Первые юбилеи года: Фалькон, Дамрош, Лайнсдорф

Евгений Цодоков
Основатель проекта

По установившейся традиции наш журнал продолжает отмечать на своих страницах важнейшие юбилеи в мире оперы. Сегодня в этом кратком обзоре мы остановимся на трёх именах.

Корнелия Мария Фалькон — 200 лет

28 января исполнилось 200 лет со дня рождения знаменитой французской певицы 19 столетия, сопрано Корнелии (Марии) Фалькон (1812-1897). Она родилась в Париже, училась в Парижской консерватории. Среди ее учителей великий певец Адольф Нурри.

В 1832 году в двадцатилетнем возрасте дебютировала в Гранд-опера в роли Алисы в опере «Роберт-дьявол» Мейербера.

Карьера певицы длилась всего шесть лет (до 1838 года), после чего она от перенапряжения потеряла голос. Однако эти годы были очень яркими. Фалькон была участницей важнейших мировых премьер той эпохи. В их числе «Густав III, или Бал-маскарад» Обера (1933, партия Амелии Анкарстрём), «Али-баба» Керубини (1833, Моргиана), «Жидовка» Галеви (1835, Рахиль), «Гугеноты» Мейербера (1836, Валентина).

Среди лучших партий певицы также Юлия в «Весталке» Спонтини, Донна Анна в «Дон Жуане» Моцарта и др.

Когда в 1840 артистка попыталась вернуться на сцену, ее выступление в Гранд-опера окончилось неудачей. Несмотря на это в памяти современников певица осталась как блестящая исполнительница драматических сопрановых партий.

Скончалась певица 25 февраля 1897 года в Париже.

Вальтер Дамрош — 150 лет

Вальтер Дамрош (Walter Damrosch)

30 января исполнилось 150 лет со дня рождения крупного американского дирижера и композитора немецкого происхождения Вальтера Дамроша (1862-1950). Его отец Леопольд Дамрош (1832-1885) также был крупным музыкантом (дирижером, скрипачом).

Родился Вальтер в немецком городе Бреслау (ныне польский Вроцлав). Учился у отца, затем в Дрезденской консерватории. Позднее (в 1887) совершенствовался в искусстве дирижирования в Германии у Х. фон Бюлова.

С 1871 года жил в Нью-Йорке. В сезоне 1884/85 года был ассистентом у отца в театре Метрополитен. После его смерти руководил немецкой труппой «Метрополитен» (1885-1891). Его дирижерский дебют на главной американской сцене состоялся 11 февраля 1885 года («Тангейзер»). В дальнейшем дирижер выступал здесь в 1885-1891 и 1900-1902 гг., Среди опер, исполненных им, вагнеровские «Риенци», «Летучий голландец», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Кольцо нибелунга», сочинения Мейербера («Пророк», «Гугеноты» и «Африканка»), «Жидовка» Галеви, «Фиделио» Бетховена», «Фауст» Гуно, «Кармен» Бизе, «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Трубадур» Верди, «Орфей и Эвридика» Глюка, «Норма» Беллини, «Вильгельм Телль» Россини и многие другие. После 35-летнего перерыва Дамрош вернулся в «Метрополитен» в 1937 году, чтобы участвовать в мировой премьере своей оперы «Человек без родины».

В числе важнейших вех в творчестве маэстро создание в 1895 году оперной труппы «Дамрош опера компании», с которой он разъезжал по США с операми Вагнера. В 1896 году он впервые в США исполнил оперу «Парсифаль» Вагнера (концертное исполнение). С 1903 в течение многих лет работал с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского филармонического общества.

Дамрош был пропагандистом творчества П.И.Чайковского, 1-м исполнителем в США его 4-й и 6-й симфоний. В 1891 году он пригласил великого русского композитора в Америку на открытие построенного по его инициативе и при финансовой поддержке мецената Эндрю Карнеги знаменитого концертного зала, с 1898 года носящего название «Карнеги-холл». Под управлением Чайковского здесь прозвучали Торжественный коронационный марш, созданный композитором к церемонии коронации Александра III, и 1-й концерт для фортепиано с оркестром.

Дамрош – 1-й исполнитель Фортепианного концерта» (1925) и симфонической сюиты «Американец в Париже» (1928) Джорджа Гершвина, а также ряда сочинений других композиторов. Автор шести опер (в т. ч. «Алое письмо», «Сирано де Бержерак») и др. соч.

