Темы: Памяти Ирины Архиповой. Премьера в Новосибирске. Две мировые премьеры в Красноярске. Новости «Метрополитен-оперы». Умерла первая чернокожая оперная певица.
В память о несравненной Ирине Архиповой 11 февраля на сцене Рахманиновского зала соберется плеяда выдающихся имен. Этот концертный вечер озарится выступлениями не только звезд российского оперного пения, лауреатов международных конкурсов, такими как бас Владимир Байков, меццо-сопрано Анна Викторова, сопрано Екатерина Маркова, но исполнительской славой состоявшихся мастеров — Владислава Пьявко и Бориса Тевлина. Автором концертного проекта выступит заслуженная артистка, прима концертмейстерского искусства Елена Савельева.
Вечер памяти Ирины Архиповой станет уникальным еще и потому, что в его концертной программе прозвучат камерно-вокальные сочинения Георгия Свиридова. Произведения великого композитора занимают особое место в творческой судьбе собравшихся артистов. Выдающийся тенор Владислав Пьявко является первым исполнителем знаменитого цикла на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь». Под управлением ныне ведущего лидера мирового и отечественного хорового искусства, прославленного дирижера Бориса Тевлина на фестивале «Московская осень» впервые прозвучали только что написанные Свиридовым сочинения для хора а cappella, ставшие впоследствии шедеврами. А автор нынешнего проекта, концертмейстер Елена Савельева около десяти лет вместе с молодыми солистами оперных театров готовила и записывала на Российском радио и телевидении ряд монографических программ, посвященных вокально-инструментальной музыке «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».
Открывают концерт три духовных песнопения из трагедии «Царь Федор Иоаннович», которые во главе с художественным руководителем — Борисом Тевлиным — исполнит Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова. Прозвучат Молитва, Любовь святая и Покаянный стих — музыка откровения, которая, по словам Георгия Свиридова, «вместе со Словом раскрывает Истину Мира».
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета совместно с Новосибирской государственной консерваторией имени М.И. Глинки готовит премьеру двух комических одноактных опер. Все партии в операх исполнят студенты последних курсов консерватории. 15 февраля, 4 и 29 марта прозвучат «Сначала музыка, потом слова» А. Сальери (режиссер-постановщик - Дмитрий Суслов) и «Джанни Скикки» Дж. Пуччини (режиссер-постановщик - Игорь Селин). Музыкальный руководитель и дирижер проекта - Петр Белякин.
Опера Сальери «Сначала музыка, потом слова» расскажет, как создаются музыкальные шедевры. Этот сложный процесс молодым Либреттисту и Композитору придется пройти всего за 4 дня! Герои попробуют, создавая оперу, приспособить совсем не подходящие слова к неподходящей музыке. Что из этого получится – стоит посмотреть. Когда-то опера Сальери выиграла состязание с оперой «Директор театра» самого Моцарта, отчасти и благодаря блестящему составу солистов.
«Кто создает на сцене захватывающее внимание и наполняющее душу сильнейшими чувствами действие? Особенные люди, думающие только о театре и музыке, без слабостей и грехов? Нет, певцы, актеры, музыканты такие же люди как все вокруг, со своими слабостями, страстями и недостатками. Но у них есть общее дело – театр. И это дело не может не примирить их, сплотить и спаять в единый организм, который воплощает на сцене Его Величество Спектакль», - режиссер Дмитрий Суслов.
«Сначала музыка потом слова» - классицистская комическая опера, в которой сталкиваются стили оперы-seria и оперы-buffa. В опере Сальери соревнуются не столько эти жанры, сколько их представительницы - певицы: Элеонора, блистающая в партиях опер-seria, и Тонина, молодая «субретка», певица буффонных партий. «Ловушкой» для начинающих вокалистов в опере стали речитативы.
Автор любимых опер «Богема» и «Тоска» Джакомо Пуччини написал всего одну комическую оперу. Джанни Скикки - плут и хитрец, увековечен на страницах «Божественной комедии» Данте, непосредственно в «Аду». Не раскрывая тонкости сюжета, скажем лишь, что речь пойдет о завещании. «Сюжет «Джанни Скикки» всегда актуален и современен. Нам стало интересно, как спустя несколько веков этот вечный сюжет Пуччини преобразовывается, преломляется сквозь эстетику неореализма. Неореализм - мощный культурный пласт, который широко известен прежде всего благодаря кино и режиссерам того времени: это и Феллини, и Дзеферелли. Интересно, как ситуация с наследством переживается, проигрывается людьми другой эпохи, ведь искусство есть зеркало, которое преломляет действительность, отображает ее с несколько иной художественной точки зрения», - режиссер Игорь Селин.
Не порывая с традициями итальянской оперы, Пуччини в «Джанни Скикки» говорит разными стилями - от церковной музыки до фокстрота. Отличительной чертой этой поздней оперы станет внимание композитора к речитативам и разговорным интонациям. Не обойдется в опере и без темы любви. Комическая опера итальянского классика Джакомо Пуччини насыщенна множеством ансамблей, а это серьезное испытание для начинающих вокалистов. Тем более что им предстоит выйти впервые на профессиональную сцену Концертного зала Новосибирской оперы. Две оперы должны полноценно войти в репертуар театра и стать настоящей школой мастерства для молодых исполнителей.
