26 февраля 2012 года в Варшавском Большом театре состоялась премьера оперы современного итальянского композитора Марко Тутино «Senso» («Чувство»). Автором постановки явился известный аргентинский режиссер, сценограф и художник по костюмам — Хуго де Ана. Это новая копродукция трех театров — Массимо в Палермо, Комунале в Болонье и Национальной оперы в Варшаве, которая была осуществлена в связи со 150-летием объединения Италии и впервые представлена публике 22 января 2011 в Палермо.
В 1883 году Камиль Бойто (брат известного Арриго Бойто) пишет новеллу «Чувство», в которой рассказывает историю любви замужней итальянской Графини Ливии к австрийскому офицеру – солдату вражеской армии. События происходят в 1866 году в оккупированной австрийскими войсками Венеции во время борьбы за объединение Италии. Главная героиня – эгоистичная красавица, не устающая любоваться своим отражением в зеркале – является у Бойто олицетворением равнодушной аристократии, утратившей моральные и этические ценности.
В середине ХХ века к этому сюжету обращается Лукино Висконти - известный итальянский режиссер театра и кино, один из основоположников неореализма в итальянском киноискусстве. Его «Чувство» стало первым в истории итальянского кино цветным фильмом (1954 г., техниколор). Эта дорогостоящая историческая мелодрама, с ее масштабными батальными сценами и чутким вниманием режиссера ко всем деталям – обстановке, костюмам, каждому кадру – представляет собой высокую художественную ценность. Именно она заставила критиков говорить о предыстории пути известного творца как режиссера оперного театра – пути, который привел Висконти в Ла Скала.
Действительно, оперная атмосфера будто бы пронизывает «Чувство». Картина начинается со сцен в венецианском театре «Ла Фениче», где идет вердиевский «Трубадур». В фильме используется музыка 7-й симфонии Антона Брукнера. Стоит добавить, что одним из ассистентов Висконти в работе над «Чувством» был ни кто иной, как Франко Дзеффирелли.
Графиня Ливия в картине у Висконти, это уже совсем не то «женское воплощение Дориана Грея», как это было у Бойто, а благородная аристократка и патриотка. Постепенно погружаясь в мир ее чувств, мы наблюдаем, как в ней ломаются моральные и психологические барьеры. После ночной прогулки с будущим любовником Ливия говорит: «Я испытала чувство стыда! Как я могла провести всю ночь с незнакомым мне человеком, австрияком, офицером? Я – замужняя итальянка, которая за всю жизнь не совершила ни одного легкомысленного поступка?..».
«Чувство», с самого начала косвенно связанное с жанром оперы, как бы предопределяет ее создание. Сюжет содержит основные необходимые компоненты для хорошего оперного либретто: драматизм событий, роковую страсть, предательство, трагическую развязку. Джузеппе ди Лева – автор либретто – сохраняет основную сюжетную линию новеллы, изменив лишь некоторые детали. Опера состоит из пролога, 2 актов (в каждом – по три сцены) и эпилога.
Пластическое решение самого спектакля Хуго де Ана во многом напоминает стилистику и образный строй фильма Висконти. «Чувство» - это элегантная, зрелищная и эстетичная костюмированная постановка, отдающая дань традиции и истории. Мы видим на сцене необходимые атрибуты, воссоздающие атмосферу Италии XIX века, начиная от цветового колорита с доминантой позолоты, роскошных костюмов и заканчивая элементами интерьера и сценографией в целом. Своеобразной визитной карточкой Хуго де Ана – сценографа является акцент на преувеличение отдельных деталей – барочной позолоченной рамы от картины, висящей в воздухе, изысканной вазе с цветами, «зеркальных» лентах, вертикально обрамляющих всю сцену.
