В гербовом зале Эрмитажа — только Гендель

В гербовом зале Эрмитажа — только Гендель
Оперный обозреватель

Вокальный концерт с многообещающим названием «Just Handel» прошел в Санкт-Петербурге в рамках VI международного хорового фестиваля и был посвящен дню России. Действо проходило в изысканной атмосфере гербового зала Государственного Эрмитажа, представленного в белых и золотых тонах, символизирующих атмосферу торжественности и величия.

Само название программы подчеркивало традиционный характер музыки композитора, творениям которого исполнилось без малого 300 лет. Музыку эпохи барокко представляли солисты Дмитрий Синьковский (контратенор), Яна Иванилова (сопрано), а также оркестр Pratum Integrum и Международный фестивальный хор (дирижер Юлия Хуторецкая).

Драматургия вечера была выстроена таким образом, что в начале заявили о себе оперные исполнители. Затем программу дополнили солисты и участники хора, а также струнный ансамбль.

Безусловно, музыка барокко специфична для современных слушателей. Однако ведущий вечера Артем Варгафтик утверждал идею, что человек XXI века способен воспринять староанглийскую матрицу Генделя, хотя и в определенном ключе. Так, интересной показалась проведенная им аналогия мифологических и исторических сюжетов опер композитора с жанром современного фэнтези. Не раз звучали метафоры из прославленных ныне «Гарри Поттера» и «Хроник Нарнии» с бесчисленными драконами и волшебниками, роднившими их, к примеру, с оперой «Ринальдо», действие которой происходит ни много ни мало в 1099 году.

Вполне возможно, что именно этот настрой на вибрации «настоящего времени» в музыке Генделя дал возможность провести весь концерт на одном дыхании. Ибо, заметим, вокальная музыка композитора весьма многосложна. Начнем с перечисления сюжетов сочинений.

В программе были представлены номера из шести опер, среди которых вышеупомянутый «Ринальдо» (1711) по мотивам поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», «Юлий Цезарь» (1724) по драме Дж. Буссони, «Агриппина» (1709) на либретто кардинала Винченцо Гримани, «Птолемей» (1728) на либретто Н. Ф. Хайма по К.-С. Капече, «Партенопа» (1730) на либретто С. Стампилья и «Альцина» (1735) по поэме Л. Ариосто «Неистовый Роланд»

Практически все арии были представлены формой da capo. Для современного слушателя это сродни состоянию медитации. Время при этом, кажется, должно растянуться до бесконечности из-за обилия репризных построений. Однако на выручку пришли все те же барочные темпы, существующие в режиме оживляющего контраста Largo-Vivace. Таким образом, лирические, ламентозные звучания сменялись бравурными виртуозными пассажами. Дуэтные номера также были богаты и разнообразны с точки зрения эмоций.

Безусловно, центром слушательского внимания в этот вечер стали сольные выступления Дмитрия Синьковского, исполнившего партии контратенора. Отношение к такому, как говорят специалисты «историческому исполнительству» всегда было неоднозначно в истории музыки. Да и сейчас реакция слушателей на такие партии может быть весьма разной. Вспомним партию Оберона в исполнении Артема Крутько в недавно поставленном Мариинкой спектакле «Сон в летнюю ночь». Исполнитель справился с вокальными задачами на «отлично», а с галерки был слышен пронзительный свист! Исторически так сложилось, что традиция фальцетного пения была развита в Англии и Германии в XVIII веке. В России же она вовсе отсутствовала, считаясь «женоподобной» и столь же абсурдно-неестественной как и итальянское кастратное пение. В ХХ веке контратенорам не стало легче пробивать себе дорогу к музыкальному олимпу. Лишь в середине столетия английский певец-хорист Альфред Деллер вновь возобновил сольное фальцетное пение, вызвав новую волну интереса к этому диапазону мужского голоса.

Одним из самых ярких номеров концерта стала ария Ринальдо «Venti, turbini, prestate». Соло исполнителя здесь как бы вторит виртуозной партии скрипки. Обилие юбиляций, интервальных скачков, быстрый темп сделали звучание этой арии поистине виртуозным. Пение исполнителя было достаточно эмоциональным и выразительным. Из того же сочинения были исполнена ария «Cara sposa», носящая на этот раз ламентозный, задумчивый характер. Изящная техника пения была при этом особо подчеркнута. Справедливости ради отметим, что Дмитрий не менее виртуозно владеет игрой на скрипке. Совсем недавно он закончил аспирантуру Московской консерватории по классу камерного ансамбля (класс профессора А. Б. Любимова). Оценить его виртуозную игру слушатели смогли во второй части концерта, в которой прозвучал мотет «Dixit Dominus» для солистов, смешанного оркестра и струнного ансамбля.

Сольные номера Яны Иваниловой оказались более предсказуемыми. Тембр исполнительницы заявлен как «барочное сопрано». Арии в программе были выбраны тематически яркие, изобилующие детальной интонационной работой и многочисленными юбиляциями в верхнем регистре. Так, перед нами предстала Клеопатра, оплакивающая свою горькую судьбу (ария «Piangero la sorte mia»); Моргана, которая не может решиться, на что ей направить свою энергию – на добро или зло? (ария «Tornami a vagheggiar»). В музыке барочного стиля особенно должны быть слышны точность следования многочисленным паузам, единое дыхание исполнителя и оркестра, синхронность звучания вокальной партии с сольными инструментами. Все это было донесено до слушателя в полной мере.

Красоту голосов исполнителей, единую технику барочного стиля пения подчеркнул дуэт «Se il cor ti perde» из оперы «Птолемей».

Хоровой блок был представлен мотетом из десяти номеров на текст Псалма 109 (110), рассказывающего о Судном дне и силе Небесного Творца, о том, как Создатель может превознести правителей этого мира до небес и одновременно низвергнуть в прах. Сольные партии в хоре порадовали «аутентичной» трактовкой, цельностью восприятия жанра. Один из номеров , наиболее запомнившихся по звучанию вокального ансамбля — «De torrente in via» («Поток бытия»). Окрашенный в минорные тона солирующий дуэт явился фактически духовно-философской кульминацией программы — «из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу». Имитационная техника ансамбля продолжала линию оркестра, развивая полифонические возможности музыкальных тем.

Особую роль в оркестровой ткани заняла группа continuo – орган-позитив, клавесин и виолончель. Звучание этих инструментов внесло в музыкальную палитру вечера поистине уникальный «исторический» оттенок.

Современного слушателя не мог не взволновать тот факт, что последнее из исполняемых сочинений Гендель написал в возрасте 22 лет. Именно в такие моменты осознаешь силу гения, стоящего за высоким профессиональным исполнением и возрождением этой музыки в настоящем.

На фото: Международный фестивальный хор

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