Темы: Брендовые имена в Москве. Опера в Подмосковье. «Новая опера»: не оперные страсти. Не стареют душой ветераны… Опера на российском Дальнем Востоке. На фестивале «Бригитта» в Эстонии. Опера и право — право на курьёз. Оперные страсти в Душанбе.
Новый сезон в Московском международном Доме музыки откроется 25 сентября концертом, на котором выступит Дмитрий Хворостовский. Наряду с симфонической программой в этот вечер в исполнении звездного российского баритона прозвучит Сюита на стихи Микеланджело Д. Д. Шостаковича – одно из самых драматичных произведений композитора, итог его вокального творчества.
А 20 октября в Москве, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко выступит знаменитая Джесси Норман. Она откроет фестиваль «Королевы оперы», которые в течение двух сезонов планирует проводить в российской столице Евгений Винтур и «Wintour Group International». В рамках этого проекта в Москве выступят Мария Гулегина, Анжела Георгиу, Суми Йо, Натали Дессей, Вальтрауд Майер и другие.
В первом концерте фестиваля, названном «Американские маэстро», Джесси Норман исполнит джазовую программу: музыку Дюка Эллингтона, Джорджа Гершвина, песни из репертуара Эллы Фитцджеральд, Лины Хорн, Жозефины Бейкер.
Министерство культуры Московской области рассматривает вопрос создания в этом субъекте федерации своего оперного театра. Но, прежде чем открыть такое дорогое удовольствие как оперный стационар, министерство планирует в течение нескольких сезонов обкатать проект «Оперные кочевники», когда мобильные оперные бригады из молодых вокалистов со сценами и ариями из опер, а также в перспективе с небольшими оперными постановками будут выступать на сценах дворцов культуры крупнейших городов Подмосковья, а также отдалённых районов области.
Министерство всерьёз нацелено на развитие культурной политики в регионе и, в частности, пропаганду академической музыки.
Многолетний директор «Новой оперы» и её дирижёр Сергей Лысенко на днях отстранён от своей должности решением Департамента культуры Москвы. В вину бывшему директору поставлены претензии к финансово-хозяйственной деятельности театра. Лысенко отчаянно отбивается: он намеревается подать иск против московских властей в суд и обвиняет в интригах председателя художественно-творческой коллегии и главного хормейстера театра Наталью Попович – вдову основателя «Новой оперы» Евгения Колобова.
Вместе с Колобовым и Попович Лысенко стоял у истоков театра, которому в прошлом году исполнилось двадцать лет. Не будучи особо успешным на дирижёрской ниве Лысенко переключился на административную деятельность и почти 15 лет был интендантом театра. Однако, по имеющейся информации, после смерти Колобова противоречия между бывшими соратниками постепенно нарастали, и за истекшие почти десять лет взаимных претензий накопилось немало. Наталья Попович, являющаяся после смерти мужа художественным руководителем театра, известна в столичных музыкальных кругах как талантливый хормейстер и одновременно достаточно жёсткий лидер. То, что ужиться двум наследникам-директорам в одном театре будет непросто, было понятно сразу: удивительно, что этот тандем просуществовал так долго.
В Рунете появились анонсы предстоящего 16 февраля 2013 года концерта в Кремлёвском Дворце съездов испанской оперной дивы Монсеррат Кабалье. Знаменитая певица выступит в дуэте с итальянским тенором Алессандро Сафиной, который, имея консерваторское образование и опыт пения в опере (в том числе и в русской – он пел в «Онегине» и в «Русалке» Даргомыжского, среди выступлений его последних лет – в основном роль Данило в оперетте «Весёлая вдова» в разных театрах Европы), известен в основном своими поп-проектами и работой в жанре кросс-овер.
Напомним, что в следующем году великой испанке исполняется 80 лет. И, несмотря на это, она продолжает выходить на сцену (правда уже не в опере, а только в концертах) и петь большой оперный репертуар. Как едко заметила несколько лет назад её соперница по сцене великая Джоан Сазерленд, «… я не могу понять, зачем она это делает. Она вполне счастливый, самодостаточный человек. У нее все есть. Она очень умна, и не думаю, что не отдает себе отчета, что ее пение уже никуда не годится. Не думаю, что она это делает из-за денег — не тот уровень. Может быть это какая-то психологическая проблема, может быть, суеверие: боится остановиться, чтобы не почувствовать, что ее время прошло. Смелости не хватает».
