Темы: «Война и мир» скоро воцарятся в Стасике. «Кольцо нибелунга » за одну неделю. Зураб Соткилава посетит Владивосток в марте. В «Геликон-опере» покажут «Бориса Годунова». В Воронеже показали современную трактовку оперы «Паяцы». Екатеринбургская Опера получит грант федерального правительства. Самарский театр оперы и балета покажет премьеру «Мадам Баттерфляй».«Женщина без тени» в «Ла Скала». Красимира Стоянова спела в Москве.
28 марта 2012 года в Музыкальном театре состоится премьера одной из величайших опер XX века — музыкальной эпопеи С.С. Прокофьева «Война и мир».
Опера была написана в середине 1940-х годов, однако до последних лет жизни композитор продолжал работу над своим самым масштабным произведением. Московская премьера «Войны и мира» состоялась в 1957 году на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Это было первое сценическое воплощение всех 13 картин оперы. Музыкальным руководителем постановки был выдающийся российский дирижер Самуил Самосуд — один из главных пропагандистов оперы ХХ века, режиссерами-постановщиками — Леонид Баратов (бывший тогда главным режиссером театра) — автор выдающихся театральных постановок на сцене Музыкального и Большого театров и Павел Златогоров.
В год 200-летия Отечественной войны 1812 года театр вновь обращается к шедевру Прокофьева. Над постановкой работают главный дирижер театра Феликс Коробов, художественный руководитель оперной труппы Александр Титель, главный художник Владимир Арефьев.
В спектакле принимает участие Государственная концертно-театральная капелла Москвы. Художественный руководитель — Анатолий Судаков. В главных партиях: Наталья Петрожицкая, Елена Гусева (Наташа Ростова); Дмитрий Зуев, Илья Павлов (Андрей Болконский); Дмитрий Полкопин, Николай Ерохин (Пьер Безухов), Лариса Андреева (Соня), Леонид Зимненко, Дмитрий Ульянов (Кутузов), Арсен Согомонян, Анатолий Лошак (Наполеон).
С 11 по 27 марта на сцене миланского театра состоится премьера новой постановки оперы Рихарда Штрауса «Женщина без тени». До этого опера появлялась на сцене «Ла Скала» только трижды: в январе 1940 года в режиссуре Марио Фриджерио, в марте-апреле 1986 года с исторической подготовкой Жана-Пьера Поннеля, дирежёр Вольфганг Завалиш и в апреле — мае 1999 под руководством Джузеппе Синополи. Новая постановка подготовлена Клаусом Гутом, режиссёром, уже получившим известность в Европе. Дирижировать оркестром будет Марк Альбрект, тонкий знаток Штрауса.
В 2013 году мы будем отмечать двухсотлетие со дня рождения Вагнера. По этому случаю театр Ла Скала предоставит своим слушателям уникальную возможность посетить все 4 оперы из цикла «Кольцо нибелунга» за одну неделю и насладиться 15 часами восхитительной музыки: «Золото Рейна» в понедельник, «Валькирия» во вторник, «Зигфрид» в четверг и «Гибель богов» в пятницу. Дирижировать оркестром будет Даниэль Баренбойм. Исполнители четырёх постановок были выбраны среди лучших вагнеровских голосов мира.
Знаменитый тенор, солист Большого театра Зураб Соткилава выступит 15 марта во Владивостоке с концертной программой «Избранное». В ней прозвучат произведения Верди, Пуччини, Бизе, Массне, Тости, Чайковского, Рахманинова, популярные арии из опер и оперетт, русские и грузинские романсы. Это выступление — одно из многих в череде, приуроченных к юбилею артиста: 12 марта Соткилаве исполняется 75.
Зураб Соткилава пел в самых известных театрах мира, продолжает петь в Большом театре и изредка выступает с концертами на гастролях и имеет немалый успех у публики.
Свою карьеру тенор начинал в Тбилисском театре оперы и балета имени Палиашвили, с 1974 года становится солистом Большого театра в Москве. В 1979 году Зураб Соткилава удостоен звания народного артиста СССР. С 1987 года он преподает сольное пение в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В концерте также примут участие: лауреаты международных конкурсов Марина Накчебия (сопрано), Ксения Леонидова (меццо-сопрано), Карина Погосбекова (фортепиано).
С 15 по 18 марта Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана представляет оперу «Борис Годунов» Модеста Мусоргского в редакции Дмитрия Шостаковича. Этот вариант в России идет только на сцене «Геликона».
