Подарок к Новому году, который в этот раз преподнесла московским меломанам столичная филармония, это – концерт итальянской меццо-сопрано Сони Ганасси. Признанная исполнительница партий для низкого подвижного женского голоса в операх бельканто впервые посетила нашу страну. Для отечественных любителей вокала имя певицы, несмотря на это, уже давно хорошо известно, причем для самого широкого круга, а не только для тех, кто бывал на россиниевском фестивале в Пезаро или активно приобщается к новинкам звукозаписи: в 2000-е годы телеканал «Культура» демонстрировал спектакли с участием Ганасси, в частности, памятными были выступления певицы в ролях Розины («Севильский цирюльник» из «Ла Скала») и Анджелины («Золушка» из Пезаро) – оба в партнерстве с прославленным россиниевским тенором Хуаном Диего Флоресом.
Сегодняшняя карьера Ганасси, начавшаяся два десятилетия назад, развивается вполне успешно. Лучшие театры Италии (Флоренция, Болонья, Милан, Турин, Неаполь), Испании (Мадрид, Барселона, Бильбао), США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Вашингтон), а также Парижа, Лондона, Лейпцига и Вены по-прежнему стремятся заполучить её на свои спектакли. Певица по праву признана одной из лучших исполнительниц партий меццо-сопрано и драматического сопрано в операх Россини («Севильский цирюльник», «Золушка», «Итальянка в Алжире», «Гермиона», «Елизавета, королева Англии»), Доницетти («Анна Болейн», «Фаворитка», «Мария Стюарт») и Беллини («Капулетти и Монтекки», «Норма»). Однако в последние годы в её репертуаре всё чаще появляются партии из опер более позднего периода, и если нежная и меланхоличная Шарлотта из «Вертера» Массне кажется вполне допустимой ходкой на несвойственную территорию, то эмоционально и голосово затратная Эболи из вердиевского «Дона Карлоса» вызывает настороженность и сомнения.
Именно романтический репертуар второй половины 20 века доминировал на московском концерте Ганасси – из бельканто была спета только Леонора ди Гусман (кстати, «Фаворитка», популярнейшая и совершеннейшая опера Доницетти не звучала в Москве, да и вообще в нашем отечестве Бог знает сколько!). Ганасси исполнила фрагменты из «Дона Карлоса», «Сельской чести», «Кармен», «Самсона и Далилы», «Сказок Гофмана».
И, честно говоря, такой выбор несколько огорчил. У Ганасси – приятный, даже красивый голос, владеет она им мастерски, он свободно льётся в любом регистре, у певицы нет проблем ни с верхом, ни с низом. Однако вполне насладиться её искусством не удалось, ибо у Ганасси, безусловно, настоящий оперный голос, но инструмент – нежный, едва ли предназначенный для децибел большой оперы. Петь бы ей бельканто и петь – что в Москве, что по всему миру! Ан нет – тянет артистку к более эмоционально открытым, темпераментным ролям, и тут арсенала ее возможностей очевидно недостаёт.
Помимо арии из «Фаворитки», спетой превосходно, убедила Ганасси также в романсе Никлауса из оперы Оффенбаха. Все же прочие, по большей части бравурные и экспрессивные арии прозвучали бледновато – словно с полотна смыли краски, и мы видим лишь контуры и едва угадываем ту или иную цветовую гамму. К тому же почти всё Ганасси пела по нотам, нередко просто не отрываясь от текста на бумаге, что, конечно, ещё более сковывало её свободу самовыражения.
Справедливости ради надо отметить, что не только сам выбранный репертуар был виной смазанного впечатления. Оркестр Московской филармонии сделал всё возможное, чтобы абсолютно заглушить солистку. Звучание инструментального коллектива было грубым и громогласным, хотя формальных осечек почти не было, но сам звук отличался тяжеловесностью и некоторой тупостью. Особенно вопиющи были духовые – всё сыграно по нотам, а не мимо оных, но крайне немузыкально, кондово, словно это не филармонический коллектив, а какой-нибудь оркестр военно-морского флота. Юного венесуэльского дирижёра Мануэля Лопеса Гомеса московские филармоники откровенно игнорировали – маэстро техникой владеет, но она ему почти совсем не помогала – оркестр играл «в своё удовольствие», ни мало не считаясь с тем, что это всё-таки вокальный концерт и его роль здесь – лишь аккомпанирующая.
Концертный зал имени Чайковского
Театры и фестивали
Соня Ганасси, Мануэль Лопес Гомес
Персоналии