Главная героиня – венецианская замужняя графиня Ливия Серпиери, поддерживает итальянских патриотов, среди которых важную роль играет ее кузен – маркиз Роберто Дона. Первая картина оперы представляет прием в доме графа Серпиери. Графиня выпытывает у Роберто о значении листовок, которые видела прежде в театре. Завязкой действия становится конфликт между Роберто (который призывает выгнать из Венеции всех иностранцев) и австрийским поручиком Хансом Бюхнером (в фильме – Францем Малером), высмеивающим его поведение. Следует вызов на дуэль...
Чтобы предотвратить неприятные последствия этой ситуации, Графиня знакомится с Хансом. Очарованная общением с красивым молодым офицером, она начинает чувствовать к нему страстное влечение.
Вторая сцена переносит нас сразу в спальню Графини, где она находится в объятиях Ханца... Опытный ловелас умело манипулирует чувствами влюбленной женщины.
Роберто, ничего не зная об их связи, оставляет на хранение Ливии шкатулку с деньгами и драгоценностями с большим трудом собранные для повстанцев. Расставаясь с Хансом, Графиня дарит ему свой медальон.
Разворачиваются военные события. Ханс, исчезнувший на какое-то время, совершенно неожиданно появляется у Графини в спальне. Пробравшись тайком, он приходит проститься с ней, так как вынужден ехать на фронт. Клянясь ей в вечной любви и одновременно рассказывая о ужасах войны, он намекает, что есть один способ избежать участия в страшных битвах. Для этого только надо подкупить врачей... В итоге, он добивается своей цели, и заветная шкатулка со всем ее содержимым оказывается в его руках... Роберто, узнав о исчезновении шкатулки, обвиняет Ливию в измене...
Следующая сцена показывает раненных итальянских солдат, нелепо проигравших битву под Кустозой. Это была не столько победа австрийцев, сколько плохая организация итальянских войск. Выразительно и актуально звучат слова Роберто, который дает оценку ситуации: «...Бюрократы как машины, коррумпированные политики, подставные генералы, мелочные интересы, миллионы безграмотных... и несколько великих поэтов. Ищем Италию, а еще не нашли настоящих итальянцев...».
Последующие события приводят нас в Верону, где в это время находится Ханс. Графиня получает от него письмо и решает его навестить. Она переживает шок, видя Ханса с ее собственной служанкой Джустиной, которая раньше отпросилась у нее под предлогом проведать больную мать. Пьяный Ханс откровенно насмехается и издевается над Ливией. Графиня мстит доносом на его дезертирство. Ханса расстреливают.
В Италии новая опера, близкая во всех отношениях сердцам итальянцев, была очень тепло воспринята публикой и получила положительные отзывы также в кругу критиков. В Польше получилась немного по-другому, реакция публики была позитивной, а рецензии критиков скорее негативными.
«Сенсо» в Большом театре Варшавы было разрекламировано, как очередной спектакль цикла «Территория», что вызвало наибольшее количество недоумений. Хотя директор театра Вальдемар Домбровски объяснил выбор «Сенсо» желанием представить современную оперную культуру Италии, то и дело звучал вопрос – почему такой традиционный спектакль оказался в цикле встреч с действительно современной музыкой, творческое направление которого связано, прежде всего, с экспериментом, с поисками нового в области оперной формы, эстетики и режиссуры? Публика уже познакомилась с такими спектаклями, как «Падение дома Ашеров» Филиппа Гласса, «Орестея» Яниса Ксенакиса, хореографическая опера «Матсуказе» Тошио Хосокавы в режиссуре и хореографии Саши Вальц, «Якоб Ленц» Вольфганга Рима и пр.
Можно предположить, что повлиял и факт некоторого несоответствия рекламы с предлагаемым «товаром». На премьерном плакате изображены ярко красные открытые губы. Эта визуальная информация не имела ничего общего с эстетикой и пластическим решением самого спектакля и подсознательно настраивала на совершенно иное сценическое воплощение. В рекламных материалах были обещаны «смелые сцены с Графиней Ливией в сексуальном нижнем белье и ее полуобнаженным любовником», которые могут шокировать публику. Это обещание, к счастью, не оправдалось.
