Темы: Планы Михайловского театра. Титель возвращается на Урал. Пермские премьеры. «Скупой» в Тольятти. Белорусский оперный сезон откроется белорусской оперой. Памяти Марии Биешу. Два Рудольфа для Анны Нетребко. Страшная опера в Экс-ан-Провансе. Тирольское барокко.
Новый музыкальный руководитель Михайловского театра Михаил Татарников недавно поделился с прессой планами театра на предстоящий сезон.
Его первой оперной премьерой будет обновлённый «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака. Далее намечены премьеры «Летучего голландца» Вагнера и «Билли Бадда» Бриттена. Последняя будет перенесена из Венской государственной оперы, где идёт в версии Вилли Деккера.
Определённую интригу добавляет то, что эти два названия значатся и репертуарных планах московского Большого театра, но появятся там позднее, что и не преминул отметить Татарников: «Но мы все-таки опережаем».
Что касается обещанной ещё в прошлом году «Царской невесты», выпуск которой планировался первоначально в конце только что завершившегося сезона, то её, увы, нет в планах и на следующий сезон.
Но самое любопытное в этом интервью маэстро заключалось, пожалуй, в ответе на вопрос корреспондента – чем отличаются творческие подходы Мариинского театра и Михайловского? Цитируем дословно: «Трудно так сказать, чтобы не обидеть оба театра. Михайловский – более европейский, ажурный театр. Упор здесь делается на репетиции. Главная цель – качество любого спектакля. Неготовый спектакль ни в коем случае не будет выпущен, скорее всего его отменят. А Мариинский — мощный репертуарный театр, где с открытием Новой сцены будет по три спектакля в день».
Александр Титель, художественный руководитель оперной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, после успешной постановки в Большом театре оперы П. И. Чайковского «Чародейка» порадует своим творчеством оперных фанатов на Урале. 29 сентября на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета будет представлена его новая работа – шедевр М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1-я авторская редакция 1869 года). Эта постановка приурочена к 100-летию оперного театра на Урале, которое будет отмечаться в конце сентября – начале октября.
Напомним, что ученик выдающегося режиссёра Льва Михайлова народный артист России и лауреат Государственной премии СССР Александр Титель возглавлял Свердловский театр оперы и балета в течение одиннадцати лет с 1980 по 1991 годы, и этот период по праву считается одним из самых ярких в истории коллектива, когда он снискал всесоюзное признание. Здесь в 1983 году он уже ставил оперу Мусоргского.
В новом сезоне Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского значительное место уделит современной музыке. В первой половине сезона будет поставлена опера «для семейного просмотра» «Малахитовая шкатулка», которую сочинил главный хормейстер театра Дмитрий Батин. Весной в репертуаре появится новая опера Дмитрия Курляндского «Носферату».
Премьера ещё одного современного сочинения пока остаётся под вопросом. Но есть сведения, что всё-таки она состоится осенью. Впервые в России будет исполнена опера английского композитора Майкла Наймана «Дидона», в основе сюжета которой рассказ о сочинении и первой постановке в 1689 году в Челси оперы классика английской музыки Генри Пёрселла «Дидона и Эней». Музыкальным руководителем постановки выступит Теодор Курентзис, а на партию Дидоны приглашена немка Симона Кермес. Кроме того, театр обратится и к классике: помимо «Свадьбы Фигаро» Моцарта, о предстоящей премьере которой мы уже писали, ожидается новая постановка «Дуэньи» Сергея Прокофьева.
Знаменитый машиностроительный центр на берегах Волги, носящий имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти, как известно, своего оперного театра не имеет – ближайший оперный дом находится в областном центре, то есть в Самаре. Но и в Тольятти иногда играют оперы.
В частности такое событие произойдёт 23 августа на сцене Тольяттинской филармонии: будет представлена премьера оперы Василия Пашкевича «Скупой». Эта премьера приурочена сразу к трём событиям: 270-летию со дня рождения композитора, 230-летию мировой премьеры самой оперы и 275-летию города, до 1964 года носившего название Ставрополь-на-Волге.
В премьере примут участие как местные, так и приглашённые вокалисты: самарские певцы тенор Анатолий Невдах и баритон Денис Хомицкий, москвичи сопрано Юлия Каменская и тенор Антон Бочкарёв, тольяттинская сопрано Светлана Терентьева. Режиссер постановки – Антон Гопко.
Новый сезон в Большом театре оперы и балета Белоруссии – единственном оперном театре республики – откроется национальной оперой. 9 сентября на суд публики будет представлена новая постановка оперы Дмитрия Смольского «Седая легенда», написанная на либретто Владимира Короткевича по его же собственной одноимённой повести. Мировая премьера произведения состоялась в Минске на этой же сцене в 1978 году. Данная постановка – вторая в истории оперы, над ней работает сам композитор, а также главный дирижёр театра Виктор Плоскина и главный режиссёр Михаил Панджавидзе.
