Коротко о разном

Темы: К 220-летию со дня рождения Джоаккино Россини. Успех «Манон» в Кишинёве. Имени Архиповой. Памяти Важи Чачавы. Российская премьера оперы Ибера. Новости «Мет». «Орлеанская дева» — спектакль, который можно увидеть только в Перми.

К 220-летию со дня рождения Джоаккино Россини

Екатеринбургский театр оперы и балета представляет первую премьеру 2012 года — комическую оперу Джоаккино Россини «Граф Ори». Искрометное творение итальянского оперного гения полно остроумия и музыкальной магии. «...Быть может, это одна из лучших партитур Россини. Может быть, нигде, за исключением "Цирюльника", композитор не был так остроумен и весел… Какое музыкальное богатство! Всюду роскошь удачных мелодий, новые рисунки аккомпанемента, изысканные гармонии, неожиданные оркестровые эффекты, драматические ситуации, полные смысла и остроумия» — так писал Гектор Берлиоз об этой опере.

Творческая бригада спектакля: дирижер Большого театра России, главный дирижер Екатеринбургского театра оперы и балета Павел Клиничев, режиссер Большого театра России Игорь Ушаков, главный художник театра «Ленком» Алексей Кондратьев, художник по костюмам Ирэна Белоусова, понимали, какая сложная, и даже амбициозная, задача стоит перед театром. Воплощая замысел композитора, трепетно и деликатно обращаясь с классическим материалом, они постарались создать настоящий театральный праздник, яркий, современный, который должен найти отклик в душе, как у заядлого оперного гурмана, так и у неискушенного молодого зрителя.

Павел Клиничев, дирижер-постановщик спектакля, говорит: «Это великолепная партитура, которую Ференц Лист сравнивал с пузырьками шампанского. На мой взгляд, это очень удачная характеристика оперы, уже давно признанной бесспорным шедевром великого мастера. Богатство и изящество музыкального языка, легкость и виртуозность стиля, искрометный юмор, блеск и нежность красок — здесь есть всё, чего порою нам так не хватает в повседневной жизни и к чему хочется в этой жизни прикоснуться. Мы надеемся создать спектакль, наполненный настоящим россиниевским духом, яркий, блестящий и остроумный».

Премьера оперы «Граф Ори» в Екатеринбургском театре оперы и балета состоится 29 февраля 2012 года, в день, когда исполняется 220 лет со дня рождения Россини. Также увидеть спектакль можно будет 1-го, 2-го, 3-го и 4-го марта.

Успех «Манон» в Кишинёве

Молдавская опера порадовала своих поклонников премьерой оперы Жюля Массне «Манон», которая состоялась в конце января. Эта опера никогда ранее не ставилась в Молдавии, да и музыка Массне — до сих пор явление редкое на постсоветском пространстве. «Манон», одна из самых известных опер во Франции, оказалась довольно сложной в адаптации, и далась Национальному театру оперы и балета немалыми усилиями. Над спектаклем работали 300 человек, к премьере сшито 100 новых костюма, бюджет оперы превысил миллион леев. Поддержку премьере оказали Французский альянс и Французское посольство в Молдове.

Впервые в качестве режиссера здесь выступил Санду Василаки, предложивший непривычную трактовку спектакля. Его идея «человек-марионетка в руках судьбы» пронзила спектакль на всех уровнях — в детских игрушках Манон, балетной сцене на площади и самой эффектной находкой стал «живой» барельеф бесплотных кукол в самой верхней части сцены, передающий проекцию человеческих страданий.