Сотрудничество Новосибирского оперного и Новосибирской консерватории им. М. Глинки началось в прошлом сезоне совместным концертом «Gaudeamus-гала», когда впервые на большой сцене оперного выпускники всех факультетов вуза показали свое мастерство. Подобный концерт решили повторять ежегодно. Продолжением сотрудничества стали две оперные постановки, когда все службы, цеха, оркестр театра работали на результат, невзирая на неопытность начинающих солистов-актеров. Эта работа станет дипломной для выпускников, а кому-то, возможно, откроет дверь не только в профессию, но и в театр. На этом интереснейшем проекте театр и консерватория не останавливаются. Сегодня в разработке идея фестиваля, в котором могли бы принять участие выпускные спектакли всех консерваторий страны.
5 февраля на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета состоятся две мировые премьеры, посвященные российской истории - оперы «Самозванка» и «Суриковъ».
«Самозванка» - опера московского композитора Валерии Бесединой (автор либретто — Святослав Беседин) о русской императрице Екатерине II и княжне Таракановой. На сцене Красноярского театра оперы и балета в концертном исполнении будут представлены наиболее значимые эпизоды оперы «Самозванка» в концертно-сценической версии.
Вторая премьера - опера «Суриковъ», посвященная русскому художнику Василию Сурикову. Ее написали Сергей Вавилов (автор либретто) и композитор Петр Казимир из Красноярска. По словам авторов, их задача была в том, чтобы «показать Сурикова внутри его полотен, увидеть художника таким, каким его еще не видел никто». Публике будут представлены фрагменты оперы в концертном исполнении: среди них дуэт братьев Суриковых и ария Ермака, торгашинские потешки, колыбельная.
27 января состоялась очередная вагнеровская премьера в Нью-Йорке: на суд публики «Мет» вынесена последняя опера цикла «Кольцо нибелунга» «Гибель богов» в постановке Робера Лепажа под музыкальным управлением Фабио Луизи. В главных партиях выступили Дебора Войт (Брунгильда) и Джей Хантер Моррис (Зигфрид). Целиком вагнеровская тетралогия пойдет на сцене «Мет» в апреле.
9 февраля на сцену «Мет» возвращается «Аида» с Виолетой Урманой (титульная партия), Марсело Альваресом и Марчелло Джоржани (оба - Радамесы), Ладо Атанели (Амонсаро) и Джеймсом Моррисом (Рамфис). Молодой итальянец Риккардо Масси также попробует свои силы в партии Радамеса (это его дебют в «Мет»). Впервые в партии Амнерис на нью-йоркской сцене выйдет Стефани Блайз.
Ещё один вердиевский шедевр прозвучит в конце месяца. 25 февраля на сцену театра возвращается «Эрнани» с Анджелой Миде, Роберто де Биазио, Дмитрием Хворостовским и Ферруччо Фурланетто. Титульную роль озвучит Марчелло Джордани, который заменит безвременно ушедшего в августе прошлого года Сальваторе Личитру – именно он первоначально планировался на эту роль. За дирижёрским пультом – маэстро Марко Армильято.
Кстати, на днях стало известно, что Анджела Миде удостоена премии имени Беверли Силс, которая присуждается вокалистам в возрасте от 25 до 40 лет, зарекомендовавшим себя на сцене нью-йоркской оперы. Сумма премии – 50 тысяч долларов.
31 января не стало знаменитой оперной певицы Камиллы Уильямс. Первая чернокожая певица в истории мировой оперной сцены умерла в своем доме в городе Блумингтоне (штат Индиана). Об этом журналистам сообщил адвокат покойной Эрик Слотеграаф. По его словам, артистка долго болела раком.
Дочь простого работяги-шофера, Уильямс родилась 18 октября 1919 года (по другим сведениям в 1922 году) в Данвилле (США, Вирджиния), с детских лет пела в церковном хоре. "В нашем доме всегда звучала музыка. Все мои родственники были музыкантами-самоучками", - рассказывала она, с благодарностью вспоминая своего первого учителя по вокалу, который работал в школе для девочек штата Вирджиния. Именно этот человек поверил в талант будущей звезды, забыв о расовых предрассудках.
В 1945 дала свой первый концерт в Филадельфии. Дебют певицы на оперной сцене состоялся 15 мая 1946 г. в New York City Opera. Она исполнила партию Чио-Чио-сан в опере Пуччини "Мадам Баттерфляй". "Она отобразила все грани этого образа", - написали тогда в рецензии театральные критики газеты New York Times.
В том же сезоне Уильямс вышла на сцену City Opera в образе Недды (опера "Паяцы"). В следующем году она исполнила роль Мими в "Богеме" Пуччини, а в 1948 г. уже блистала на американских подмостках в главной роли в "Аиде" Верди.
С 1954 пела также в Европе. Выступала в Венской государственной опере (дебют в 1955, партия Аиды), много гастролировала по всему миру. Тогда же Уильямс наладила личную жизнь. Она вышла замуж за адвоката Чарльза Баверса. Детей у них не было.
В 1960 году Уильямс дала в Вашингтоне концерт для американского президента Д.Эйзенхауэра и японского кронпринца Акихито.
С 1970 преподавала в Бруклинском колледже, затем в Бронксе и Индианском университете Блумингтона.
Подготовил Александр Матусевич