После отставки губернатора Приморья Сергея Дарькина, по инициативе которого и его супруги Ларисы Белобровой во Владивостоке велось строительство театра оперы и балета, вопрос о завершении этого проекта встал очень остро. Открытие театра планировалось приурочить к саммиту АТЭС, который пройдёт в столице Приморья в первую неделю сентября этого года, однако в сроки не уложились, да к тому же само строительство во многом было инициативой губернаторской четы. Теперь же судьбу театра пришлось решать Законодательному собранью края, многие депутаты которого убеждены, что это непозволительная роскошь для региона. Тем не менее, краевой парламент решил не превращать объект в долгострой и завершить его за счёт краевого бюджета в ближайшие годы, на что планируется запросить кредит в Сбербанке, поскольку собственный бюджет края испытывает острый дефицит.
В соседней с Приморьем Амурской области своего оперного театра пока нет и не предвидится. Однако вскоре на сцене областного драматического театра пройдёт премьера детской оперы «Королевский бутерброд» по одноимённому произведению английского писателя Алана Милна. Грант администрации Благовещенска на этот проект был выигран местным хором «Детство», маленькие артисты которого и станут исполнителями специально написанной для них оперы. Увы, имя композитора в релизах не упоминается…
С 11 по 20 августа в развалинах Пиритаского монастыря в Таллине пройдет музыкальный фестиваль «Бригитта», в котором традиционно примут участие российские театры. Оперное искусство России будет представлять Московский камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского, который покажет оперы «Нос», «Плащ» и «Джанни Скикки».
Кульминацией фестиваля станет совместная эстонско-английская постановка оперы Моцарта «Дон-Жуан» силами артистами обеих стран в режиссуре мастеров английской «Гарсингтон-оперы» и под музыкальным руководством маститого эстонского дирижёра, народного артиста СССР Эри Класа.
Судья Верховного суда США Рут Гинзбург связала судопроизводство и оперу. 79-летняя судья и раньше была известна как любитель оперного жанра – в свободное от работы время ее часто можно было встретить в Национальной опере Вашингтона. Нередко она рассказывала о своем пристрастии в интервью и даже сама появлялась на сцене в нескольких постановках.
На этот раз Гинзбург приняла участие в ежегодной встрече Американской ассоциации юристов, выступив в ходе дискуссии под названием "Арии закона: право в действии в опере и Верховном суде".
Дискуссия, в которой также участвовали гендиректор Чикагской оперы Энтони Фрейд и один из ведущих юристов страны Дональд Веррилл мл., сконцентрировалась вокруг некоторых юридических аспектах оперных сюжетов – речь шла о сценах из "Волшебной флейты" Моцарта, "Фауста" Гуно, "Иоланты" Чайковского и "Билли Бадда" Бриттена. Программа "Арии права" также включала в себя подробные эссе по каждой из обсуждаемых юристами опер.
Позже судья Гинзбург планирует отправиться на фестиваль Глиммергласс в Нью-Йорке, где она примет участие в обсуждении, посвященном судебным процессам в оперных сюжетах. Судья Гинзбург – не единственная поклонница оперы в Верховном суде. Ее пристрастие разделяет судья Антонин Скалья.
Таджикский театр оперы и балета им. С. Айни после распада СССР и обретения Таджикистаном независимости в течение нескольких лет не функционировал. Причина того – гражданская война, развернувшаяся в республике в первой половине 1990-х годов, а также экономические трудности, которые Таджикистан переживает до сих пор. Тем не менее, в последние годы жизнь в театральном здании закипела: пусть и редко, но выпускаются новые постановки, приглашаются зарубежные гастролёры. В 2009 году пост главного дирижера получил итальянец Джерардо Колелла, который немало делает для активизации оперной жизни в Душанбе.
Однако театр постоянно потрясают скандалы, в основном связанные с деятельностью его директора Х. Маджидова. Местные СМИ периодически обвиняют административного руководителя театра в коррупции, нецелевом расходовании бюджетных средств, превышении полномочий, неуважительном обращении с подчинёнными, в том числе и с ведущими артистами оперы и балета. «Бегут из театра все, кому есть куда бежать! Бегут даже те, кто проработал больше 10-15 лет!.. Кто может остановить этот беспорядок в Таджикском академическом театре оперы и балета им. С. Айни, когда руководству безразличны проблемы коллектива всего театра?» — вопрошает в своём полемическом материале корреспондент интернет-портала «ЦентрАзия» Аниса Тагаева.
Подготовил Саша Скипетров