В спектакле занята целая «коллекция» басов «Геликон-оперы»: Алексей Тихомиров, Станислав Швец, Дмитрий Скориков.
16 марта впервые выйдут на сцену в этом спектакле молодые солисты «Геликона» Константин Бржинский и Александра Ковалевич. В постановке заняты солисты, хор и оркестр театра «Геликон-опера». Все дни за дирижерским пультом будет стоять народный артист России Евгений Бражник.
1 и 3 марта Воронежский театр оперы и балета показал премьеру оперы «Паяцы». Версия классического произведения Руджеро Леонкавалло получилась современной и оригинальной. Молодой режиссер из Москвы Павел Сорокин (выпускник ГИТИСа) перенес действие в наши дни. Начинается спектакль сценой на месте преступления, где работает опергруппа, следователь и фотографы. Все эти современные детали отнюдь не упрощают смысла произведения. Хор представляет гостей на свадьбе, кроме того в спектакле очень органично играют дети (воспитанники хореографического училища).
Зрители, делившиеся впечатлениями прямо в фойе театра, пришли к выводу, что дебют молодому автору удался. Понравились и стильные декорации Валерия Кочиашвили. А из артистов больше всех восхищались баритоном Игорем Горностаевым, исполнившим партию Тонио.
В остальных ролях выступили украинский тенор Андрей Блощинский (Канио), Александра Добролюбова и Анастасия Черноволос (Недда), Алексей Тюхин (Сильвио).
Екатеринбургский театр оперы и балета вошел в число ведущих театров и творческих коллективов России, которым будут предоставлены правительственные гранты. По постановлению федеральных властей, 18 лучших музыкальных театров и коллективов страны в 2012-2014 годах будут получать в общей сложности около миллиарда рублей в год на творческие проекты.
Согласно документу, екатеринбургскому театру будет выделен грант в размере свыше 140 миллионов рублей. В число получателей гранта правительства РФ вошли также, в частности, Михайловский театр, театр балета под руководством Бориса Эйфмана, Новосибирский театр оперы и балета и камерный оркестр «Виртуозы Москвы».
Стоит отметить, что Екатеринбургский театр оперы и балета уже получал грант правительства России в 2009-2011 годах. Это позволило увеличить средний размер оплаты труда творческих работников театра на 60%.
«Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета в 2009 году стал первым в регионе театром, получившим такой грант, — отмечает директор театра Андрей Шишкин, — и его объем помог решить в театре огромное количество проблем. Удалось убедить людей в том, что нет необходимости бегать на подработки в музыкальных школах и училищах, заниматься частным репетиторством и можно сконцентрироваться на работе в театре». По словам директора театра, «именно полная погруженность артистов в работу, полная отдача творчеству, а не переживания о достатке, гарантируют высокое качество продукции — спектакля, на который будет ходить зритель, оценивать его и получать удовольствие».
В Самарском академическом театре оперы и балета 17 и 18 марта состоится премьера оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», сообщает руководитель пресс-службы театра Стас Зацепин.
Впервые над сценическим воплощением спектакля работает режиссер из Швейцарии Дитер Мартин Кеги. На встрече с коллективом театра он заявил, что планирует в постановке следовать замыслу музыки Пуччини.
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик спектакля — заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь Александр Анисимов.
29 февраля Большой симфонический оркестр имени Чайковского исполнил в Москве программу из шедевров позднего немецкого романтизма. Четвертую симфонию Малера и «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса разделяет полвека, но эту дистанцию едва ли можно услышать в музыке, ведь Штраус оставался верен малеровской романтической эстетике до конца своих дней.
На сцене Большого зала консерватории два опуса были объединены не только эстетической общностью, но и одним голосом — сопрано Красимиры Стояновой.
Концертный график 49-летней болгарской примадонны давно и тесно переплетен с расписаниями ведущих оперных домов: «Метрополитен», Парижской оперы и особенно венской Штаатсопер. В этом театре Стоянова работает уже 14 лет, подавая пример постоянства коллегам по неспокойному оперному цеху. Вероятно, к Вене она питает особые чувства: подобно многим российским музыкантам, Стоянова оформила двойное гражданство и теперь является еще и австрийской подданной.
Через несколько дней после московского концерта Красимиру ждали в берлинской «Дойче опер», где она исполнит заглавную партию в «Луизе Миллер» Верди. А в конце апреля Стоянова разделит сцену венского «Музикферайна» со своей знаменитой соотечественницей Веселиной Казаровой, которую москвичи слышали на фестивале Российского национального оркестра полгода назад.
Подготовила Юлия Пнева