Дебютной на оперной сцене стала сценография и костюмы художника Юрия Матея — удачные, стильные, элегантно оттеняющие изысканность французской мелодрамы. Любопытно оформление сцены в спектакле. Поначалу оно традиционно — античная колоннада, красивые вазы, фонтан в центре сцены. Но затем колоны превращаются в оконные витражи церкви, они начинают довлеть над психикой героев, когда возникает провокационная ситуация во время игры в карты. И в конце драмы мы видим, как измученный де Грие выносит на руках умирающую Манон на фоне обломков колоннады, символизирующих крах столь заманчивого мира иллюзий…

Особой удачей спектакля можно назвать дирижера Марина Балана и исполнительниц главной партии Манон: Родику Пичиряну и Марину Радиш. Это две полярные грани Манон, очень разные, по-своему характерные, но в этом и пикантность двух исполнительских составов. Родика полнокровная, шикарная, цветущая, с блистательно-мощной голосовой подачей и широким диапазоном образной палитры. Марина Радиш — кокетливо-хрупкая, нежная, неуловимо-скользящая нимфа, непредсказуемая, как сама любовь. Прекрасно справился с партией Де Грие Николай Бантя — аристократичный красавец с меланхоличным взором, певец с высоким лирическим тенором, идеальный для роли возлюбленного Манон.

Елена Узун

Имени Архиповой

Одно из важных событий весны 2012 года — I Международный оперный фестиваль им. Ирины Архиповой, который пройдёт в Самаре с 27 марта по 6 апреля.



Фестиваль посвящен великой русской певице, гордости отечественной вокальной школы. «Царица русской оперы», звезда мировой оперной сцены, Ирина Архипова была удостоена всех высших наград и званий СССР и России. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как самой титулованной российской певицы. Ирина Константиновна на протяжении многих лет была тесно связана с культурой Самары, возглавляла жюри конкурса вокалистов имени М.И. Глинки (1997 г.). Ирина Архипова выступала на самарской сцене в партиях Любаши («Царская невеста», 1972 г.) и Графини («Пиковая дама», 1982 г.). В 1995 и 2000 гг. при ее участии в городе на Волге проводились фестивали оперного искусства «Ирина Архипова представляет». 



В память великой певицы по инициативе самарского искусствоведа Светланы Петровны Хумарьян в 2012 г. родится новый фестиваль — «I Международный оперный фестиваль им. Ирины Архиповой» при участии Фонда Ирины Архиповой. В спектаклях самарского театра будут участвовать выдающиеся оперные солисты ведущих оперных театров России.

 Весной 2012 года приглашенные звезды мировой оперной сцены предстанут перед самарской публикой, которую ждут четыре оперы и спектакль-концерт. В «Князе Игоре» выступят Алексей Татаринцев (Владимир), Аскар Абдразаков (Кончак), Елена Заремба (Кончаковна), дирижёр — Александр Анисимов.



В «Риголетто» споют Борис Стаценко (титульная партия), в «Царской невесте» — Оксана Волкова (Любаша), в обеих операх — внук Ирины Константиновны Андрей Архипов (Спарафучиле и Малюта). 
   Завершит фестиваль спектакль-концерт «Страсть любви», где выступят Владислав Пьявко, Екатерина Ковалева, Ольга Терентьева, Мария Горелова, Лариса Андреева.

Памяти Важи Чачавы

Концерт солистов московской «Новой оперы»14 марта будет посвящен памяти Важи Чачавы. В нем принимают участие музыканты, которые с ним работали, выступали и на чье творческое развитие Важа Чачава оказал большое влияние. Это ведущие солисты и концертмейстеры «Новой оперы», а также звезды нью-йоркской «Метрополитен-оперы» — Любовь Петрова, которую зарубежная пресса за изумительный вокал назвала «русской сенсацией», и Родион Погосов, в 2003 г. удостоившийся чести дать сольный концерт в «Карнеги-холле». Оба они имеют ангажементы с лучшими оперными театрами Европы, выступают на престижных оперных фестивалях, однако начинали свою творческую карьеру они именно в «Новой опере».