Довольно критически была воспринята и музыка Марко Тутино, охарактеризованная как «pasticcio». Композитор (по его словам на пресс-конференции) отталкивался от стиля Верди и отдал дань мелодии, пению, стараясь создать музыку доступную для широкого слушателя. На наш взгляд, этот «паштет» получился довольно интересным и мастерски сделанным. В переплавленном опыте предшественников, где ухо безошибочно улавливает интонации не только вердиевских, но и пуччиниевских опер, тем не менее ощущается индивидуальный стиль Марко Тутино. В музыке чувствуется глубокая связь с традицией и одновременно ее переосмысление и воплощение современными средствами письма.
Сквозное развитие сцен, с довольно яркими сольными и ансамблевыми фрагментами дополняют очень красивые хоровые эпизоды. Мелодизм, выразительная интонационность, широкое использовании полифонии, мотивные повторы, чередование тональных и атональных фрагментов насыщают звучание эмоциональностью, динамизмом и психологизмом. В музыкальной характеристике австрийцев преобладает вальсовость, и в этом нет ничего удивительного, тем более что именно в связи с этой войной за объединение Италии, после первой битвы при Кустозе, где австрийские войска под предводительством маршала Радецкого одержали победу, Иоганн Штраус – король вальса написал знаменитый «Марш Радецкого».
Уровень музыкального воплощения был высоким. Оркестром дирижировал приглашенный из Германии Герд Шаллер. Прекрасно прозвучала Никола Беллер Карбоне, исполнившая партию Графини Ливии Серпиери. Хорошо проявили себя и другие солисты – Лучано Мастро (лейтенант Ханс Бюхнер), Джузеппе Альтомаре (маркиз Роберто Дона), Анна Каращиньска (Джустина – горничная графини).
Как всегда на высоте оказался хор Варшавской Оперы, подготовленный Богданом Голой. Его собранное и отшлифованное звучание доставило особое удовольствие. Красиво также выглядели танцевальные эпизоды в хореографии Луиджи Нери.
Особенно хочется отметить целостность и логичность всего спектакля, проработанность мизансцен, продуманную организацию массовых сцен, в которых было задействовано большое количество артистов и статистов. Причем, именно на второстепенных участниках спектакля лежала задача частичной смены декораций, с которой они достойно справились. Так, например, на затемненной сцене графский салон преобразился в спальню графини, из деревянных столов было сооружено спальное ложе, на которое было красиво наброшено покрывало из ткани.
Спектакль отдал дань традиционной опере со всеми ее составляющими компонентами. Пополнит ли он ряды итальянской оперной классики?.. Покажет время.
В заключение остается только добавить, что «Сенсо» стал вторым премьерным спектаклем нынешнего сезона Варшавской Оперы. Первой в декабре была представлена зрителям «Галька» С. Монюшко (режиссер Наталия Корчаковска).
Большая часть премьер запланирована на весну. В марте публика знакомится с новой версией «Летучего Голландца» Р. Вагнера в постановке Мариуша Трелиньского. В апреле будут показаны сразу два премьерных спектакля в цикле «Территория»: драмопера «Орестея» Эсхила в переложении Мачея Сломчиньского на музыку Агаты Зубель в постановке Майи Клечевской (спектакль объединил творческие силы Варшавской оперы и Национального драматического театра, уже долгие годы функционирующих в одном огромном здании Большого театра) и оперу «Медеяматериал» Паскаля Дюсапена в режиссуре Барбары Высоцкой (дирижер – Франк Оллю), которая будет представлена на камерной сцене театра. Завершающей премьерой станет «Соловей» Игоря Стравинского в постановке Александра Петрова (дирижер – Модестас Питренас – музыкальный руководитель и главный дирижер Литовской национальной оперы).
К Всемирному дню театра 27-28 марта варшавскую публику ждет также встреча с «Войной и миром» Прокофьева в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (режиссер А. Кончаловский, копродукция с театром Метрополитен).
Фотографии предоставлены Варшавской Оперой