Темы: РНО приглашает на 4-й фестиваль. Моцартовская премьера в Перми. Елена Панкратова возвращается на Урал. Журбин о Жизели. Театр Покровского не снижает темпов. Современная опера в Москве. Новая жизнь Соляриса. Новости Зальцбурга. Опера в Эдинбурге.
В сентябре в Москве в 4-й раз пройдёт Большой фестиваль РНО, который уже успел зарекомендовать себя как весьма успешный музыкальный проект. Его художественным руководителем по-прежнему выступает глава Российского национального оркестра Михаил Плетнёв.
Оперный жанр, как и на трёх предыдущих фестивалях, вновь будет представлен в афише форума. 13 сентября в концертном формате будет дана опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Как известно, в феврале этого года маэстро впервые выступил в качестве дирижёра-постановщика этого шедевра русской музыки в Казани, на Шаляпинском фестивале. Его музыкальная интерпретация вызвала неординарную оценку критиков и немалый интерес меломанов. Теперь Москве предстоит познакомиться с авторским прочтением Плетнёва.
20 сентября в концерте, посвящённом 130-летию И. Ф. Стравинского, прозвучит его опера «Соловей», где виртуозную титульную партию исполнит именитая солистка Мариинского театра Ольга Трифонова. Закроется фестиваль 23 сентября исполнением Маленькой торжественной мессой Дж. Россини – в этот вечер за дирижёрский пульт встанет легендарный Альберто Дзедда.
Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского распахнёт свои двери перед зрителем уже в самом начале сентября – на открытии нового 141-го сезона будет дана опера Чайковского «Иоланта» в постановке Георгия Исаакяна. А уже 18 сентября в театре пройдёт первая оперная премьера.
Ею станет одна из величайших опер – «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта. Эта премьера – часть проекта, задуманного в Перми несколько лет назад и уже частично осуществлённого: поставить к ряду все три «итальянки» Моцарта – Да Понте. Это идея главного дирижёра Пермской Оперы Теодора Курентзиса, который всегда с огромным удовольствием пропагандирует Моцарта – достаточно вспомнить цикл моцартовских опер, которые были даны в концертном исполнении несколько лет назад в Москве, или постановку моцартовского «Дон-Жуана» в Большом театре России.
Проект реализуется с прошлого года: в сезоне 2011 – 2012 была представлена опера «Так поступают все»; в следующем же сезоне пермского зрителя ждёт встреча с «Дон-Жуаном». В этот же раз – «Свадьба Фигаро», которую с содружестве с маэстро Курентзисом поставят немецкие мастера – режиссёр Филипп Химмельман и художник Йоханнес Лайакер.
Среди вокалистов, приглашённых в эту постановку, помимо штатных певцов Пермской Оперы – российские и иностранные гастролёры. Это Андрей Бондаренко – солист Мариинки и финалист прошлогоднего состязания вокалистов в Кардифе, Максим Аниськин – приглашенный солист Большого театра и Новосибирской Оперы, которому в октябре предстоит дебют в «Метрополитен-опере», итальянец Симоне Альбергини, американец Кристиан ван Хорн, гречанка Фани Антонелу.
Знаменитая оперная певица Елена Панкратова выступит в Екатеринбурге этой осенью. Панкратова приедет на родину, чтобы принять участие в фестивале, посвященном 100-летию Екатеринбургского театра оперы и балета. 11 октября она исполнит главную партию в опере Пуччини «Тоска», а 13 октября выйдет на сцену театра в рамках юбилейного гала-концерта.
Елена Панкратова, которую считают обладательницей уникального по своей экспрессии и тембральной красоте драматического сопрано, родилась в Екатеринбурге. Певица закончила Уральскую консерваторию, а затем - Санкт-Петербургскую консерваторию, стала лауреатом нескольких международных конкурсов вокалистов в Италии и Испании. Свои первые оперные роли Елена Панкратова исполнила в Германии, в Государственном театре Нюрнберга, солисткой которого была на протяжении нескольких сезонов.
Сейчас в списке ангажементов певицы – ведущие театры Германии, Италии, Великобритании, Норвегии, Финляндии, а также Японии, Мексики, Новой Зеландии. График выступлений у солистки расписан на годы вперед. К примеру, в 2013-м году она приглашена в Баварскую государственную оперу в Мюнхене, а в 2014-м - в Берлинскую государственную оперу и в Королевский оперный театр «Ковент-Гарден».
19 сентября в Большом зале Московской консерватории состоится мировая премьера оперы Александра Журбина «Альберт и Жизель» (в концертном исполнении). Либретто новой оперы написано композитором совместно с Юрием Ряшенцевым и Галиной Полиди по мотивам произведений Генриха Гейне и Теофиля Готье. Среди участников мировой премьеры певцы Николай Басков и Мария Максакова, а также Симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского.
