И снова... Прощай, тенор!

Памяти Вериано Лукетти

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

После Винченцо Ла Сколы и Сальваторе Личитры новое прощание: на этот раз с Вериано Лукетти. Правда, речь не идет об инфаркте или несчастном случае. Лукетти скончался в Риме в возрасте 73 лет. Но возраст по нынешним меркам далекий от почтенного. Мог бы еще пожить: это банальное выражение так и просится на язык, тем более что в Италии живут долго.

Вериано Лукетти родился 12 марта 1939 года в одном из городков провинции Витербо, что северу от Рима. Витербо – один из самых странных и притягательных итальянских городов, где прошлое сильным и естественным образом вторгается в настоящее, город в серо-черных тонах, мрачный и тесный, окруженный древними стенами и обширными полями поразительного зеленого цвета. В этих краях некогда жили этруски, и в получасе езды туристов ждут знаменитые этрусские могильники. Тускания, Тарквиния, Сутри, Ветралла, Монтефьясконе – небольшие городки рядом с Витербо, точно так же, как и центр провинции, «напичканные» памятниками старины, которая так и лезет изо всех дыр и норовит завести с вами разговор.

В Тускании и умудрился родиться любимый тенор Риккардо Мути. Отец будущего тенора владел мельницей и производил оливковое масло, и хотя Вериано пел с пяти лет, его тоже ждала «сельскохозяйственная» карьера: он учился в аграрной школе в местечке Баньореджо.

Мука и оливковое масло были принесены в жертву искусству: Лукетти начал заниматься частным образом с Амедео Черазой, директором консерватории в Пезаро, а потом два раза в неделю брал уроки у преподавательницы пения Ди Вероли. Голос Вериано поначалу напоминал баритон, но Ди Вероли верно угадала его теноровую природу. В 1963 году он подал заявку на конкурс «Новые голоса» в Сполето, и был назван в числе лучших. Дебют Лукетти состоялся, подобно многим итальянским вокалистам, впоследствии сделавшим себе имя, в том же Сполето, в Экспериментальном театре, ни много ни мало, как в партии Лориса в «Федоре» Джордано. Но слава началась с роли Васко Да Гамы в редко исполняемой опере Мейербера «Африканка». Это было на открытии фестиваля Флорентийский музыкальный май в 1971 году. Трудная партия Васко выявила все неоспоримые достоинства нового тенора: голос не только ясный, сильный и звонкий, но еще и с тем редко встречающимся героическим оттенком, который предусматривают многие «харизматические» партии «большого репертуара», и за которым в наши бедные на настоящие голоса времена театры и импресарио часто безрезультатно гоняются. За пультом стоял тогда молодой Риккардо Мути, и Лукетти выпала честь стать его любимым тенором. Отношения испортились много лет спустя, когда Лукетти спел в «Сицилийской вечерне» под управлением Риккардо Шайи (партия Арриго была скрупулезным образом подготовлена с Мути).

Флоренция осталась городом, в котором Лукетти появлялся часто, она видела его в ролях Форесто в «Аттиле», Арриго в «Сицилийской вечерне», Дона Альваро в «Силе судьбы», Роберто в «Виллисах», Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» и даже Ленского в «Евгении Онегине».

С миланским театром «Ла Скала» связаны исключительные успехи Лукетти; особенных вершин он достиг в вердиевских «Макбете» и «Симоне Бокканегре», поставленных Джорджо Стрелером под управлением дирижерской палочки Клаудио Аббадо. Лукетти также считался настоящим специалистом по части интерпретации Реквиема Верди.

Американский дебют Лукетти состоялся в Филадельфии в год триумфа на Флорентийском музыкальном мае. Он спел там Эдгара в «Лючии ди Ламмермур» и Каварадосси в «Тоске». Не за горами было и его появление в Лондоне: в 1973 году он исполнил в «Ковент-Гардене» партию Пинкертона и c того момента выступал в столице Соединенного Королевства каждый год вплоть до 1977 года и потом в году 1980-м. Ему аплодировали также Венская опера и парижская «Гранд-опера» (дебют в партии Дона Карлоса в 1975 году) и менее значительные в музыкальном отношении города. Публика «Метрополитен-оперы» познакомилась с Лукетти в 1977 году, когда он спел там Рудольфа в «Богеме».

Чуть ли не абзац придется посвятить перечислению городов, в театрах которых звучал голос Лукетти, и имен дирижеров, с которыми он пел: Вашингтон и Нью-Йорк, Чикаго и Ванкувер, Сан-Франсиско и Токио, Берлин и Мюнхен, Зальцбург и Прага; Мути, Аббадо, Гавадзени, Гуи, Вотто, Джулини, Клайбер, Заваллиш, Шипперс, Шолти, Маазель, Озава. Карьера Лукетти развивалась в период, когда оперные театры не могли пожаловаться на отсутствие ярких личностей, которые к тому же природа одарила прекрасными голосами. Не нужно быть знатоком оперы, чтобы на память мгновенно пришли имена Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Но в те же годы на оперной сцене звучали незабываемые голоса Карло Бергонци, Альфредо Крауса, Джанфранко Чеккеле, Франко Бонизолли, Джузеппе Джакомини, Хайме Арагалла. Вериано Лукетти удалось не потеряться на этом параде: тому стали гарантией обширный голос, ясная дикция, верность и тонкость акцентов, наконец, хорошая сценическая внешность и вокальная стабильность. Пожалуй, самыми привлекательными качествами Лукетти-вокалиста были звонкость тембра, без которой немыслим теноровый голос, и естественный оттенок энтузиазма и героизма. Лукетти приобрел наибольшую известность в вердиевском репертуаре, но отлично пел и в операх Доницетти и Пуччини, а также был выдающимся исполнителем роли Дона Хозе в «Кармен».

В жизни Лукетти был симпатягой, «bonaccione» (добряком), как вспоминает о нем известный итальянский критик, режиссер и ведущий популярной радиопередачи «La Barcaccia» Энрико Стинкелли. Тот же Стинкелли сохранил в памяти уморительный эпизод, происшедший в Вероне, где Лукетти пел в «Турандот» с Грейс Бамбри в главной роли. Стинкелли спросил Лукетти: «Вериано, но как загримировали Бамбри (черную, как уголь) под китайскую принцессу?» – «А... когда она вошла в гримерку, то напоминала трюфель из Норчи... а вышла, казалась форелью, обвалянной в муке!».

Неизменной спутницей жизни Вериано была сопрано Миетта Сигеле. Их связывала не только совместная жизнь, но сотни спетых вместе спектаклей. Их связывало также желание передать накопленный опыт молодым, в течение многих лет пара стояла во главе Musica Riva Festival, в самой северной точке прекрасного озера Гарда, а также дала путевку в жизнь международному конкурсу молодых певцов имени Риккардо Дзандонаи.

С 23 апреля нынешнего года Вериано Лукетти больше нет с нами. По счастью, его искусство запечатлено в записи, и мы можем наслаждаться звонкостью его голоса и великолепной техникой, слушая вердиевских «Набукко», «Симона Бокканегру», Реквием...

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