Темы: Премьеры веристских раритетов. Новогодний подарок детям Нью-Йорка. Театр Станиславского: дебюты декабря. «Аскольдова могила» возвращается. В Москве пройдет конкурс вокалистов имени Глинки. II Минский международный Рождественский оперный форум объявляет программу.
5 января в Большом зале Петербургской филармонии прозвучат две оперы итальянских композиторов-веристов: «Виллисы» Пуччини и «Цыгане» Леонкавалло. Инициатором этого концерта стал итальянский маэстро Фабио Мастранжело, под управлением которого выступит оркестр Государственного Эрмитажа.
Солистами станет итало-российская команда: итальянцы Даниэла Скиллачи (сопрано), Альдо Капуто (тенор) и Маттео Ферретти (бас) и россияне Александр Трофимов (тенор) и Владимир Целебровский (бас).
В анонсе к мероприятию филармония указывает, что это российская премьера – оба произведения не звучали в нашем отечестве. В отношении «Цыган» это верно. Что же касается «Виллис», то здесь организаторы ошибаются: российская премьера этого произведения состоялась в Москве, в 1886 году, на сцене Частной русской оперы Саввы Мамонтова под управлением И. А. Труффи.
16 декабря «Метрополитен-опера» возобновляет рождественскую сказку Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель»: будет дано несколько дневных представлений по низким ценам. Это делается для привлечения в театр детской аудитории. Для этих же целей опера будет идти на английском языке. За пультом – молодой британский маэстро Роберт Тиччати, среди солистов – Александра Курзак, Элис Кут, Кейт Линдси, Микаэла Мартенс, Дуайн Крофт, Роберт Брюбейкер.
Вторая московская опера продолжает свою политику активного вовлечения молодых исполнителей в спектакли текущего репертуара. 8 декабря в опере «Майская ночь» партию Левко впервые исполнит золотой лауреат последнего конкурса имени М. И. Глинки Николай Ерохин. 25 декабря в опере «Мадам Баттерфляй» партию Чио-Чио-сан впервые исполнит молодая, но уже признанная солистка театра Амалия Гогешвили.
Частный московский театр «Русская опера» работает над новым проектом — восстановление романтической оперы Алексея Верстовского «Аскольдова могила», премьера которой пройдет на сцене Малого театра России в апреле 2012 года.
Идея постановки «Аскольдовой могилы» возникла не случайно. Мировая музыкальная общественность хорошо знакома с вершинами русского музыкального театра, с операми П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки и др. Специалистам в области барочной музыки известны произведения Бортнянского, Березовского, Фомина и др. Осуществляются постановки, делаются записи. Но, ни простым слушателям, ни специалистам практически ничего не известно о русском музыкальном театре эпохи романтизма «доглинковской поры», которую современники называли «эпохой Верстовского». 176 лет отделяют нас от премьеры «Аскольдовой могилы» А.Н. Верстовского - оперы, имевшей некогда колоссальный успех и открывшей новую страницу в истории отечественного музыкального театра. Впервые поставленная в 1835 году в Москве, «Аскольдова могила» расценивалась многими современниками как вершина русской оперы.
Героев новой оперы – Торопа, Надежду, Неизвестного полюбили сразу же. Их арии и баллады, как отмечали рецензенты, «звучали чем-то знакомым, чем-то восхитительно родным». С популярностью «Аскольдовой могилы» поначалу не мог соперничать даже «Вольный стрелок» К. М. Вебера, заметно снизились кассовые сборы с представлений знаменитого «Роберта-Дьявола» Дж. Мейербера.
Восторженный прием «Аскольдовой могилы» самыми широкими слоями публики был обусловлен мелодической яркостью и достоверностью музыкальных характеристик, реалистическими чертами её образов и увлекательным романтическим сюжетом. В основу либретто оперы положен одноименный исторический роман, написанный в 1833 году выдающимся русским писателем и драматургом М. Н. Загоскиным. В главных партиях в разные времена блистали такие выдающиеся певцы как О. Петров, Ф. Шаляпин, и др.
Желание вернуть жизнь шедевру Верстовского связано с его трагической сценической судьбой. Христианская тематика оперы, шедшая в разрез с официальной советской идеологией, сделала невозможным дальнейшее существование «Аскольдовой могилы» на сценах отечественных театров. Сегодня об этом произведении знает лишь узкий круг специалистов. Желая устранить эту историческую несправедливость, театрально-культурный центр «Русский меценат» (театр «Русская опера») намерен вернуть оперу слушателям.
Уникальность проекта восстановления оперы А. Верстовского состоит в том, что с момента премьерного показа спектакля в Москве на сцене Императорского Большого театра в 1835 г. не было создано ни одной полной сценической версии, не искажающей идею и замысел автора. Начиная с 1866 г. история постановок «Аскольдовой могилы» не способна выдержать сравнения по цельности и законченности с постановочной редакцией оперы. Косвенным подтверждением этому служит и неудовлетворенность композитора многочисленными переделками оперы: ни одну из них он не счел необходимым выделить как законченную редакцию. Известны и вовсе далекие от авторской традиции постановки, где суть редакционной работы автора глубоко извращалась. Такова, к примеру, постановка «Аскольдовой могилы» в Париже в 1853 г. и Д. Агреновым-Славянским в 1869 г. в Нью-Йорке, включавшая «Камаринскую» и увертюру к «Ивану Сусанину» Глинки. Редакция 1874 г. с переделкой либретто, и мелодизированием всех разговорных сцен тоже оказалась не жизнеспособной.
