В Москве, в Концертном зале имени Чайковского, состоялся концерт американской меццо-сопрано, Сьюзан Грэм. Он нём — впечатления нашего автора.
Любители музыки барокко и раннего классицизма получили подарок столь же ценный, сколь и долгожданный – в Москву привезла арии из опер Генделя, Глюка, Перселла и Моцарта сама Сьюзан Грэм – одна из ярчайших оперных певиц современности. Ведь бывалым меломанам хорошо известно – имя, заявленное в афише и реальный приезд исполнителя – не всегда совпадающие события. Так, в прошлом году, дважды не смог приехать в Россию Ферручо Фурланетто, да и Нина Штемме вынуждена была пропустить концерт Пасхального фестиваля 2012 – уж очень это хрупкая и восприимчивая система – организм певца. Но в случае с Грэм всё было более чем в порядке, на сцене зрители увидели статную, красивую, яркую женщину, пышущую энергией и оптимизмом.
Концерт был организован в рамках проекта «Звёзды мировой оперы в Москве» — звезды Нового Света» и проходил в сопровождении оркестра «Musica Viva» Александра Рудина. В качестве дирижера был приглашен англичанин Джонатан Коэн, известный также как виолончелист и клавесинист. Первое отделение он и провел за клавесином, сидя спиной к залу, но лицом к оркестру, одновременно дирижируя. Это создавало очень своеобразный колорит — наверное, схожим образом проходили концерты во дворцах и салонах, когда Гендель или Перселл представляли свои сочинения. На этот раз зрителями были посетители концертного зала, которые услышали сначала увертюру к опере «Ринальдо» Генделя.
Затем на сцену вышла Сьюзан Грэм со знаменитейшей арией Ксеркса Ombra mai fu. Написанная первоначально для кастратов, сегодня она нередко звучит в исполнении других голосов, в частности, меццо-сопрано, что объясняет, почему женщина поет мужскую партию. Вообще, формат концерта предполагал чередование вокала и инструментального номеров, иногда довольно крупных – так, в первом отделении публике были предложены избранные части сюиты Генделя «Музыка на воде», а во втором – 33-я симфония Моцарта В-dur.
Кроме упомянутой арии Ксеркса, Грэм исполнила также арии Ариоданта из одноименной оперы Генделя, Руджеро из его же «Альцины», Дидоны из «Дидоны и Энея» Перселла, Ифигении из «Ифигении в Тавриде» Глюка и Секста из «Милосердия Тита» Моцарта. Арии непростые, разнохарактерные, требующие не только безупречного владения вокальной техникой, но и серьёзного эмоционального наполнения. Со всем этим певица справилась практически безупречно. Первое, что сразу бросается в глаза (точнее в уши) – это высочайшая музыкальная и исполнительская культура. Никакого намеренного форсирования (которым так часто, увы, грешат многие), никакой искусственной экзальтации или демонстрации вокальных возможностей. Особенно это касалось виртуозных фиоритур, которые Грэм исполняла без нарочитых дыхательных толчков a la Чечилия Бартоли, которые, подчас, раздражают. Всё строго, мягко и выверено. Плюс к этому красивый тембр, богатейшая нюансировка, умение и желание петь пиано, часто в высокой тесситуре – что само по себе дорогого стоит, а главное – точное понимание того, о чем музыка, убедительная передача характера персонажа – вот арсенал американской дивы. И всё, что удивительно, – легко и непринуждённо, словно, это абсолютно органичное и естественное состояние певицы. Даже во вступлениях и инструментальных проигрышах Сьюзан не выходила из образа – жила музыкой вместе с оркестром и залом. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что по тембру Грэм, скорее, сопрано, нежели меццо.
Вообще, надо подчеркнуть, что обаяние певицы – это отдельная «песня». Как заметил Михаил Фихтенгольц, директор концертных программ Московской филармонии, — «с её энергетикой можно зажигать стадионы». Чем-то похожая на валькирию, сильная, уверенная в себе, Грэм вела себя довольно раскованно для академической певицы. Свободно перемещалась по сцене, помогая себе жестами, и также, жестикулируя, непринужденно пожаловалась на духоту в зале. Зал оценил артистизм американки и практически каждый номер встречал овациями. Окончательно раскрепостившись после исполнения основной программы, Сьюзан исполнила на бис еще одну арию Руджеро, вновь блеснув техническими возможностями. Причем шоу продолжалось и после выступления – во время бурных аплодисментов, при вручении цветов, певица отыгрывала каждый момент контакта со зрителями – нарочито отворачивалась, изображая ревность, когда букет предназначался не ей, а оркестрантам или дирижеру. А оркестр, надо сказать, оказался на высоте. Особенно запомнилось замечательное соло на кларнете Дениса Мясникова в моцартовской арии, сыгранное очень стильно и музыкально.
Известно, что Сьюзан Грэм поет не только барокко – в ее репертуаре и Рихард Штраус, и Берлиоз, и Малер, и современные авторы. Более того, значительное место в её творчестве занимает камерный репертуар – в частности, французские романсы, альбом с песнями Чарльза Айвза, за которые певица с пианистом Пьером-Лоренсом Аймаром завоевала Грэмми. Будем надеяться, что все это станет доступно для прослушивания «вживую» и для московских зрителей.