Дадим слово самому автору: «Неужели опера умерла? Та самая, классическая, которую я так люблю, на которой я вырос? Неужели невозможно сегодня написать оперу по всем классическим канонам, чтобы она была в тех традициях, которые до сих пор почитают миллионы людей на земном шаре, те «операманы», которые не могут прожить без оперы и дня? И я решил попытаться написать именно такую оперу.
В качестве сюжета выбрал известную историю. Ведь многие оперы написаны на известный литературный сюжет (от «Свадьбы Фигаро» до «Воццека», список будет бесконечным). Свой сюжет я нашел во французской литературе. Автор сюжета - знаменитый писатель Теофиль Готье, который позаимствовал его у Генриха Гейне, а тот в свою очередь нашел этот сюжет в каких-то преданиях западных славян. Вообще это один из таких бродячих литературных сюжетов, который использовался многократно в литературе (Пушкин – «Русалка», Жуковский – «Ундина», и десятки других) и в музыке («Виллисы» Пуччини, «Русалка» Даргомыжского и Дворжака, «Ундина» Чайковского и т.д.).
Но знаменитый балет Адана «Жизель» все же написан именно на либретто Теофиля Готье. Я давно заметил, что это – очень оперный сюжет, именно эта версия знаменитой легенды очень хорошо ложится в русло настоящей, большой, романтической оперы».
Прошедший сезон в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского был дважды юбилейным – он был сороковым для самого театра и на него пришлось 100-летие со дня рождения отца-основателя. За сезон театр выпустил рекордное количество премьер (шесть!) и гала-представление «Диалоги с Покровским». И в наступающем сезоне покровцы не собираются снижать обороты.
2 сентября в Большом зале Московской консерватории состоится гала-концерт, посвящённый 100-летнему юбилею мэтра, на котором выступят солисты и оркестр Камерного театра. Его режиссёром выступает вдова Покровского Ирина Масленникова.
В самом же театре сезон откроется 1 октября мировой премьерой оперы Владимира Кобекина «Холстомер» по одноимённой повести Льва Толстого в постановке главного режиссёра театра Михаила Кислярова. В декабре театр представит ещё одну мировую премьеру – оперу Александра Чайковского «Альтист Данилов».
Весной в репертуаре появится детская опера – это будет уже второй для Москвы (первый поставлен прошлой осенью в Театре Сац) «Пиноккио» современного итальянского композитора Пьеранджело Вальтинони. Завершится сезон в июне премьерой оперы «Три Пинто» Вебера в обработке Малера, которую готовит Г. Н. Рождественский.
Предстоящий сезон в российской столице будет богат на мировые премьеры. Сколько не говорится о кризисе жанра, а оперы пишутся и ставятся – и не только в музыкоцентричной Германии, но и в России.
Некоторые наш журнал уже анонсировал на прошлой неделе или в текущем новостном блоке (смотри выше). Но необходимо сказать ещё о нескольких проектах, которые можно будет увидеть и услышать в Москве совсем скоро.
В ноябре состоится премьера оперы Бориса Филановского «Три четыре» на тексты Льва Рубинштейна. Режиссер – Дмитрий Волкострелов, дирижёр – Фёдор Леднев. В постановке примет участие Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), а сыгран спектакль будет в совершенно нетеатральном месте – в башне «Федерация» в московском Сити.
12 октября в Театре Наций в рамках фестиваля «Территория» пройдёт премьера оперы Ольги Раевой «Сны Минотавра». Раева, ученица Эдисона Денисова, заказала либретто не кому-нибудь, а Владимиру Сорокину, чья оперная «слава» ещё очень памятна со знаменитых «Детей Розенталя» в Большом театре. За музыкальную часть постановки вновь отвечает МАСМ и Ф. Леднев, а срежиссируют новое произведение Кирилл Вытоптов, Екатерина Василева и Илья Шагалов.
Также ожидается премьера оперы Валерии Ауэрбах «Слепые» по роману Мориса Метерлинка. Насколько новые сочинения действительно являются операми по своей жанровой принадлежности московский зритель скоро сможет оценить сам.
Летний фестиваль в австрийском Брегенце в этом году представлен двумя спектаклями. Замечательная опера Умберто Джордано «Андре Шенье» — это прошлогодняя постановка, которая имела немалый успех у публики и которую решили возобновить в этом году. Именно на «Шенье» приходится львиная доля фестивальных вечеров – опера будет сыграна 22 раза.
Но открылся фестиваль абсолютной новинкой – оперой немецкого композитора Детлева Гланерта «Солярис». Как известно, великий роман Станислава Лема оказал громадное воздействие не только на жанр фантастического романа, но и на смежные искусства. Его перевели на 30 языков мира и неоднократно экранизировали, самыми известными версиями являются фильмы Андрея Тарковского 1972 года и Стивена Спилберга 2002 года. «Солярис» неоднократно шёл на различных драматических сценах как пьеса, а в 1990 году в Днепропетровском театре оперы и балета был поставлен одноимённый балет Сергея Жукова. И вот теперь – опера!
