Всемирный Шекспировский фестиваль, стартовавший в Лондоне в конце апреля, завершился на сцене «Ковент-Гардена» феноменальным, хотя и 25-летней давности возрождением спектакля Элайджи Мошинского «Отелло». Вильям Шекспир, Джузеппе Верди, неутомимый Антонио Паппано и королевский оркестр, не утратившие своего пыла и энергии после многодневного и многочасового «троянского марафона», пара-тройка именитых оперных имен, и – свершилось блестящее завершение оперного сезона 2011-2012 года в Royal Opera House! Что было важно всем. Увы, этот театральный сезон уступал предыдущим…
«Отелло», как и «Троянцы», также претендует на величие и монументальность. Мраморные колонны величественного дворца, изящная кирпичная кладка, великолепное ложе (сценография Тимоти О’Брайена), а новая, оригинальная подсветка Роберта Брайана придали еще больше великолепия этой постановке...
Мои коллеги вспоминали, что когда эта опера появилась в январе 1987 года с Пласидо Доминго в роли Отелло и Катей Риччарелли – Дездемоной, (дирижировал Карлос Клайбер) – в «Ковент-Гардене» произошла сенсация. Позднее спектакль этот по праву вошел в анналы истории как один из лучших спектаклей оперного искусства ХХ века. Но то, что произошло прошлой ночью, достаточно близко к первоначальной постановке, - в один голос завершили они свой рассказ.
Мне не с чем сравнивать, и потому однозначно я могу сказать, что для меня это была волшебная ночь, ценна вдвойне - особенно после глубокого разочарования в мак-викаровских «Троянцах».
В оркестровой яме снова господствовал неутомимый Паппано, его оркестр безошибочно и в полной мере продемонстрировал трагедию, учитывая все тонкости драматического оркестрового письма Верди. Конечно, королевский оркестр – это удивительное явление, ибо высочайший профессионализм - отличительная черта каждого музыканта.
Русский тенор из Латвии Александр Антоненко, дебютировавший достаточно выразительно на сцене Королевской оперы в «Триптихе», а именно в «Плаще», открывшем этот театральный сезон, его же и завершает, но только уже в роли Отелло. У Александра сильный, красивый, захватывающий звук, и он великолепный актер. Певец с честью берет высокие ноты, однако путешествие на эти вершины дается ему нелегко.
Исполнение партии Дездемоны сопрано Аней Хартерос было красивым и технически безупречным, хотя, как мне показалось, все ее арии были эмоционально достаточно прохладны. Частичным объяснением наверно может послужить сообщение в околооперных кругах о том, что ее муж перенёс обширный инсульт. Эта причина послужила, видимо, и мотивом для её отказа от участия в двух других постановках в «Ковент-Гардене» - «Триптихе» и в «Богеме».
Надо сказать, что отношение к Хартерос в Лондоне как зрителей, так и критиков, трепетное, особенно после ее появления четыре года назад в роли Амелии Гримальди («Симон Бокканегра»). Ее называют здесь лучшим лирическим сопрано наших дней. Именно поэтому английские почитатели немецкой певицы с греческими корнями, особенно неосведомлённые, были откровенно разочарованны ее отказами, но Ане, однако, удалось реабилитироваться и более того смягчить сердца поклонников своей Дездемоной. Они не скупились на аплодисменты любимой артистке. В следующем сезоне, опять же на закрытии его, она появится в «Дон Карлосе».
Итальянский баритон Лучио Галло - единственный, кто уже пел в этой же постановке в 2005 году, - соответствует вокальным данным своих коллег, однако злодеяния, которые творит его Яго, вряд ли убедительны, а голос звучит подуставшим.
Итальянский тенор Антонио Поли, дебютировавший в роли Кассио, произвёл сильное впечатление. Совместно с польской сопрано Ханной Хипп (Эмилия) они создали весьма запоминающийся дуэт.
Целая плеяда молодых певцов «Jette Parker Young Artist» - специальной программы, ориентированной на то, чтобы помочь молодым артистам начать свою профессиональную карьеру - были заняты в «Отелло», а также в завершающем сезон и данном всего один раз спектакле «Путешествие в Реймс».
Этой оперой-концертом Россини Royal Opera House отметила десятилетие программы, успешно работавшей в течение этих лет, и давшем миру новые имена (например, Марина Поплавская), и закрыла сезон 2011-2012 года.
Основатели «Jette Parker Young Artist» прекрасно осознают, что талантливые молодые певцы скорее всего могли бы легко сделать свою карьеру и вне программы, но они пришли в Королевский оперный театр для того, чтобы в течение двух лет оттачивать свое мастерство и совершенствовать и навыки в «Ковент-Гардене». Программа обычно включает в себя десять певцов, дирижера, репетитора и режиссера.
Они-то и стали героями заключительного «Путешествия в Реймс», оперы-концерта, вкупе с прежними выпускниками «Jette Parker Young Artist» создавшими не театрализованное, без декораций, в концертных платьях и костюмах, но столь живое, искрометное и захватывающее представление.
Оркестр, как главный герой вечера, находился также на сцене, и его харизматический дирижер итальянец Даниэле Рустиони не только отлично провел концерт, но и был полноценным участником и актером этого действа.
Из новых имен заметно выделяется корейский бас Джихун Ким - Монтано в «Отелло» и Дон Пруденцио в «Путешествии», корейский тенор Джи Хюн Ким, который был весьма востребован в этом сезоне - в «Троянцах», в «Травиате» и в «Путешествии» (Дзефирино). Полька Ханна Хипп выступала в «Отелло» (Эмилия), и как Модестина в «Путешествии», и пение ее – искренне и привлекательно. Марина Поплавская (Коринна), польский бас Лукас Якобский (Дон Профондо) - можно сказать, ветераны программы - привнесли определенный стиль, шарм и класс, прекрасно, с юмором и иронией представив своих героев.
«Путешествие в Реймс» – ироничная опера главного итальянского весельчака и настоящая находка для певцов, хотя и славится своим довольно глупым сюжетом. Но и зрители, и певцы любят ее не за хитрую фабулу, а за то, она дает возможность реализоваться на сцене рекордному количеству певцов-виртуозов, показать лучшее, что они могут сотворить своим голосом. Это прекрасная возможность не была упущена молодыми, но подающими надежды певцами Королевской оперы.