Это было незабываемое впечатление давних лет, когда я впервые услышал арию альта Erbarme dich, mein Gott из «Страстей по Матфею» в исполнении контральто Кэтлин Ферриер. На фоне солирующей скрипки лился ее божественный голос. Слово «божественный» в данном случае имеет не только смысл художественной метафоры, но и почти прямой – именно так, возвышенно и несуетно, как мне кажется, и должен звучать голос ближайшего ученика Христа, искренне раскаивающегося в своем отречении от него. Восхищает также умение Ферриер передавать непрерывность и текучесть музыкальной фразы – таким свойством, своего рода эманацией, обладают многие баховские ораториальные мелодии.
Из сильных впечатлений – «Песнь о земле» Малера. Ферриер исполняла ее неоднократно, а однажды в присутствии Альмы Малер. Запись с Бруно Вальтером очень хороша. Маэстро был большим поклонником таланта певицы, даже выступил ее аккомпаниатором на двух исторических концертах 1949 года в Эдинбурге…
Репертуар Ферриер включал многие вокально-инструментальные опусы Баха, Генделя, Перголези, сочинения Пёрселла, Мендельсона, Малера, Шоссона, Элгара, Бриттена, Блисса, камерную вокальную лирику Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа и др., а также английские народные песни. Большинство из этих сочинений записано и вошло в сокровищницу мирового исполнительского искусства.
Я иногда размышляю: почему Ферриер не сделала оперной карьеры? За всю жизнь она исполнила целиком всего две оперных партии – бриттеновскую Лукрецию (мировая премьера) и глюковского Орфея в венской редакции 1762 года (обе певица спела на Глайндборнском фестивале соответственно в 1946 и 1947 году). Ответ представляется мне ясным – таков был характер ее дарования, а, возможно, и предназначение. Достаточно взглянуть на фотографию Ферриер – этой женщине чужда излишняя театральная чувственность оперных героинь. Чистое музицирование – вот ее удел. Конечно, не надо доводить эту идею до крайности - и в ораториях, и в камерной вокальной музыке тоже есть элементы лицедейства и зрительных образов. Весь вопрос в их мере! Бытует мнение, что артистические возможности Ферриер были скромными, что даже привело к некоторым творческим проблемам во время репетиций «Орфея и Эвридики» с дирижером Фрицем Штидри. Это, мол, сыграло определенную роль в неосуществленной оперной карьере. Сейчас уже трудно сказать, где здесь причина, а где следствие, и не стóит ли их поменять местами.
Однако Ферриер была не одинока в выбранной дороге. Сразу вспоминается другая феноменальная певица такого же амплуа – Мариан Андерсон, которая тоже обошла стороной оперную стезю (единственное исключение – Ульрика в Метрополитен в 1955 году). Кстати, обе певицы познакомились во время американского турне Ферриер в 1949-50 гг. Андерсон была потрясена ее голосом.
Орфея Ферриер затем повторила в Амстердаме (1951) и, наконец, незадолго до кончины в Ковент-Гардене под управлением Джона Барбиролли в феврале 1953 года. Из запланированных нескольких спектаклей состоялись лищь два. На втором она почувствовала себя так плохо, что последующие пришлось отменить. Неизлечимая болезнь прогрессировала, и спустя восемь месяцев великой певицы не стало.