Довесок к торжествам

Довесок к торжествам
Оперный обозреватель

В преддверии 150-летия со дня рождения Клода Дебюсси Парижская национальная опера не ограничилась постановкой главного произведения композитора – оперы «Пеллеас и Мелизанда», названия, традиционного для репертуара первенствующего музыкального театра Франции. Из небытия решили вытащить ещё что-нибудь. Но сделать это не так-то легко – у великого импрессиониста от музыки нет больше законченных опер, а только наброски и отрывки так никогда и не осуществлённых замыслов. Его первая опера «Родриго и Химена», сочинявшаяся в 1890-е и полностью утопающая в плену чар вагнерианства, была брошена Дебюсси, когда он решительно порвал с Вагнером. В 1993 году это произведение было закончено русским композитором с французским нутром Эдисоном Денисовым, и в принципе могло бы претендовать на роль «второй по значимости оперы Дебюсси» — хотя бы в силу того, что оно представляет собой завершённый опус, который полноценно можно поставить в театре.

1/4

Но от этой идеи отказались по причине… малого количества Дебюсси в этой опере Дебюсси: то, что написано самим композитором, действительно, ещё очень далеко от его авторского стиля, а то, что дописано Денисовым – и вовсе «из другой оперы». В отличие от Зюсмайера, дописывавшего за Моцарта, Гиро, завершавшего опусы Бизе и Оффенбаха, или Римского-Корсакова, давшего сценическую жизнь многим произведениям Мусоргского, Даргомыжского и Бородина, современные композиторы в большинстве своём не слишком-то стремятся сохранить стиль авторов прошлого, не желают «зарывать» свою индивидуальность – вне зависимости от имени и значимости для истории музыки того или иного сочинителя. Денисов здесь не исключение – мне на память приходит концертное исполнение завершённой им оперы Шуберта «Лазарь, или Праздник воскрешения», которую довелось слышать тринадцать лет назад в Москве: в третьем акте оперы, сочинённом Эдисоном Васильевичем, от Шуберта не осталось ровным счётом ничего.

По этой причине обратились ещё к менее значимым опусам – «Чёрту на колокольне» и «Падению дома Ашеров». Обе писались долго и мучительно в 1900-1910-е годы по ужастикам Эдгара Аллана По, любимого писателя Дебюсси последнего периода его жизни, и обе не были закончены по причине смерти композитора. Собственно онкологическое заболевание, которое так угнетало Дебюсси в последние годы, во многом и предопределило его склонность к мрачному творчеству По. До 1970 года фрагменты незаконченных опер лежали совершенно невостребованными у различных наследников композитора, и большая заслуга издателя Дюрана, что к 1970-му он их собрал и опубликовал, сделав тем самым достоянием всех. Вторая из опер, от музыки которой осталось гораздо больше фрагментов, поскольку она сочинялась для нью-йоркской «Метрополитен-оперы» (на неё у композитора был контракт, то есть обязательства перед конкретным театром), в 2007 году была завершена Робертом Орледжем. Вместе с «Чёртом» «Ашеры» были впервые поставлены несколько лет назад во Французской опере Нью-Йорка, и то, что показали в столице Франции – это перенос именно нью-йоркской постановки, а не оригинальная продукция.

Обе камерные оперы идут в один вечер и им отдана малая сцена Оперы Бастилии – небольшой амфитеатр, специально созданный для экспериментальных спектаклей. Оперы образуют своеобразный диптих, хотя никогда в таком виде композитором не задумывались. Но в целом это оправданно: обе писались в приблизительно одни и те же годы, в основе обеих – проза По в переводе Бодлера. К нью-йоркской постановке, перенесённой в Париж, более всего причастны трое – это постановщики и руководители Французской оперы Филипп Кларак и Оливье Делеиль, а также пианист и дирижёр Джефф Коэн. Им помогали сценограф и художник по свету Рик Мартин и художница по костюмам Кэтрин Мак-Дауэлл.

Музыкальный материал «Чёрта на колокольне» крайне скуден – замах на оперу выглядит чрезмерным и может быть объяснён лишь огромной любовью руководителей Французской оперы в Нью-Йорке к Дебюсси. Наброски «Чёрта» — это действительно только эскизы, очень фрагментарные, в которых не угадывается совершенно никакая общая идея, концепция, нет стройности и логики. Джефф Коэн исполняет их на рояле и они служат своего рода музыкальным оформлением, музыкой к спектаклю – драматическому спектаклю, центром которого становится артист парижской «Комеди-Франсэз» Александр Павлофф, озвучивающий львиную долю текста По – Бодлера. В партии фортепиано – много имитаций колокольного звона, и ещё всё-таки явственно угадывается «кислая капуста» вагнерианства (меткое выражение друга-соперника Дебюсси Эрика Сати, который в своё время и отвадил первого от привязанности к немецкому позднему романтизму, равно как и от пиетета перед Мусоргским).

Музыкальные наброски «Ашеров» куда представительнее: в них явственен авторский стиль создателя «Пеллеаса и Мелизанды». Думается, если бы Дебюсси было суждено его закончить, он бы сделал из него нечто, не менее интересное, внушительное и одновременно загадочное, чем его главная опера. К слову, вклад «дописывателя» Орледжа в данном случае вызывает уважение: американец не стремился выпятить собственное «я», но с любовью и в целом талантливо именно завершил произведение, не разрушая стиля Дебюсси. Музыка очень французская – помесь импрессионизма и символизма, когда всё призрачно, неверно, недосказано, непонятно – и совершенно отмежёвавшаяся от теней Вагнера.

Обе оперы идут в одних декорациях. Постановщики поместили страшилки По в мир детства, в атмосферу детской сказки: действие разворачивается в библиотеке, среди книг. Родерик Ашер, печальный молодой человек, бродит в поисках своей больной сестры Мадлен, которую врач, кажется, держит в своей власти. Два рассказчика наблюдают и повествуют о кровосмесительной страсти, невероятных положениях во гроб и воскрешениях, записанные в дневники жениха Мадлен Филиппа. Дамиан Пасс их пропевает, Александр Павлофф (чтец в первой опере) исполняет драматические монологи. Филипп Аддис, который был трогательным Пеллеасом в спектакле «Опера-комик» под управлением Гардинера в июне 2010 года, дает Родерику дрожь и неустойчивость вокализации, в целом уместные для сюжета этой оперы-триллера, Валери Кондолюси (Мадлен), недавняя стажёрка Парижского центра подготовки оперных певцов, придаёт своей героине краски нежности, лиризма, но одновременно и безумия, Александр Дюамэль своим густым и одновременно железным басом умело рисует образ врача-демона.

Тем не менее, после спектакля остаётся чувство голода: по музыке Дебюсси. Скудная закуска в виде «Чёрта» и слишком уж перчёное по сюжету основное блюдо («Ашеры»), да к тому же не очень продолжительное, не дают насладиться таинственным мерцанием его мелоса – что вокального, что оркестрового. Хочется слушать ещё: увы, это невозможно в рамках данных произведений. Тем, кто испытал подобное же чувство, стоит посетить балеты Парижской оперы: в этом сезоне их поставлено несколько на музыку Дебюсси, где автор даёт законченные и очень притягательные музыкальные образы.

Фото: Opéra national de Paris / Elisa Haberer

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Опера Бастилии

Театры и фестивали

Клод Дебюсси

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