И снова – «Риголетто». На этот раз в «Ковент-Гардене»

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

От каждой минуты, проведенной в этот раз в Королевской опере, я получила несказанное наслаждение. Еще только открылся занавес, и на черном фоне раздались трагические звуки вступления Верди, как дрожь охватила все тело – предчувствие трагедии, почти ощутимое, почти физическое, зависло в зале…

Но следующая минута, и мир перевернулся: сцена наполнилась шумной, пестрой толпой, массовка в великолепно исполненных костюмах (сценография Тани Маккаллин), и картинки Содома и Гоморры предстали нашим глазам – со столь похабными, откровенными, разнузданными и в лучшем случае – эротическими движениями, буквально ошеломляющими зрителей. Но, как ни странно, эта сцена не вызвала неприятия, негатива, и даже, наоборот, в сравнение с другими, более сдержанными версиями, показалась более реалистической, правдоподобной, в то же время наполненной драматизмом.

Дэвид Мак-Викар превзошел самого себя.

А именно его постановка «Риголетто» 2001 года уже второй год подряд возвращается на сцену Королевской оперы. В прошлом году заглавную роль исполнял один из самых красивых и благородных баритонов — Дмитрий Хворостовский. Он отказался от традиционной роли шута, и кружил на своих костылях, как какое-то отвратительное паразитическое насекомое, но в сценах с дочерью раскрывалась вся чистота и прелесть его души.

На этот раз состав был другим. Риголетто – шут, урод, предмет всеобщих насмешек, эту партию пел Димитрий Платаниус. Обладатель великолепного голоса, он оказался все-таки слишком флегматичным. Наверное, лучшие его минуты пришлись на момент агонии его дочери, и он именно тогда зазвучал великолепно, патетически, и снискал больше оваций, чем заслужил за весь спектакль в целом.

А вот кто был действительно всегда хорош и на месте – так это Витторио Григоло. И надо сказать, Джильда в исполнении русского сопрано из Екатеринбурга Екатерины Сюриной, оказалась вполне достойна «последней восходящей оперной звезды» Григоло.

Витторио начал свою карьеру солистом детского хора при Сикстинской капелле. Но уже в тринадцать лет состоялся его первый дебют в «Тоске», в роли пастушка. А встречи с дирижером Даниель Ореном и великим Паваротти оказались для него судьбоносными. Его опекуны должны быть удовлетворены своим протеже. Как герцогу Мантуи (и Альфреду в «Травиате» - это то, что мне посчастливилось услышать) Витторио на данный момент, возможно, нет равных. Его голос – насыщенный, харизматичный, достигающий особой привлекательности, особенно когда поднимается на верхние тона, покоряет. Его привлекательность, страстность, драматизм в исполнении – что это если не сплошные достоинства!

Мне есть с чем сравнивать. Победитель многих конкурсов Вукюнг Ким (и он же герцог Мантуи из прошлогоднего состава) был просто не на месте. Это была не его роль. Он был столь неубедителен, что, помню, осталось недоумение: как же подбирался каст? Почему заведомо был выбран актер, этой роли не соответствующий. И потому пение его, весьма качественное, к сожалению, не смогло изменить ситуацию.

Екатерина Сюрина пела и в прошлом году. Ее голос, мне показалось, стал весомее. Его звучание и игра сочетались замечательно, представив нам образ незащищенной девушки, пораженной и уничтоженной страстью.

Мэтью Роуз как убийца Спарафучиле и Кристин Райс – его сестра Маддалена, - несмотря на непродолжительность их пребывания на сцене, заслуживают похвалы. Они оба пели и в прошлом году и, оба, без сомнения, – хороши и на месте.

Дирижировал в этот вечер Джон Элиот Гардинер, и я преклонюсь перед его оригинальным прочтением столь популярной оперы.

Остались все теми же декорации (дизайнер Майкл Вейл): это покатая стена, сотворённая из рифлёного серого железа, поворачивающаяся к зрителю то одной, (что должно быть фасадом дворца герцога), то другой стороной (имитирующей убогое жилище Риголетто). Но если с хижиной, напоминающей самодельные строения из коробок и кусков железа где-то в старом Дели, еще как-то можно примириться, то фасад, на фоне которого происходит красочные действия (а может быть, в этом и есть идея?), вызывает раздражение. Убого! Идея не работает!

И самое главное. 17 апреля 2012 года эту версию «Риголетто» из «Ковент-Гардена» можно будет посмотреть в 600-х кинотеатрах в 21-й одной стране мира, включая Россию, как мне сообщили в пресс-службе. И я рада поделиться этой новостью с читателями.

На фото (Alastair Muir): Димитрий Платаниус в роли Риголетто

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Екатерина Сюрина

Персоналии

Риголетто

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