Михаил Петренко — герой нашего времени

Михаил Петренко — герой нашего времени
Оперный обозреватель

Имя Михаила Петренко неоднократно уже звучало на страницах нашего журнала. Отзывы были разные — от сдержанных, до восторженных. Данный материал относится ко второму типу. Таким образом, мы выдерживаем наш принцип плюрализма мнений.

«Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески… Следуя хорошим образцам, я и после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, продолжал учиться как только мог, и работал».

Эти слова великого баса Федора Ивановича Шаляпина с немалой долей достоверности можно отнести и к нашему сегодняшнему герою.

Молодой бас Мариинского театра Михаил Петренко после дебюта в опере С. Прокофьева «Семен Котко» стремительно пополняет свой список самых ярких оперных ролей. Среди них — Кончак («Князь Игорь), князь Гремин («Евгений Онегин»), Пимен («Борис Годунов»), Лепорелло («Дон Жуан»), Король Марк («Тристан и Изольда») и др. «Тяжелой артиллерией» я бы назвала присутствие в репертуаре партий Хундинга («Валькирия») и Хагена («Гибель богов»), что дало возможность Михаилу успешно дебютировать в Берлинской государственной опере в 2004 году (в вышеупомянутой партии Хундинга). Одним из знаковых событий явилось недавнее выступление певца на сцене Большого театра в партии Руслана в ноябре нынешнего года.

Среди будоражащих музыкальное восприятие выступлений певца стала его «вокальная исповедь» в 13-й симфонии Шостаковича «Бабий Яр» (2006 год, на сцене Royal Albert Hall). Русский бас проявил себя в ней и как непревзойденный драматический актер, пережив на сцене один из трагических моментов русской истории. Скоро, 29 декабря, петербургский зритель сможет услышать Михаила Петренко и в «Девятой симфонии» Бетховена на сцене концертного зала Мариинки. Выступление на ведущих мировых площадках («Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Ковент-Гарден», Баварская государственная опера и др.) с выдающимися дирижерами нашего времени, такими как Даниэль Баренбойм, Пьер Булез, Зубин Мета, Валерий Гергиев, дает нам повод говорить о самобытном и разностороннем таланте певца, помноженном на колоссальную работоспособность.

19 ноября, лауреат международных конкурсов Михаил Петренко представил публике камерную программу в концертном зале Мариинского театра: прозвучали романсы Михаила Глинки, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова. Партию фортепиано исполнила заслуженная артистка России Марина Мишук.

Программа была выстроена скорее по хронологическому принципу. Такие шедевры Глинки, как «Я помню чудное мгновенье» и «Жаворонок», прозвучали прозрачно и тонко (оказывается, и такой эпитет можно применить к басам!). Сам певец в одном из интервью как-то заметил, что Глинка тяжел для исполнения тем, что в его музыке негде отдохнуть. Хотя певец относил это высказывание к недавно представленной им партии в «Руслане», можно вспомнить хотя бы «Попутную песню», чтобы понять, что это одна из основополагающих черт вокального стиля Глинки. Такими в программе оказались «Ночной смотр» и «Я здесь Инезилья». Наполняя произведения драматизмом и бравадой, демонстрируя искусную вокальную технику, певец точно «встраивает» образы в особую «глинкинскую» структуру романсов («Ночной смотр» скорее относится к форме баллады и в этом смысле воспринимается больше как оперная форма).

От «бархатных низов» артист плавно переводит нас в драматичную лирику Петра Чайковского. Известные строки сочинений «Нет, только тот кто знал» и «Ночи безумные» позволяют воссоздать портрет молодого героя, для которого и сейчас эти слова наполнены теми же страданиями и болью, что и для его предшественников. «Для истинных ценностей времена всегда одинаковы»,— кажется, так звучит фраза одного мыслителя, которая убедительна для сегодняшнего случая. Миниатюры, созданные Михаилом Петренко, ярки не только благодаря его непревзойденному голосу, но и актерской мимике, неповторимым движениям пальцев рук, как будто проигрывающих вокальную партию «из головы». Все эти нюансы создали неповторимую атмосферу вечера. Одна из ярко выраженных басовых партитур — романс «Ночь», в котором «речь душа заводит» благодаря раскатистым нижним нотам певца. Чайковский был представлен в самых различных образных «воплощениях», где рядом соседствовали пантеизм («Благословляю вас, леса»), светлый мир ребенка («Мой Лизочек») и непреодолимая тоска по родине («Растворил я окно»).

Во втором отделении программы были представлены произведения Сергея Рахманинова. Образная палитра вечера дополнилась «бурлящим фортепиано» и обилием вокальных «верхов», все более усложняющих исполнительские задачи («В молчаньи ночи тайной»). Постепенно и тематика сочинений выводила слушателя на более сложные, философские размышления. Тому свидетельство сами названия сочинений: «Я не пророк» (А. Круглов), «Проходит все» (Д. Ратгауз), «Христос воскрес!» (Д. Мережковский).

Совсем неожиданно прозвучало «Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова»,— поздравления композитора по случаю дня рождения театрального режиссера: «От всей души поздравляю, Вы зажгли синюю птицу, Вашу душу, многая лета!»; в омузыкаленную часть попала даже дата написания письма — 14 октября 1908 года. Не менее мил был и постскриптум: «Жена моя мне вторит».

Вторила в этот вечер исполнителю и замечательная акустика зала, о которой нельзя не сказать. Ее «круговое» решение способно проникнуть в каждого слушателя и взмыть в купольные выси сродни акустике в храмах и соборах. Как бы подстраиваясь под нее, зрители рассаживаются в зале по всей окружности сцены, скрепляя этот «круг» зрительской энергией. И наконец, сам исполнитель, выходя на поклон, делает свой «круг почета», заглядывая в глаза почти каждому, кто пришел приобщиться к высокому искусству.

После блистательного финала публика ни за что не хотела расходиться и дважды вызывала певца на «бис».

Один из итальянских дирижеров, посетивших однажды концертный зал Мариинки, сказал: «Я хочу забрать этот зал в Италию!» Воистину, лестные слова для здания, открывшего всего лишь шестой концертный сезон. На этой сцене призваны стоять лучшие исполнители, герои нашего времени, коим и явился наш сегодняшний «шаляпинский бас» Михаил Петренко.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