Старомодная «Богема» впечатляет

Шедевр Пуччини в Ковент-Гардене

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

В возрожденной в двадцать пятый раз реалистически-романтической постановке «Богемы» Джона Копли, представление которой прошло в Королевской опере Лондона, все сошлось! Я просматриваю свои записи, сделанные в темноте зала, и нахожу одни и те же, все время повторяющиеся слова, и понимаю, что произошло событие. Это была Опера с большой буквы, поднявшая зрителя на тот уровень эмоциональной радости, когда размывается ощущение времени, пространства, а эффект реалистичности, жизненности происходящего настолько силен, что, после того, как опущен занавес, требуется минута-другая, чтобы понять — ты в театре!

Именно это представление будет транслироваться 17 мая на Big Screen - огромных экранах, установленных в 22-х самых публичных местах Великобритании, в том числе и на Трафальгарской площади. Надо сказать, лучший выбор вряд ли был бы возможен. Там, на площадях, скорее всего, будет молодежь, у которой совершенно те же самые проблемы что и, без малого, двести лет назад. Любовь, амбиции и безденежье!

Русский дирижер Семён Бычков и Королевский оркестр, казалось, не только играли музыку, очень своевременно подчёркиваемую своеобразным и достаточно привередливым для исполнения rubato, но и излучали какую-то живительную радость, светлое магнетическое излучение, и это было отрадно, по-итальянски, замечательно.

Декорации Джулии Тревельян Оман – столь обыкновенны, реалистичны, но в то же время - очаровательны. Аттик, который делили между собой художник, поэт, философ и музыкант, они же – богема, выполнен жизненно правдоподобно, его без труда найдешь и в современной жизни. Но какой шарм во всем этом! И особенно - как и в первый раз, снег снова выпал на Латинский квартал Парижа, и в кафе «Момус» праздновали сочельник парижане, и где Мюзетта (сицилийка Нучча Фочиле) дурачила свою стареющую роскошную «игрушку»-любовника (великолепный британский баритон Дональд Максвелл). И хотя эта постановка впервые была осуществлена в 1974 году, но сделано все было настолько… просто и одновременно оригинально, и, в то же время, своеобразно, что вряд ли возможно придумать что-то лучшее. Сейчас, в сравнении, «Богема» Глайнднборнского оперного дома явно проигрывает в моих глазах. Но о сравнениях - в другой раз.

Весь спектакль пролетел на едином дыхании, в полный голос, гармонично, естественно развиваясь. Мощно звучал хор в сценах массовых рождественских гуляний. Ему вторил детский хор, сформированный Королевской оперой два года назад. И он был хорош. Как прелестна и естественна была игра этих маленьких шалунов.

Боюсь повториться, но все звезды сошлись в тот день. И зритель, которого иногда очень трудно, особенно в начале, вызвать на аплодисменты, тут дружно, словно сговорившись заранее, аплодировал - массово, горячо и восторженно. Не по принципу - всем сестрам по серьгам, но - очень душевно! Больше всего аплодисментов досталось дебютантам. Их было большинство в этом представлении. И большинство воспользовались этой возможностью - заявить о себе на сцене «Ковент-Гардена» в полный голос!

Итальянец Фабио Капитануччи - Марсель, датский баритон Томас Ольеманс - Шонар, Юрий Воробьёв в роли Коллена внесли свой весомый вклад. Но мальтийский тенор и тоже дебютант Ковент-Гардена Джозеф Каллейя буквально сразил публику. Он снискал такие сердечные овации за свое прочувственное исполнение арии «Che gelida manina» («Холодная ручонка»), что уже в самом начале обрек оперу на успех. Но это была не единственная его удача! Все, что он пел, было проникнуто его индивидуальностью, преподнесено зрителю через его сердце.

К сожалению, итальянской сопрано Кармен Джаннаттазио (она играла главную героиню – Мими) не удалось растопить наши сердца. Хотя это была ее роль. Голос ее периодически дрожал, особенно на высоких нотах, не было той чувственности, что была присуща всем четырем представителям парижской богемы. Однако, в третьем акте ей-таки удалось подготовить зрителя к трагической развязке, которая ее ожидает. Но звезда не родилась.

Какая разная бывает любовь: от одной вырастают крылья. Другая приносит только боль, обиды и слезы.

Мюзетта привнесла было в оперу комизм и какое-то более легкое отношение к жизни, к любви - со смехом, ревностью и страстью. Как она старательно завоёвывала сердце Марселя, буквально задвигая своего стареющего любовника в угол и продвигаясь сама, вместе с креслом, все ближе и ближе к вожделенной цели, пока, наконец, не оказалась рядом - было весело. Но эпизод с бильярдным кием, изящным жестом сломанный напополам, показался слегка надуманным.

И всё же, какой получился вечер! Воспоминания — на всю жизнь.

Фотограф — Mike Hoban

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Семён Бычков

Персоналии

Богема

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