Та же «Болейн», только «живая»

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

Спектакль Дэвида Мак-Викара, открывавший прошлой осенью сезон трансляций из «Метрополитен-оперы» в Москве и Петербурге, у многих вызвал сонно-скептическое удовлетворение своей полутрадиционной сценографией (оформление Роберта Джоунса), предсказуемой разводкой (мизансценами эту расстановку артистов называть как-то не получается) и прямо-таки шикарными костюмами Дженни Тирамани. Прекрасные вокально-драматические работы Анны Нетребко, Екатерины Губановой и Ильдара Абдразакова стали основным достижением постановки, но тот очевидный факт, что даже высококачественная трансляция не обеспечит эмоций, сопоставимых с впечатлениями от живого звука, а также понимание того, что каждый спектакль по-своему неповторим, я решил посетить один из спектаклей февральской серии показов непосредственно, так сказать, в Линкольн-центре.

С последних рядов партера незатейливая картинка, созданная Мак-Викаром, кажется уже не тоскливой, а вдумчивой лаконичностью, а движение артистов на сцене выглядит подчиненным строгой геометрии быстро меняющихся «кадров». И хотя расслаивающееся многоголосие хора мешает полноценному восприятию этого шедевра Доницетти (я бы вообще многие хоровые сцены убрал: от них в этом исполнении – один дискомфорт), суровая академичность мизансцен не вызывает такого удручающего впечатления, как на большом экране с крупными планами. Да и ценность крупных планов, как оказалось, всё-таки несколько преувеличена: поставленные для большого зала пластические рисунки дуэтов Анны с Сеймур, Сеймур и Генриха и Генриха и Анны на большом расстоянии выглядят чрезвычайно красноречивыми, сплетаясь в причудливую театрально-музыкальную мозаику.

Интересно, что в отличие от трансляции, в которой вокал и игра Екатерины Губановой показались мне не совсем удачными на фоне безусловно интересной работы Анны Нетребко, именно Губанова в этот раз стала источником самого яркого впечатления. Во-первых, певица блестяще играет: в дуэтах с Анной и Генрихом она, грамотно используя жестикуляцию, убедительно переключается между эмоциональными регистрами, не только меняя пластику своей героини, но и вокально отражая её жалость, страх, беззащитность и отчаяние. Голос звучит изумительно, несмотря на чуть поджатые верха и отчетливо различимый «песочек» на пиано.

У Анны Нетребко, несмотря на очевидную красоту тембра певицы, неустойчивые верха, пережатость и шатание на пиано здорово снижают впечатление от ярко сделанного драматического рисунка партии, хотя порой кажется, что какой-то харизматичной породистости её королеве всё-таки недостаёт. Между тем, в дуэтах и кульминационных сценах Нетребко звучит не только экспрессивно, но и академически аккуратно, и это сочетание эмоциональной выразительности с жёсткой корректностью интонирования покоряет.

Как мне показалось, Ильдар Абдразаков в партии Генриха VIII живьем прозвучал намного мощнее, чем «послышалось» в трансляции: голос легко охватывал гигантский ангар «Метрополитен», а свободная экспрессия дополнялась уверенной актерской работой. В живом спектакле Генрих у Абдразакова выглядит ещё более несчастным человеком, чем было показано на большом экране: подозрительным и страстным, неуверенным и сильным, сотканным из сомнений и обреченный на волевое бесстрашие грузом взваленной на себя ответственности. Артисту удаётся выйти за рамки предсказуемого образа деспота-самодура, и мы видим живого человека, несправедливость которого – порождение раздраженной усталости от безверия и поистине королевской беспомощности в том, что касается подлинных чувств.

Красивый голос Стивена Костелло, исполнившего партию Перси, показался мне несколько камерным, едва ли не теряющимся за зыбкой пеленой оркестрового звучания, несмотря на то, что маэстро Марко Армилиато весьма аккуратно держал всех солистов.

Кстати, звучание оркестра показалось мне каким-то трафаретным, хотя последние ряды «Мет» для чистого восприятия оркестрового звучания – не самое удачное место.

В общем и целом, я лишний раз убедился, что трансляция – вещь, безусловно, полезная и социально-значимая, но живого впечатления, к сожалению, заменить никак не может.

Фотограф — Кен Ховард / Метрополитен-опера

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Метрополитен-опера

Театры и фестивали

Анна Болейн

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