Программа концерта многопланова, в нее входят как популярные шедевры, так и редко звучащие опусы. Первое отделение посвящено зарубежной классике и включает блок немецкой и итальянской музыки. Его откроют произведения немецких композиторов: ария альта из «Страстей по Матфею» И. С. Баха, фрагменты из опер «Дон Жуан» В. А. Моцарта и «Фиделио» Л. Бетховена, романсы Р. Шумана, вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера. Также вы услышите знаменитые арии из опер итальянских композиторов — В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини. Во втором отделении будет представлена широкая палитра романсов русских композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, а также дуэты Чайковского.

Российская премьера оперы Ибера

16 марта 2012 г. на сцене Московского театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова состоится премьера оперы «Персей и Андромеда» Ж. Ибера (концертное исполнение). В России это сочинение ни разу не было исполнено, а творчество Ибера недостаточно хорошо известно. «Новая опера» вновь берет на себя почетное право первооткрывателей музыкальных раритетов и новинок для российской публики, приурочив исполнение к 50-летию со дня смерти композитора.

Представлением одноактной оперы французского композитора Жака Ибера (1890 – 1962) театр при поддержки Французского института в России открывает культурную программу в рамках Международного дня Франкофонии, праздника французского языка и культуры. «Персей и Андромеда» написана на либретто Мишеля Вебера, печатающегося под псевдонимом Нино. В основе — древнегреческий мифологический сюжет. Прикованную к скале красавицу Андромеду должно растерзать выплывающее из моря чудовище. На этой скале ее и увидел юный сын Зевса Персей, летевший на резвом Пегасе. Герой спас красавицу, убил чудовище и взял Андромеду в жены. Либретто оперы Ибера – более чем оригинальная французская переработка этого сюжета. Плененную Андромеду Чудовище вовсе не спешит растерзать, а учит играть в шахматы. Между героями возникают весьма «интересные» отношения. В конце концов, когда появляется Персей, представленный Ибером довольно-таки нелепым и комичным персонажем, Андромеда решает остаться на острове с Чудовищем. Любовь превращает уродливого монстра в прекрасного принца.

Маэстро Ян Латам-Кёниг, будучи большим знатоком французской культуры и западноевропейского стиля, несколько лет назад с Филармоническим оркестром Страсбурга записал CD оркестровых произведений Ибера и оперу «Персей и Андромеда». Эта работа была удостоена ряда наград музыкальной критики. Дирижировал оперой в Палермо. «Опера Ибера совершенно фантастическое, изумительное произведение. И это единственный, насколько я знаю, музыкальный опус для сцены, в котором играют… в шахматы!» (Ян Латам-Кёниг).

Другое сочинение этого вечера – одноактная опера итальянца Джакомо Пуччини «Плащ». Опера написана на итальянском языке, однако рассказывает о жизни парижских портовых рабочих. В основе либретто Джузеппе Адами – пьеса современного французского драматурга Дидье Гольда «Широкий плащ». Опера, задуманная Пуччини как часть триптиха, состоящего также из «Сестры Анджелики» и «Джанни Скикки», почти не ставится в России. Известны редкие постановки в Москве и Петербурге.

Новости «Мет»

Знаменитый нью-йоркский театр возобновляет на своей сцене 27 февраля шедевр русской музыки — оперу Модеста Мусоргского «Хованщина». Серией спектаклей, которая пройдёт в конце февраля — начале марта продирижирует Кирилл Петренко, в главных партиях выступят звёзды русской вокальной школы — Ольга Бородина (Марфа), Владимир Галузин (Голицын), Миша Дидык (Андрей), Ильдар Абдразаков (Досифей), Анатолий Кочерга (Иван Хованский), Георгий Гагнидзе (Шакловитый). Постановка Августа Эвердинга 1985 года уже в третий раз возвращается на сцену «Мет».

А вот спектакль «Метрополитен» «Эрнани» сможет увидеть не только нью-йоркская, но и российская публика: он будет транслироваться в прямом эфире во всем мире 25 февраля в 22.00 по московскому времени в рамках проекта «The Met: Live in HD». На сцену выйдут оперные звезды: Марчелло Джордани в заглавной партии героя-разбойника, Анжела Миде в роли его возлюбленной Эльвиры, Дмитрий Хворостовский — великодушный король Дон Карлос, Ферруччо Фурланетто — мстительный де Сильва. Марко Армильято дирижирует этой ранней оперой Верди, которая красочно поставлена Пьером Луиджи Самаритани. Ведет трансляцию меццо-сопрано Джойс Ди Донато.