Либретто для Гланерта написал Райнхард Пальм, опера имеет два акта и длится 135 минут. В её постановке приняли участие Венский симфонический оркестр (традиционный участник фестиваля) и Пражский филармонический хор. Дирижёр – Маркус Штенц, режиссёры – Моше Ляйзер и Патрис Корье.
Среди певцов стоит отметить украинскую сопрано Ольгу Пасичник (Хари) и немецкого баритона Дитриха Хеншеля (Крис Кельвин). Постановка является копродукцией с берлинской «Комише Опер», на сцену которой и будет перенесена после окончания летнего фестивального проката.
Знаменитый Зальцбургский фестиваль, ежегодно проходящий на родине Моцарта с 1920 года, традиционно привлекает самую изысканную и взыскательную публику. В этом году форум возглавил новый интендант — бывший директор Цюрихской оперы Александр Перейра. Прежний худрук Юрген Флимм не стал продлять контракт из-за разногласий с руководителем драматической программы, считавшим, что драмтеатр на фестивале ущемляют в правах, что действительно имеет место, и программа нынешнего фестиваля это подтверждает.
Бюджет смотра в 2012-м увеличился на 7 млн евро. Лидируют оперная и симфоническая программы. В фестивале принимают участие лучшие оркестры мира, знаменитые дирижеры, такие как Даниэль Баренбойм и Зубин Мета, а также прославленные солисты.
В оперной программе «столпотворение» знаменитостей: тут и «Богема» Пуччини (этот спектакль будут транслировать на весь мир) с Анной Нетребко, и «Кармен» Бизе с чешской меццо-сопрано Магдаленой Коженой, а также «Юлий Цезарь» Генделя с виртуозной Чечилией Бартоли в роли Клеопатры и его же «Тамерлан» с Пласидо Доминго.
Помимо классики фестиваль представит оперу композитора середины 20 века Бернда Алоиса Циммермана «Солдаты» в постановке Алвиса Херманиса. А откроет оперную программу, конечно, Моцарт: его «Волшебную флейту» сыграют в историческом открытом зале Felsenreitschule, сооруженном на месте вырубленного в скале ипподрома.
Знаменитый Международный фестиваль в столице Шотландии в этом году открывается 11 августа и продлится до 2 сентября. В его оперной программе значатся восемь произведений как классического, так и современного репертуара.
«Средство Макропулоса» Яначека ставит режиссер Том Кэрнс и дирижёр Ричард Фарнс, а в харизматичной роли Эмилии Марти – Элины Макропулос выступит датчанка Ильва Кильберг. Вагнеровского «Тристана» покажут в постановке Валлийской национальной оперы, за дирижёрским пультом будет стоять Лотар Кёнигс, а споют убойные драматические партии Бен Хеппнер (Тристан) и Дженнифер Уилсон (Изольда).
Специалист по барокко Уильям Кристи и режиссёр Андреас Хомоки представят оперу Марка-Антуана Шарпантье «Давид и Ионафан» - это совместная продукция Эдинбургского фестиваля сразу с несколькими европейскими институциями – фестивалем в Экс-ан-Провансе, парижской «Опера-комик» и мадридским «Реалом». В спектакле участвуют певцы Ана Квинтанс, Паскаль Шарбоно, Фредерик Катон, Доминик Виссе, Крешимир Шпицер и Нил Дэйвис.
Пёрселловский «Король Артур» будет представлен дирижёром Гарри Кристоферсом с участием певцов Софи Беван, Роберта Мюррея и Джонатана Лемалу. Шотландская национальная опера представит пятидесятиминутную оперу Джеймса Макмиллана «Милосердие», мировая премьера которой состоялась в Лондоне в мае прошлого года. Либретто принадлежит Майклу Саймонсу Робертсу, который основывался на библейской притче о Саре и Аврааме. Постановку осуществила Кейт Митчел в содружестве с дирижёром Дереком Кларком: продукция является совместным проектом с Бостонской лирической оперой.
Не обойдётся и без мировых премьер: их будет целых три. 80-минутную оперу Крэга Армстронга «Женщина с моря» («Дочь моря») также представит Шотландская национальная опера в постановке Гарри Фера: либретто написано Зоей Страчан по пьесе Генрика Ибсена, а за дирижёрский пульт вновь встанет Дерек Кларк. Опера Хью Уоткинса «В запертой комнате» - совместная работа Шотландской оперы и Музыкального театра Уэльса. Это произведение написано на либретто Дэвида Харсента по рассказу Томаса Гарди. Идущая в один вечер с произведением Уоткинса опера Стюарта Мак-Раэ «Призрачный патруль» на либретто Луизы Вельш – также совместная постановка шотландцев и валлийцев. Дирижёр обеих постановок – Майкл Рафферти.
Подготовил Саша Скипетров