4 ноября в канун школьных каникул петербургский театр «Зазеркалье» предложил зрителям свою версию известного шедевра В. А. Моцарта. Премьерной постановкой «Волшебной флейты» в этом году и открывал театр свой юбилейный 25-й сезон. В партии Тамино тогда выступил австралийский тенор со «сказочной» фамилией Гудвин.
Мистический сюжет, который привлек австрийского композитора на закате его жизни, и по сей день раскручивает постановщиков на предмет «авторского замысла». Идеи добра и всеобщего братства, которые Моцарт больше связывал с масонством, в данной постановке были выражены скорее в сказочно-осовремененном ключе, а посему и привлекли публику самых разных возрастов. Размышляя над вопросом, на какого зрителя ориентирована данная версия оперы, я прочла в репертуарной программке театра «Зазеркалье» следующие строки: «В нашем театре есть спектакли для детей с родителями, для родителей с детьми и для взрослых. Для музыкального театра это деление условно. Выберите сами, когда Вы будете сопровождать ребенка в театр, когда возьмете его с собой, а на какой спектакль пойдете пока без него».
Резюмируя вышесказанное, делаем вывод — каждый зритель должен найти в спектакле что-то свое. Не забудем, конечно, о всеобъемлющем музыкальном просвещении. Рядом со мной сидела девочка лет девяти, она обронила такую фразу: «У меня дома есть Моцарт на одном диске, я знаю всего Моцарта!». Потом, в ходе спектакля она немного загрустила, поскольку не узнавала привычных мелодий, знакомых ей по записи. Ну что ж, чтобы понять, что море бесконечно, необходимо время…
Безусловно, постановка, осуществленная народным артистом России Александром Петровым, оказалась яркой и впечатляющей. В драматургию оперы проникло такое новое слово как «видеоконтент». После недавнего ремонта театр приобрел новые технические возможности. И вот волшебство начинается. Взмах палочкой, и начинают крутиться причудливые фигуры на стенах театра, создавая ощущение движущегося пространства. Другой взмах — и оживают встроенные по двум сторонам сцены громадные видеоэкраны. Третий взмах — и появляются девочка со школьным портфелем, ее злая мачеха, и, к радости современных детей,— кадры из нашумевшего фильма «Гарри Поттер». Благодаря такой «видеозавязке» сказочная палочка передается девочке, и она исчезает в недрах пространства под названием Царство волшебника Зарастро. Прошла увертюра, а уже столько впечатлений!
В дальнейшем видеоряд не раз придет на помощь развертыванию сказочного сюжета. Так, в арии Тамино «Какой чарующий портрет» (Игорь Кроль) мы наблюдаем романтические пейзажи с прекрасной незнакомкой, которую и призван найти главный герой. В кульминационной сцене Тамино и Памина проходят ряд испытаний (морская пучина, стена огня), которые решены в виде спецэффектов на большом центральном полотне. Интересно была интерпретирована роль хора — на всем уже полюбившимся экранах проецировали интерактивную толпу, изображающую сочувствующих персонажей, которые подбадривают главных героев. Добавим к этому, что и сама сцена «движется»; она способна и поднять целый оркестр и «уронить» в подземный мир несносного Папагено, который не желает молчать.
Тем не менее, эти эффекты ни в коем случае не затенили, а скорее обогатили жизнь главных персонажей на сцене. Один из беспроигрышных приемов воздействия на публику — развертывание части действия в самом зрительном зале. При этом, к примеру, Тамино бежит от змея, вокализируя одновременно драматичный по наполнению текст, полный страха и ужаса. Некоторые «прохаживания» героев по залу балансировали с почти цирковой виртуозностью. Вспомним как крадутся по тонкому (и довольно высокому!) бордюру Папагено (Михаил Новоселов) и Памина (Надежда Антюфеева). Папагено при этом имитирует игру на флейте (В. Заржецкий), колокольчиках и еще успевает спеть симпатичный дуэт со своей спутницей. В другом эпизоде трогательная Памина проходит по залу с завязанными глазами и продолжает идти по тонкому краю сцены, вот-вот норовя упасть в оркестр. Затем, выходя на сцену, поет сентиментальную арию мягко и технично. Все, что происходит с актерами в зрительном зале, развертывается практически над головами зрителей; да так, что можно даже ощутить теплоту дыхания артистов. Играя с детской публикой, они как бы говорят: «Посмотрите, всё, что мы делаем,— так просто; когда вы вырастете, то сможете так же красиво петь и двигаться, если захотите». К слову говоря, один из узнаваемых компонентов стиля «Зазеркалья» — это мастерское сочетание вокала и хореографии певцов. Одним из самых ярких номеров оперы стала ария Царицы ночи «Месть, месть!» (В. Романова). В арии, изобилующей юбиляциями и запредельными нотами в третьей октаве, присутствует и эффектный цирковой трюк: певица, стоя на высокой башне, мечет копья в Памину, демонстрируя публике свой хладнокровный характер и злой нрав.
Узнаваемо и тепло прозвучали ария Папагено «Я самый ловкий птицелов» и его дуэт с Папагеной «Папагено-Папагена». Ярко-зеленые «птичьи» костюмы оживили сцену атмосферой сказочного леса. Кстати, немного о костюмах. Несколько контрапунктом, на мой взгляд, смотрелись одеяния трех дам. В таких впору ходить в ночной клуб или на модную нынче вечеринку «Хэллоуин». Вспоминая известные европейские постановки «Флейты» не припомню, чтобы дамы там были так «разряжены». Все бы ничего, только жалко в этом случае хрупкую детскую психику, которая итак в нынешний век достаточна расшатана. Тем более, что выходы дам и их вокальные ансамбли были сами по себе достаточно яркими и убедительными.
Зарастро и жрецы привнесли в звучание атмосферу, без которой любая сказка не может существовать: победа добра над злом, торжество справедливости. Вершиной провозглашения этой идеи стала ария Зарастро: «Свой храм, Изида и Озирис» (Егор Прокопьев).Надо отметить, что коллектив исполнителей «Зазеркалья» довольно молодой по составу, но, тем не менее, вокальные партии звучали очень профессионально и убедительно. Так же убедительно «колдовал» над оркестром дирижер Аркадий Штейнлухт.
Без сомнения, режиссеру всегда виднее, какими новшествами наполнять классику. Главное, чтобы за техническими изысками не пропала красота музыки, свежесть ее восприятия. И чтобы дети, выходя из зала, не упоминали славное имя господина Поттера, а напевали незатейливую песенку Папагено: «Я самый ловкий Птицелов, я бодр, весел и здоров». Ведь дети — это наше будущее, не правда ли?
Фото: пресс-служба театра «Зазеркалье» / Вячеслав Архипов