту, на первый взгляд, «наивную» оперу Моцарт вложил серьёзную морально-философскую идею, свои самые глубоки и сокровенные мысли на тему добра и зла. Новых оперных постановок в театре не было уже очень давно, а этот спектакль готовили целых три года.
Постановщики спектакля в Воронеже решили придерживаться современных тенденций в трактовке произведений Моцарта, то есть, проще говоря, перенести действие оперы из 13 века в век двадцать первый. Принц Тамино, например, предстаёт перед нами в образе чужестранного лётчика, потерпевшего крушение аккурат над владениями Царицы ночи. Три дамы “звёздной королевы” щеголяли с копьями и щитами в ботфортах на шпильках, напоминая вагнеровских валькирий, птицелов Папагено передвигался на велосипеде, а Памина, дочь Царицы ночи, напоминала чуть избалованную, но добрую современную модницу.
Хотелось бы отметить интересные режиссёрские задумки, направленные на то, чтобы расширить круг зрительской аудитории, в частности, парад зверей, когда на сцену вышли плюшевые жираф, панда, страус, павлин и обезьяна, чем весьма порадовали маленьких зрителей, да и не только их, признаюсь честно и откровенно. Интересны необычные декорации, сменяющие друг друга на протяжении действия, спецэффекты такие, как светящиеся книги жрецов храма мудрости в царстве Зарастро, одеяние Царицы ночи, выполненное из сияющих звёзд, ангелочки, катающиеся на роликовых коньках и многое другое. Можно сказать, что постановщики сделали всё возможное для того, чтобы привлечь внимание публики и держать его до финального конца, однако, не заботясь о том, как к этому новаторству и эклектизму отнесутся консервативно настроенные любители классических постановок. Иногда возникало ощущение, что над либретто старательно поработал кто-то из лидеров коммунистической партии, потому как настойчиво культивировался идеал светлого социализма, о чём, безусловно, символизировала тележка с мороженым, которое затем поделили персонажи оперы под заключительные аккорды музыки.
Что касается вокала, то в этом плане артисты порадовали. Особенно хочется отметить Людмилу Солод в партии Царицы ночи. Проникновенное исполнение первой арии “В страданьях дни мои проходят”, жгуче-гневное “В груди моей пылает жажда мести” на немецком языке с хрустальными триолями, колющими своей чистотой и прозрачностью, бисерные пассажи – всё заслуживает наивысших похвал.
Дмитрий Башкиров (Тамино) несколько разочаровал. Обладая красивейшим бархатным тембром и неплохой техникой, певец, однако, кажется не совершенным в плане стилизации. Моцарт, Пуччини, Верди исполняются практически одинаково. Однако нельзя не обратить внимание на его незаурядный комедийный талант и умения держаться на сцене.
Памина (Екатерина Гаврилова) оставила приятное впечатление, но мне показалось, что певице не хватило сдержанность и умения контролировать свои эмоции. Голос не всегда звучал плавно, исполнение не всегда было аккуратным.
Папагено (Алексей Тюхин) и Папагена (Кристина Панова) растопили сердца всех зрителей, не оставив равнодушным практически никого, я уверена. Их дуэт вызвал восторженные овации зрителей от мала и до велика, чему, безусловно, поспособствовали детишки-папагенчики.
Постановка неоднозначная. Завоюет ли она любовь воронежских зрителей, покажет лишь время, но хочется выразить благодарность коллективу театра за попытку, за желание, за стремление, за любовь к вечному искусству.