Эта рецензия просто не видится мне иной – только объединённой. Две мастерски исполненные работы двух великих итальянских композиторов – Беллини и Пуччини, обе написанные в девятнадцатом веке, правда, одна – почти в начале, а вторая – в конце. Одна впервые увидевшая свет на сцене Турина, вторая – в Милане. Но в обеих постановках по воле своих режиссеров – Марко Артуро Марелли и довольно известного читателям этого сайта английского директора Дэвида Мак-Викара – действия перенесены в современность. События в «Сомнамбуле» происходят в санатории в швейцарской деревне, «Богема» по воле мастера перенесена из не очень любимого мной Парижа в обожаемый Лондон, родной и узнаваемый до мелочей.
Современная постановка «Сомнамбулы» — не убедительна, а лондонская богема — вписалась идеально.
Но «Сомнамбула» написано в стиле бельканто, и этим все сказано. Как бы не мудрствовал режиссер, а в купе с ним режиссер и дизайнер по свету Марко Марелли с Дагмар Нифинд-Марелли (семейный подряд!), а также как бы замечательно не играл оркестр под управлением израильского дирижера Даниэла Орена, главное и самое важное в этой опере – голоса певиц и певцов. В отличие от большинства опер, «Сомнамбула» - не трагедия, но история не такая уж однозначная, в которую непросто поверить.
Утром Амину, накануне обвенчанную с молодым человеком по имени Эльвино, обнаруживают в апартаментах, принадлежащих богатому гостю, накануне прибывшему в санаторий. Как ни странно, из всех особ женского пола весь вечер он, однако, откровенно флиртует только с невестой. Обнаружив спящую неверную «почти жену» совсем не там, где ей полагалось бы быть, Эльвино расторгает помолвку. Но следующей ночью все обитатели санатория, видимо, мучившиеся бессонницей, сходят из своих спален вниз и наблюдают, как спящая Амина переходит через опасный мост. Все понимают, что она лунатик. Все счастливы!
В опере четыре главных роли, и они очень трудные, особенно женские, певицы должны обладать не только широким диапазоном голоса, но и поистине – большой выносливостью и хорошим здоровьем. А еще – виртуозной техникой.
Кастинг – превосходный! Молодая кубино-американская сопрано Эглизе Гутиеррес, впервые дебютировавшая на сцене Королевской оперы в 2009 году в доницеттиевской «Линде ди Шамуни», пела замечательно, показав всю прелесть, все возможности своего голоса, хотя, показалось мне, что к концу оперы главное сопрано устало… Лиза, ее менее успешная соперница, была трогательна, хотя и комична. Эту роль исполнила греко-австралийская певица Елена Ксанфудакис, в ее голосе звучало и отчаяние, и ревность, и обида на Эльвино, предпочитавшего другую, и желание взять реванш в сценах флирта с незнакомцем. Роль графа Родольфа исполняли два певца, мне удалось услышать греческого баса Христофороса Стамбоглиса, и он был хорош, намного интереснее, выразительнее, как внешне, так и внутренне, нежели Эльвино в исполнении испанского тенора Сельсо Альбело (что уж Лиза так убивалась!).
В заключение, одно крошечное замечание: есть оперы, которые увлекают с первого звука, этого не произошло в этой постановке «Сомнамбулы», так же как в «Богеме» в постановке Глайндборна, находящегося сейчас на гастролях по Англии. Но вслушавшись повнимательней, нельзя не получить истинное наслаждение.
«Богема» была привезена в небольшой и совершенно нетрадиционный, нетипичный английский город Милтон-Кинз, находящийся в полутора часах севернее Лондона. Нетипичный тем, что в любом типичном английском городке или деревушке без труда можно найти покосившийся паб, помнивший времена Шекспира, или церковь, датированную двенадцатым веком, на худой конец - кладбище с шаткими надгробиями и стертыми временем надписями. Здесь к старине относятся с большим почтением. Ничего не разрушается, все бережно реставрируется, хотя, конечно, внутренность средневековых замков, а также простых домов, крытых соломенной крышей, в соответствие с эпохой наполняется современной «начинкой». Эти крытые соломой дома - местный шик! Они стоят даже дороже, чем под черепицей.
В этом городке все новое (относительно!), потому что он был построен в 60-е годы, когда в Англии катастрофически не хватало жилья. И театр – современный, хотя и достаточно уютный.
И постановка новая и современная, о чем уже была сказано. И до боли узнаваемый Лондон.
Молодые певцы, чьи проблемы – безденежье, пустой холодильник, необогреваемые комнаты, а также взаимоотношения, будь то дружеские, или любовные, такие же, как и те, в которые вовлечены главные герои. И это значительно повышает доверие к происходящему на сцене, но с трудом воспринимается смерть молодой героини в наше время от чахотки.
Рудольф строчит свои стихи на неисправном ноутбуке, и в конце концов «летит» предохранитель, и комната, а также весь дом погружается во тьму. Но именно поэтому и состоится его знакомство и соседки Мими, именно в эти моменты зарождается любовь. А потом вваливается в комнату веселая компания друзей, напомнив бесшабашное студенческое время, и все кончается благополучно - философ Коллен, как Дед Мороз, явился с плетеной корзинкой для пикника, нагруженной продуктами и вином.
Вокальное исполнение певцов – замечательное. Бразильский тенор Аталла Аян продемонстрировал богатый, латинский тон. Винченцо Таормина (Марчелло) – дерзок, голос его живой и неподражаем. Николас Лестер превосходен в роли чувствительного Шонара, а польский бас Лукас Якобский и его богатый голос незабываем в роли Коллен, так же, как и его щедрость. Голос Кери Алкемы (Мими), пожалуй, слишком трагичен, даже при том, что она обречена на гибель. Интересна звучит Мюзетта (Наташа Джоуль), дурачившая старого сутенёра (Ричард Мосли-Эванс).
Дирижировал оркестром Глайндборна на гастролях чех Якуб Хруша из Королевской оперы Копенгагена. И он был динамичен, так же как и его оркестр, в чем немало способствовал успеху глайндборнской «Богемы».