Концертный зал имени Чайковского продолжает дарить московским меломанам встречи с великими операми в концертном исполнении. 18 июня 2012 года симфонический оркестр, солисты и артисты Молодежной оперной программы Государственного академического Большого театра России исполнили сокращенную версию оперы Моцарта «Так поступают все» под водительством главного дирижера Василия Синайского.
Прежде всего, несколько слов, несмотря на то, что мероприятие имело статус концерта, необходимо сказать о постановке. Режиссер Денис Азаров очень малыми средствами создал реальный спектакль, с забавным реквизитом из белого картона, правдивыми переодеваниями и полноценной сценической игрой певцов. До стопроцентного театра не хватало только декораций и погружения оркестра в яму, а это в современном оперном театре явно не самое главное.
Комическая опера на итальянском языке стараниями режиссера оказалась до деталей понятной русскому зрителю, и обогатила его не только музыкально-эстетическим наслаждением, но и зарядом хорошего настроения.
Конечно, купировали текст очень сильно, отказались от хора (в программе даже скромно значилось «фрагменты в концертном исполнении», что конечно же не совсем соответствовало реально происходящему на сцене). Но, тем не менее, при этом удалось сохранить, если так можно выразиться, гештальт оперы Моцарта – даже отказываясь от довольно значительной части компонентов, и привнося кое-что новое, не утратить структуру, стиль, смысл и дух произведения.
Немалый вклад в это внес бас-баритон Большого Николай Казанский (Дон Альфонсо, он же русскоязычный комментатор событий оперы от первого лица). Удивительно, как выход за границы зоны привычного комфорта помогает раскрыться новым граням актерских способностей, хотя переключаться на то, чтобы вдобавок к пению читать ещё и разговорный текст по бумажке явно певцу было непросто. Хорошо знакомый «штатный» исполнитель преимущественно второстепенных мужских партий, носитель важной, но рутинной нагрузки – таким мы привыкли видеть артиста на сцене театра. И словно совершенно другой человек перед нами оказался тут, самая правильная характеристика здесь будет «интерактивный». Обаятельный циник, неутомимый посредник, сводящий как героев между собой, так и героев со зрителями, неутомимый и выразительный рассказчик, фокусирующий внимание на нужных сторонах, и словно слышащий потребности своего зрителя – вот такой получился герой. Да и вокально к нему, на самом деле, особых придирок нет. Возможно, в паре колоратурных пассажей он чуть и мазнул, для низких голосов виртуозность вообще дается вдвойне тяжело, а партия не из простейших. Зато какие приятные вышли мягкие длинные ноты, какой ненавязчивый, но прочный фундамент в ансамблях. В общем, отдельное спасибо постановщику, удвоившему внимание к Дону Альфонсо, и тем подтвердившего его решающую роль главного «кукловода» интриги оперы, за новую грань знакомства с артистом.
Сопрано Анна Крайникова (Фьордилиджи), в целом, тоже весьма понравилась – у нее достаточно богатый голос, исполнительская старательность, выигрышная внешность. Поначалу показалось, что ее звучание несколько густовато, близко по тембру к высокому меццо партнерши, что может обесцветить дуэты и диалоги. Но довольно быстро тембры легкомысленных «сестриц» откристаллизовались, и все зазвучало очень даже красочно.
Меццо-сопрано Александра Кадурина (Дорабелла) показала себя как певица добросовестная, но несколько деревянная и скучная с актерской точки зрения. Для претендентки на роль звезды телепроектов, вообще (а Кадурина – участница шоу «Большая опера» на телеканале «Культура»), и для партии игривой Дорабеллы, в частности, выраженная пассивность исполнительницы просто необъяснима. Впрочем, и сольных фрагментов, в которых можно было бы самовыразиться, ей оставили совсем-совсем немного.
Алина Яровая (Деспина), разумеется, на субъективный взгляд рецензента конкретного мероприятия, необоснованно отдает приоритет драме над вокалом. Понятно, что партия авантюрной служанки сложна одновременно и по певческой технике, и по сценическому перевоплощению, и справиться с ней очень нелегко. Но нельзя же ударяться в крайности, и просто откровенно занижать, когда делается попытка поменять тембр, заигрываясь в комика. А так артистка она, безусловно, способная и обаятельная, умеющая понравиться публике.
Очень тепло был принят слушателями тенор Юрий Городецкий (Феррандо). Тембр у певца довольно специфический, «невыглаженный», но голос яркий, звучащий, обладающий уверенной интонацией и достаточной подвижностью, то есть в совокупности – очень уместный для классической комической оперы. А ария «Un’aura amorosa» в его исполнении прозвучала очень трепетно и лирично.
Баритон Дмитрий Варгин (Гульельмо) показал себя как очень артистичный, раскованный, свободно держащийся на сцене в любых обстоятельствах певец. Бархатистый, переливающийся звук голоса, вероятно, мог бы лучше послужить раскрытию образов романтической оперы, но и с классицистскими задачами он справляется.
Оркестр, ведомый Василием Синайским, выглядел достаточно собранно, подвижно и легко, разве что слишком уж выровнено и одинаково на протяжении вечера, без выраженных эмоциональных всплесков и контрастов. В заслугу дирижеру стоит поставить отточенность вокальных ансамблей, столь важных в этой опере. Инструментальная часть была выдержана во вполне моцартовской стилистике, оставаясь в рамках традиционной академической исполнительской манеры, вне воинствующего аутентизма, обойдясь без всяких жильных струн и лучных смычков. Но главное, что смогли передать дирижер и оркестр, это общее настроение спектакля – легкости, праздничности и красоты.
Концертный зал имени Чайковского
Театры и фестивали
Персоналии
Симфонический оркестр Большого театра
Коллективы
Произведения