Государственная академическая симфоническая капелла России (художественный руководитель и главный дирижер — Валерий Полянский) представила в Москве, в Концертном зале им. Чайковского 29 марта 2012 года концертное исполнение оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы».
«Сила судьбы» — единственная опера Верди, первое исполнение которой прошло в России (она была написана по заказу Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге, премьера состоялась в ноябре 1862 года). Исходное либретто Ф. Пьяве впоследствии корректировалось при участии А. Гисланцони, и именно эта вторая редакция (премьера 1869 г., «Ла Скала») вошла в мировую оперную практику.
Опера насыщена хоровыми сценами немалого уровня сложности (достаточно вспомнить, например, «Rataplan», исполняемый только под барабанный ритм, без оркестрового сопровождения), именно поэтому ее выбор особенно уместен для Капеллы Полянского. Хор, мастерство которого намного превосходит уровень среднестатистического театрального хора, непременно должен был показать, как должна звучать эта музыка — что, собственно, и произошло.
Среди солистов, подбор которых отличался довольно выраженным неравенством качества и уровня исполнительского мастерства, царили Елена Евсеева (Леонора) и Олег Долгов (Дон Альваро).
Евсеева, как можно судить по этому концертному исполнению, остается одним из лучших, столь же талантливых, сколь и недооцененных сопрано московской оперной сцены. Может, кто-то придерется к произношению ею итальянских слов, кто-то скажет, что с ней случается и чрезмерное употребление «твердой» атаки звука, но в целом, это хорошая певица и, в духе старой советской реалистической школы, драматическая актриса. Стабильное, устойчивое пение от начала до конца оперы, полностью задействованный, ровно звучащий диапазон, выверенная звучность в ансамблях, широчайший спектр вокальных красок в соло – и трепетное пиано, и летящее форте в верхнем регистре, и мягкий, сдержанный нижний спектр. Ну, разумеется, практически эталонное исполнение знаменитого «Pace, pace, mio Dio» для любителей оперных шлягеров. Чего певице недостает для полноценного шумного успеха – не знаю, может, гламурной попсовости и скандальной светской хроники за спиной?*
Олег Долгов начал выступление чуть напряженно, но быстро распелся, а после антракта порадовал превосходным исполнением ключевой арии «La vita e inferno all’infelice…Оh, tu che in seno agli angeli» и замечательно провел все дуэтные сцены с Доном Карлосом. Его лирико-драматический тенор, достаточно плотный и звучный, но неагрессивный, в сочетании с хорошей способностью облегчать подачу в нужных местах, удачно подходит для данной партии, да и для многих других вердиевских героев.
Михаил Дьяков (Дон Карлос) выступил спорно. Отметим, что партия не очень подходила к голосу стилистически и объективно была тяжела певцу по объему текста и технической сложности. Звук казался неровным, при малейшем отпускании внимания не удерживался, некоторые ноты не то что «выдавливались», а буквально «выбивались» силой. Компенсировать драматической игрой такие проблемы тоже не получилось – уж очень угрюмый и злодейский, без проблеска человеческого, получился образ.
Партия Прециозиллы была поручена Людмиле Кузнецовой. Вероятно, нам нужно просто принять как факт, что на ключевые партии меццо (даже такого уровня сложности и концептуальной значимости, как Прециозилла) приглашений сторонних певиц с хорошим театральным оперным опытом – не будет. Что ж, если такова цена концертных исполнений «от Полянского» - значит, так тому и быть.
Виктория Смольникова (Курра) – еще одна традиционная участница проектов ГАСК, но уже «на вторые роли» - прозвучала более органично и выразительно, но роль слишком маленькая для далеко идущих выводов о голосе.
Басы выглядели, в целом, достаточно удовлетворительно. Из них лучшим был, как и следовало ожидать, заслуженный обладатель множества званий Михаил Казаков (Отец-настоятель). Но, увы, при всех плюсах яркого и интересного прочтения партии, у него отмечались некоторые уходы на силовое звукоизвлечение и покрикивание, что само по себе – сигнал о намечающемся неблагополучии. Руслан Розыев (Маркиз Калатрава) звучал корректно и правильно, но довольно скучно и несколько скованно, по-стажерски. Александр Егоров (Хирург) спел свои фразы спокойно и сдержано, но при этом так презентабельно смотрелся на сцене, что не отметить его никак нельзя.
И несколько разочаровала пара «характерных» персонажей - тенор Леонид Бомштейн (Трабукко) и баритон Евгений Либерман (Фра Мелитоне). Конечно, концертное исполнение, да еще на иностранном языке, обнуляет большую часть усилий по передаче смысла, настроения, юмора. Но нельзя же оставлять в характерной партии совсем одни только ноты! Без должных усилий по актерской части, их персонажи выглядели в опере откровенно лишними, непонятно зачем введенными в повествование, попусту отнимающими время и внимание зрителей, хотя спето-то все было очень даже прилично.
Несмотря на все «но», в целом, следует записать концертное исполнение «Силы судьбы» в копилку творческих удач ГАСК. В интерпретации музыкантов хорошо знакомая великая опера предстала нам в каких-то новых ракурсах и гранях, а новый взгляд – это всегда развитие и благо.
* Справедливости ради следует заметить, что Евсеева пела во многих оперных театрах мира. Так в 1999-08 она появлялась на сцене Мет, где дебютировала в партии Дездемоны. Среди ролей, исполненных ею в этом театре, также Татьяна, Мими, Мария в «Мазепе». В 2001 пела Мюзетту в Опере Бастилии. Выступала и на других европейских и американских сценах. Правда, в последнее время, ее имя не фигурирует на справочном сайте Operabase, где размещены сведения об оперных постановках большинства музыкальных театров мира.
Концертный зал имени Чайковского
Театры и фестивали
Михаил Казаков, Валерий Полянский
Персоналии
Коллективы
Произведения