19 мая на сцене Ла Скала прошла премьера оперы Бриттена «Питер Граймс». Со своими впечатлениями от этой постановки делится наш корреспондент Ирина Сорокина.
Спутник жизни Бенджамина Бриттена Питер Пирс, принявший деятельное участие в создании оперы «Питер Граймс», пишет о главном герое: «Он не герой и не типичный оперный «злодей». Он не садист и не дьявольский характер, и музыка ясно говорит об этом. Это, скорее всего, обычный слабый человек, который, борясь с обществом, в котором он живет, пытается победить его и в этой попытке пренебрегает правилами условностей. Общество классифицирует его как преступника и, как такового, уничтожает. Думаю, что вокруг нас живет множество Граймсов.
Способна ли не вызвать взволнованный отклик история, рассказанная в опере Бриттена? Дело абсолютно невозможное – для этого зрителю и слушателю достаточно минимума ума и сердца (да простится автору «хромое» выражение!). Питер Граймс, рыбак с восточного побережья Англии, «виноват» лишь в том, что он отличается от всех прочих обитателей местечка, хотя это вовсе не сильная или исключительная личность, а всего лишь человек взрывного темперамента, мечтающий о справедливости, жаждущий лучшей доли и наделенный даром понимать поэзию.
Вот против этого малосимпатичного и импульсивного человека и ополчаются местные жители (многочисленные персонажи выписаны Бриттеном с поразительной правдивостью и, хотя либретто и вдохновляется поэзией Джорджа Крэбба, покинувшего этот мир в 1832 году, всех этих людей можно найти во всех подобных местечках, независимо от географического расположения). Опера замечательная, превосходно сделанная с точки зрения драматургии и изобилующая вызывающими сердцебиение музыкальными кусками.
Постановка театра Ла Скала, вне всякого сомнения, может претендовать на звание одной из лучших, если не лучшей, в этом сезоне. Над спектаклем работала английская команда и показала результат выше всяких похвал. Результат, который в сравнении с тем, что обычно можно увидеть на сцене итальянских театров, наводящий на грустные мысли. В работе английской команды есть идеи, сценография и свет выше всяких похвал и артистический состав почти безупречен, особенно с точки зрения владения стилистикой; в то время, как национальная продукция часто грешит чрезмерным пристрастием к традиции, плавно переходящей в замшелость.
Итак, сценография Стюарта Лэинга и свет Мими Джордан Шерин замечательны. Еще не видя спектакля, нетрудно предположить, что время действия оперы смещено вперед, в век двадцатый. «Питер Граймс» совершенно не страдает от этого переноса. Художник оперирует прямыми линиями, неброскими, «скучными» цветами: в сценическую коробку встроены открытые с одной стороны прямоугольные «коробки», очень напоминающие контейнеры наподобие тех, что грузовики перевозят по автобану с тем, чтобы впоследствии их погрузили на корабли. Структуры подвижные; эта идея доказывает свое остроумие в момент, когда на сцене надо показать бурю, от которой рушится жилище Граймса, — «контейнер» начинает дрожать и мотаться из стороны в сторону. В подобные же «контейнеры» вписаны прочие места действия, зал суда, питейное заведение «Кабан», бальный зал, комната Граймса. Действие разворачивается в приморском поселке, где сам факт физического существования людей неразрывно связан с морем, но на сцене моря нет. Зато есть чайки, крупные и не вызывающие особой симпатии, они неизменно присутствуют на сцене, сидят в разных позах на крышах «контейнеров» или там, где обрываются их стены, и глаз невольно скользит наверх, останавливаясь на них. Странным и волшебным образом эти чуть мохнатые чучела создают морскую атмосферу, и в зале чуть ли не чувствуются запахи моря, чуть приятные, чуть гнилостные.
Режиссера Ричарда Джонса кто-то любит, а кто-то (в особенности приверженные приглаженной и часто безжизненной традиции) ругает. В случае с оперой Бриттена Джонс абсолютно корректен, можно сказать, что его режиссура по пятам следует за указаниями либреттиста: спектакль получается динамичным, волнующим, по праву претендующим на общечеловеческую драму. Тщательная работа проведена со всеми артистами. Список персонажей «Питера Граймса» довольно длинен, и все герои предстают безупречно убедительными. Не менее великолепна работа c артистами хора, автор намеренно употребила выражение «артисты хора», а не чуть пренебрежительное «хористы», в контакте с Джонсом каждый тенор и сопрано, бас и меццо-сопрано становятся значительными и уникальными (большая заслуга принадлежит хормейстеру Бруно Казони).
Хотя тенор Джон Грэм-Холл в главной роли может похвалиться премией критики имени Франко Аббьяти 2011 года, с музыкальной точки зрения главным героем этого «Питера Граймса» является двадцатидевятилетний дирижер из Англии Робин Тиччати. Тиччати проникает в самое сердце этой колючей и диссонирующей партитуры, извлекая из оркестровых групп самые рафинированные звучности и завораживая безграничной нежностью и безоглядной страстностью в лирических кусках. Оркестр Ла Скала под его руководством играет превосходно, незабываемо, а певцы находятся в руках любящего и внимательного «аккомпаниатора».
Джон Грэм-Холл не может похвастаться ни красотой, ни даже просто приятностью инструмента, которым наделила его природа, это, скорее, «голосок», чем настоящий голос, хрупкий и беловатого тембра, и к верхним нотам можно придраться с полной справедливостью. Но это настоящий артист, яркая личность на сцене, весь сложный психологический спектр персонажа покоряется ему шутя. И сердце зрителя-слушателя не способно остаться равнодушным к мучительной внутренней разорванности, неспособности примириться с условностями, меланхолии, терзающей его сердце. Рядом с ним исключительная партнерша Сьюзан Гриттон в роли Эллен Орфорд. Артистка столь естественна на сцене, что, кажется, кожа вдовы-учительницы накрепко приросла к ее собственной. Вокальная партия Эллен крайне трудна и неблагодарна, но Гриттон лихо справляется как со сложным письмом Бриттена, так и с высокой тесситурой.
Глубокой благодарности и высокой похвалы заслуживают все прочие певцы. Подобно исполнителям главных ролей, они вызывают у зрителя-слушателя волнующий внутренний отклик. Созданные ими персонажи такие живые и узнаваемые, что эффект сопричастия поразителен. С чувством неподдельного удовлетворения перечисляю всех: Кристофер Парвес — капитан Бaлстроуд, Фелисити Палмер – Тетушка, Ида Фальк Уинланд и Симона Михай – Племянницы, Питер Хоар – Боб Боулз, Дэниэл Окулитч – cудья Суэллоу, Кэтрин Уин-Роджерс – миссис Сэдли, Кристофер Джиллет – священник Адамс, Джордж Ван Берген – Нед Кин, Стивен Ричардсон – Хобсон.
Bravo, театр Ла Скала! Bravi Ричард Джонс, Стюарт Лэинг и Мими Джордан Шерин! Bravo Робин Тиччати! Bravi Джон Грэм-Холл и Сьюзан Гриттон и все, все, все...
Фото: Brescia e Amisano © Teatro alla Scala