Опера Верди, основанная на революционной пьесе Виктора Гюго, повествует о трех мужчинах. Двое из них дворяне, третий — разбойник, и все они пытаются оспорить друг у друга руку прекрасной Эльвиры. В этой роли американская сопрано Анжела Миде впечатляюще дебютировала на сцене «Мет» во время возобновления «Эрнани» в сезоне 2007/08, в последнюю минуту заменив заболевшую Сондру Радвановски. Ранее в этом сезоне она исполнила труднейшую заглавную партию в «Анне Болейн» Доницетти. Анжела Миде — победитель конкурсных прослушиваний Национального совета Мет в 2007, на сцене этого театра она пела партию Графини в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, а также принимала участие в серии летних концертов 2011 года. Марчелло Джордани в последний раз пел партию Эрнани в «Мет» в сезоне 2007/08, в нынешнем сезоне кроме этой роли он исполнит партии Пинкертона и Радамеса.

Дмитрий Хворостовский не исполнял ранее роль Дона Карлоса на сцене «Мет», однако на его счету уже пять вердиевских партий в этом театре. Среди них Симон Бокканегра, Жорж Жермон в «Травиате» (в этой роли он выступит также в текущем сезоне), Родриго в «Доне Карлосе», Ренато в «Бале-маскараде», граф ди Луна в «Трубадуре». Де Сильва — вторая из трех ролей, которые в этом сезоне исполнит в «Мет» Ферруччо Фурланетто. Ранее он спел Мефистофеля в новой постановке «Фауста» Гуно (впервые исполнив эту роль в «Мет»), затем вновь выйдет на сцену в качестве Дона Базилио в «Севильском цирюльнике». В возобновлении «Эрнани» в сезоне 2007/08 этот выдающийся артист уже исполнял партию де Сильвы.

Среди многочисленных ангажементов маэстро Армильято немало опер Верди, от раннего его создания «Аттилы» до гвоздя репертуара «Аиды», а также «Риголетто», «Травиата» и «Трубадур». Он же дирижировал премьерой «Анны Болейн» в начале нынешнего сезона в «Метрополитен».

«Орлеанская дева» — спектакль, который можно увидеть только в Перми

19 и 21 февраля в 19.00 в Пермском театре оперы и балета после длительного перерыва прозвучит опера «Орлеанская дева» Петра Чайковского — произведение, исключительно редко появляющееся в афишах театров. Сегодня сцена Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского — единственная в России, где идет эта опера. 19 февраля партию Иоанны д`Арк исполнит солистка Михайловского театра меццо-сопрано Олеся Петрова – ученица Ирины Богачёвой и лауреат конкурса им. Чайковского. 21 февраля в партии Орлеанской девы выступит неподражаемая темпераментная Надежда Бабинцева, солистка Пермской оперы. Партию рыцаря Лионеля в обоих случаях исполнит солист Пермского театра оперы и балета, драматический баритон Алексей Герасимов.

В 1969 году режиссер Иосиф Келлер и сценограф Владимир Людмилин поставили «Орлеанскую деву» в соответствии с теми требованиями, которыми руководствовался автор музыки и либретто Петр Чайковский: с монументальными образами, четко прорисованными мизансценами и в стилизованных под средневековье декорациях.

На протяжении полувека «Орлеанская дева» остается уникальной драгоценностью репертуара Пермского театра оперы и балета, со сцены которого в разные годы прозвучали все оперы великого композитора. В следующем, 141-м сезоне театр планирует дать новую жизнь комико-фантастической опере Чайковского «Черевички», написанной по мотивам повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Подготовил Александр Матусевич

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Павел Клиничев

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