Неоднократные постановки «Аскольдовой могилы» осуществлялись и в советское время. В 1945 году Московский театр оперетты осуществил постановку оперы. Но большие редакционные правки, изменение смысла первоначального либретто, купюры, да и собственно другое название («Украденная невеста») не смогли возвратить оперу слушателям в первозданном виде. Такая же ситуация сложилась и при постановке оперы в Киеве, в 1959 году. Между тем, эта опера имела колоссальный успех при первой авторской постановке, открыла в свое время новую страницу в истории отечественного музыкального театра. Театр «Русская опера» предпринимает попытку восстановления жемчужины русской романтической оперы в авторской редакции самого А. Верстовского на основе эскизов декораций и костюмов И. Билибина, которые, на наш взгляд, наиболее созвучны музыкальной ткани партитуры композитора.
С 4 по 14 декабря в Москве пройдет ХХIV Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки. Жюри в этом году возглавит президент Международного союза музыкальных деятелей и первый вице-президент Фонда Ирины Архиповой, профессор Владислав Пьявко.
Конкурс вокалистов будет проходить в три этапа: 4–7 декабря в Академии хорового искусства им. Попова состоится первый тур прослушиваний, 8–12 декабря — второй, а 14 декабря, в форме гала-концерта в Большом зале Московской консерватории, — третий.
Открытие конкурса состоится 4 декабря, а объявление итогов конкурса пройдет в Архиповском музыкальном салоне на Большой Никитской.
В жюри под председательством Владислава Пьявко входят в этом году девять человек: оперный певец Аскар Абдразаков; директор итальянского агентства «Melodramma» Джандоменико Бизи; учредитель Международного конкурса оперных певцов в Париже Пьер Верней; обладательница «Грэмми», оперная певица Елена Заремба; эстонский пианист и концертмейстер Ивари Илья; председатель Союза композиторов России Владислав Казенин; главный дирижер Московского музыкального театра Феликс Коробов; профессор ГИТИСа Карина Лисициан; президент конкурса Винченцо Беллини в Италии Джузеппе Пасторелло; декан вокального факультета Московской консерватории Петр Скусниченко и Адриан Холлендер, представляющий Международное артистическое агентство «Hollander – Calix». Конкурс имени Глинки проводится раз в два года, впервые он состоялся в 1960 году, с 1991 года стал международным. В число лауреатов конкурса входят многие звезды мировой оперной сцены.
Одно из самых долгожданных событий музыкально-театрального года в Белоруссии и самый масштабный проект Национального академического Большого театра оперы и балета Белоруссии пройдет в этом году с 15 по 20 декабря.
В рамках форума зрители увидят не только новые постановки минского Большого театра с участием лучших местных артистов и приглашенных звезд, но и специально привезенный на форум спектакль «Травиата» Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Именно этот спектакль под управлением главного дирижера театра Ф. Коробова откроет оперный форум 15 декабря. Заглавную партию в нашумевшей постановке режиссера Александра Тителя исполнит Хибла Герзмава - примадонна Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также приглашенная звезда Парижской Национальной оперы, нью-йоркской «Метрополитен-оперы» и Королевской оперы «Ковент-Гарден» в Лондоне. «Её сопрано такой красоты, что пой она просто гаммы, эстетическое удовольствие было бы гарантировано и тогда. Зачастую, выйдя из зала после ее концерта, люди, прежде равнодушные к опере, понимают, что влюбились в этот жанр на всю жизнь», - пишут о Хибле Герзмаве журналисты. А в Минск певица прилетит сразу после выступлений в Нью-Йорке.
16 декабря театр представит грандиозную постановку оперы «Аида» Джузеппе Верди. Главные партии в спектакле под управлением главного дирижера театра Виктора Плоскины исполнят солистка Тбилисского государственного театра оперы и балета Маквала Аспанидзе, солист Большого театра России Олег Кулько, австралийская певица Луиза Каллинан.
18 декабря оперой Джоаккино Россини «Севильский Цирюльник», новым спектаклем Большого театра Белоруссии, поставленным Михаилом Панджавидзе в жанре «комедии масок», продирижирует итальянец Джанлука Марчиано - один из самых одаренных европейских дирижеров нового поколения. По оценке газеты “Financial Times”, известность признание пришли к молодому маэстро «благодаря его элегантному и гибкому дирижированию».
19 декабря шедевр русской музыки опера Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», прочитанная режиссером Сусанной Цирюк в жанре «русского фэнтези», состоится с участием восходящей звезды Большого театра России Венеры Гимадиевой и ведущего солиста Мариинского театра Евгения Акимова. Дирижер – Виктор Плоскина.
Завершится оперный форум гала-концертом звезд мировой оперной сцены с участием лучших оперных солистов из Белоруссии, России, Литвы, Латвии, Украины, Польши, Чехии, Болгарии, Узбекистана, Азербайджана. Всего за время оперного форума театр примет более 120 гостей, в том числе артистов, директоров оперных театров стран СНГ и зарубежья, музыкальных критиков.
Учредители форума — Министерство культуры республики, Минский городской исполнительный комитет и Большой театр оперы и балета Белоруссии.
Подготовил Александр Матусевич