Эрих Лайнсдорф — 100 лет

Эрих Лайнсдорф (Erich Leinsdorf)

4 февраля 1912 года, ровно сто лет назад, в Вене родился крупнейший дирижер середины 20 века Эрих Лайнсдорф (собств. Ландауэр). Он учился в зальцбургском Моцартеуме, Венском университете и Академии Музыки. В 1934-37 был ассистентом Б.Вальтера и А.Тосканини на Зальцбургском фестивале. Работал также короткое время в Болонье и Триесте (1936), на фестивале Флорентийский музыкальный май (1937). В 1937 накануне Аншлюса покинул Австрию и эмигрировал в США, спасаясь, как многие другие музыканты еврейского происхождения, от фашистского режима. В 1942 получил американское гражданство.

Лайнсдорф сделал в Америке большую карьеру как оперный и симфонический дирижер. В 1938 дебютировал в Мет. «Валькирией». После смерти А.Боданцки (1939) стал в театре ведущим специалистом по вагнеровским операм. Исполнял, впрочем, и другой репертуар. Выступал в Мет. регулярно до 1945 года. Среди постановок все оперы Вагнера, начиная с «Летучего голландца» и до «Парсифаля», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Кавалер розы» Р.Вагнера, «Орфей и Эвридика» Глюка, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Амелия идет на бал» Менотти.

Вернулся в Метрополитен в 1957 году («Арабелла» Р.Штрауса). В 1958-62 был музыкальным руководителем театра. В эти годы исполнял преимущественно сочинения Моцарта, Пуччини, Верди, Р.Штрауса а также классические оперетты. Среди исполненных им опер «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Джанни Скикки», «Мадам Баттерфляй», «Саломея», «Фиделио» и др. Особо надо отметить выдающуюся постановку вердиевского «Макбета» в 1959 году (1-я постановка в Мет.) с замечательным Л.Уорреном в заглавной партии и блистательной дебютанткой театра Л.Ризанек в роли Леди Макбет, которую она спела вместо планировавшейся М.Каллас. Кроме того, в этой постановке участвовали Д.Хайнс (Банко), К.Бергонци (Макдуфф). Продирижироал маэстро также несколькими спектаклями «Бориса Годунова» (1959-61), в которых заглавную партию поочередно пели Д.Хайнс, Ч.Сьепи и Д.Лондон.

В дальнейшем Лайнсдорф провел в Мет. несколько спектаклей в 1966 году. И, наконец, вновь, начиная с 1971 года, достаточно регулярно появлялся на этой сцене вплоть до 1983 (последний спектакль – «Арабелла»).

Возвращаясь в конец 30-х гг. упомянем активную деятельность маэстро в опере Сан-Франциско (1938-41, дебют в «Пеллеасе и Мелизанде»), где он исполнял, в целом, все тот же репертуар, к которому можно добавить «Кармен» и «Симона Бокканегру» Верди (обе в 1941).

Еще одним американским театром, где разворачивалась деятельность Лайнсдорфа, стала «Нью-йорк Сити-Опера». Он был ее руководителем в 1956-57 гг. Провел здесь мировую премьеру оперы К.Флойда «Сусанна» (1956).

Дважды маэстро участвовал в Байрёйтских фестивалях. В 1959 он исполнял «Нюрнбергских мейстерзингеров», в 1972 «Тангейзера». Можно отметить также выступления маэстро в Венской опере (1978, «Палестрина» Пфицнера; 1983, «Электра»; 1984, «Карл V» Кшенека). На фестивале в Танглвуде в 1969 он продирижировал «Похищением из сераля» Моцарта.

В области симфонического дирижирования Лайнсдорф также достиг больших успехов. Он был руководителем Кливлендского оркестра (1943-46), Рочестерского оркестра (1947-1955), Бостонского оркестра, одного из лучших коллективов 20 века (1962-69, сменил на этом посту Ш.Мюнша), Симфонического оркестра Берлинского радио (1977-1980) и др.

Автор труда об искусстве интерпретации «В защиту композитора» (1981), изданной на русском языке в 1988 году в издательстве «Музыка» под названием «В защиту композитора: альфа и омега искусства интерпретации». Само название книги говорит о творческих приоритетах композитора – в исполнительстве он был приверженцем следования авторскому замыслу, напоминая в этом плане одного из своих учителей – Артуро Тосканини.

Много работал в области звукозаписи. Среди оперных записей «Макбет» (1959, солисты Л.Уоррен, Л.Ризанек и др.), «Тоска» (1957, солисты З.Миланова, Ю.Бъёрлинг, Л.Уоррен), «Турандот» (1959, солисты Б.Нильсон, Ю.Бъёрлинг, Р.Тебальди) и др.

Скончался маэстро в Цюрихе 11 сентября 1993 года.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