«Риголетто» Верди с несколькими знаменитыми ариями, быстро развивающимся сюжетом средневекового соблазнения, похищения и мести по праву занимает место среди самых популярных опер.
Постановка Большой оперы Флориды (Florida Grand Opera), которая открыла субботний вечер «Arsht Center» в Майами, предложила всё, что только можно пожелать в одном спектакле — блестящее исполнение партий, живую игру оркестра, шикарный состав певцов. Всё это предвещало волшебный вечер в опере.
В опере рассказывается история горбатого шута Риголетто, который вынужден развлекать развратных знатных синьоров и бесполезных прихлебателей двора герцога мантуанского. Когда Риголетто узнаёт, что герцог соблазнил его дочь Джильду, он решается отомстить, но его попытки приводят к неизбежной и ужасной катастрофе.
Молодой американский тенор Майкл Фабиано был почти совершенен в партии аморального герцога Мантуи, аналога Дона Жуана. Он обладает привлекательной наружностью, энергичной заносчивостью, и, что немаловажно, голосом, способным передать характер герцога — мужчины, заставляющего женщин терять от него голову, а затем бросающего их прочь, чтобы отправиться совершать новые «подвиги».
Голос Фабиано обладает удивительной всепроникаемостью, в нём много звона, такой голос как нельзя лучше подходит для «Questo o Quella», в которой он блестяще исполнил высокие ноты, и для «La donna è mobile», хотя в вечер премьеры он немного устал к третьему действию. В дуэтах с Чепрано и Джильдой Фабиано достиг той самой ядовитой смеси соблазнительности и опасности, что идеально подходит для роли.
Марк Уолтерс, который выступал в партии Риголетто, давний любимец FGO, появлялся в предыдущей постановке «Травиаты», «Кармен» и «Лючии ди Ламмермур». Партия Риголетто — одна из самых человечных, цельных и пронизывающих в истории мировой оперы: изувеченный от рождения человек в костюме шута, безуспешно пытающийся спасти свою дочь и разрабатывающий план мести тем, перед кем он ежедневно вынужден кривляться.
Уолтерс привносит в партию золотистый голос, поёт с ужасающей яростью о предполагаемом убийстве герцога и трогательно и красноречиво умоляет друзей герцога на коленях вернуть его дочь. Баритон искусно изобразил борьбу добра и зла в душе этого человека.
Роль Джильды исполняла Надин Сьерра, сопрано, участвующая в программе для молодых певцов в Опере Сан-Франциско. Её невинная Джильда получает благодаря талантам исполнительницы блестящий голос. В «Caro nome» она демонстрировала прекрасную колоратуру, прогуливаясь по сцене, исполняя большую часть арии лёжа на спине и не испытывая при этом ни малейших затруднений. Особенно удачными были её дуэты с Уолтерсом, когда она реагировала на рассказы своего отца о жизненных испытаниях голосом, полным любви и жалости.
Кевин Лэнгэн, который хорошо знаком зрителям Южной Флориды, исполнял партию опасного Спарафучиле, профессионального убийцы, который предложил Риголетто решить его проблему с герцогом. В мире оперы все обычно говорят о высоких нотах, но в этой партии самой впечатляющей является нижнее фа в конце его зловещего диалога с Риголетто, а густой бас Лэнгэна сделала ноту запоминающейся даже после того, как он покинул сцену перед антрактом. Сестра Спарафучиле Маддалена, меццо-сопрано Дана Бет Миллер, была очень примечательна в момент, когда она трогательно множеством оттенков своего голоса умоляет брата спасти герцога и в конце знаменитого квартета более других задерживает финальную ноту.
Баритон Джо Вон Кэнг в партии Монтероне запомнился выступлением, отмеченным особой отеческой силой и достоинством, с которыми он защищал честь своей дочери и насылал проклятье на Риголетто.
Постановку Оперы Цинцинатти, перенесённую в Майами, в целом, можно назвать традиционной: необходимо отметить эффектное изображение двора герцога, дома Риголетто и берлоги убийцы. Слабо освещённые декорации, сооружённые из тёмных материалов, с каменными лестницами, огромными канделябрами и другими характерными для средневековья предметами, создавали необходимую для развития сюжета атмосферу. Одна из находок постановщиков — неприкрытый горб Риголетто, на котором акцентировалось особое внимание, без сомнения, шедевр, однако такое непривлекательное зрелище иногда даже заставляло забыть обо всей красоте оперы.
Режиссёру Джефри Марк-Бачмэну удалось вынести на сцену сексуальность без превращения её в пошлость. Он показал распутство двора герцога с помощью соблазнительных танцовщиц, распространявших дух сладострастия, однако не перебарщивая.
Оркестр под управлением дирижёра Эндрю Бизанца продемонстрировал пламенное и порой очень громкое исполнение оперы Верди. Начиная от мрачных басовых тонов прелюдии, в чересчур оживлённом темпе Бизанц начал извлекать сильные звуки из ведомого им оркестра, возвышаясь в моменты истинной драмы, к примеру, когда Монтероне идёт в тюрьму, и опускаясь до замогильного мрака в сцене в доме Спарафучиле.
Удивительно, но многие места в зрительном зале пустовали, несмотря на то, что это был вечер открытия премьерной серии. Это девятая постановка «Риголетто» с 1948 года, но — независимо от того, что вы будете иметь возможность услышать этот шедевр Верди в будущем не один раз,— подобная постановка с блестящим составом певцов всегда будет большой редкостью и её не стоит пропускать.
Дэвид Флешлер, «South Florida», 29 января 2012 г.
Перевод Юлии Пневой
Фотограф — Gaston de Cardenas