Как отметил Панджавидзе, «…в опере используется в большей степени любовная коллизия, в отличие от повести, где есть яркий исторический фон, на котором происходят события. Зато в музыке Дмитрия Смольского заложены все темы, которые есть в повести и которых нет в либретто, весь фон и контекст, который есть в повести Короткевича. Это похоже на историю создания оперы "Евгений Онегин" П. И. Чайковского. Оперу Чайковского должны были смотреть люди, которые априори отлично знали поэму А. С. Пушкина. Примерно так же и у Короткевича: прежде чем послушать оперу, прочтите повесть "Седая легенда". В нынешнюю постановку Дмитрий Смольский внес некоторые изменения, которые коснулись в основном инструментовки, каких-то новых гармонических вещей. Кое-что было переставлено местами в либретто. На мой взгляд, достаточно удачно».
Примадонна молдавской оперы Мария Биешу ушла из жизни совсем недавно – 16 мая этого года. А 7 сентября в Кишинёве открывается 30-й юбилейный фестиваль «Приглашает Мария Биешу», который в этом году будет посвящён памяти великой певицы. Мария Биешу была основателем фестиваля в 1993 году и его бессменным главой на протяжении трёх десятилетий – фестиваля, который стал и продолжает оставаться самым важным культурным событием в жизни Молдавии.
В этом году фестиваль будет длиться неделю и завершится 15 сентября грандиозным гала-концертом на сцене Национального театра оперы и балета, который теперь носит имя Биешу. В программе нынешнего фестиваля оперы «Тоска», «Манон», «Мадам Баттерфляй», «Бал-маскарад» и балеты «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Правительство Молдавии намерено выделить значительную сумму на проведение этого музыкального форума.
Зальцбург, 4 августа, 19:50. За десять минут до начала «Богемы» Пуччини польский тенор Пётр Бечала объявил, что не может петь. В зале аншлаг, публика жаждет слышать Анну Нетребко — Мими. Экстренный телефонный вызов из офиса Зальцбургского фестиваля застал Йонаса Кауфмана на озере, где он проводил с семьей единственный выходной между двумя спектаклями «Ариадны на Наксосе». Кауфман не пел Рудольфа с июня 2011 года, но быстро согласился выручить коллег, исполняя партию из-за кулис.
Распеться, сидя в машине, по дороге, наскоро перекусить бутербродом вместо ужина, приехав в театр, успокоиться парой упражнений из привычного комплекса йоги, за 10 минут обсудить с дирижером Даниэле Гатти акценты и темпы… и в 20.45 «Богема» с Анной Нетребко и двумя Рудольфами, смогла, наконец, начаться.
Всё получилось, спектакль прошёл на подъёме. Правда, отдельные рецензенты отметили несоответствие мягкого образа Рудольфа-Бечалы с «вагнеровской» подачей звука, несшегося из правой кулисы. У австрийского канала ORF теперь есть запись редкого оперного «курьёза».
Как оказалось, экстренно заменять коллег баварскому тенору не в новинку: в начале своей карьеры он пел Дона Оттавио в «Дон Жуане» Моцарта, но во втором акте озвучил Статую Командора, потому что исполнитель внезапно почувствовал себя плохо, а все в театре знали, что молодой тенор имеет звучные низы…
На 64-м Международном лирическом фестивале во французском Экс-ан-Провансе состоялась мировая премьера новой оперы пятидесятилетнего английского композитора Джорджа Бенджамина «Написано на коже» в постановке Кейти Митчел. Этот проект – копродукция Экса, Нидерландской оперы, Театра Капитоль в Тулузе, Ковент-Гардена и Театра Флорентийский музыкальный май.
Бенджамин – не новичок в оперном жанре и это уже его вторая опера, сочинённая в содружестве с либреттистом Мартином Кримпом, которого по праву считают одним из ведущих современных английских драматургов.
Критики весьма позитивно восприняли новое произведение, называя Бенджамина достойным наследником Бриттена и продолжателем английских музыкально-театральных традиций. Вокальные партии его героев исключительно мелодичны, здесь есть что петь певцам, а оркестровка прозрачна и удобна для солистов – оркестр их совершенно не заглушает.
В основе сюжета – средневековые легенды, связанные с творчеством трубадуров. Опера драматична, в её основе – трагедия любовного треугольника. Опера «Пеллеас и Мелизанда» может быть названа старшей сестрой творения Бенджамина, только развязка у последней ещё более жёсткая и убийственная – согласитесь, не так уж часто ревнивец-муж заставляет свою жену съесть сердце (!) своего более молодого соперника. Большой успех выпал на долю исполнителей главных партий – баритона Кристофера Первеса (Протектор), сопрано Барбары Ханниган (Аньес), но особенно контратенора Беджуна Мету (Мальчик) – племянника знаменитого дирижера Зубина Меты, певца сколь талантливого, столь и эпатажного, не скрывающего свою нестандартную ориентацию.
36-й фестиваль старинной музыки проходит в Инсбруке, столице австрийской земли Тироль. В этом году он посвящён итальянскому барокко, произведения которого звучат как на театральных сценах тирольской столицы, так и в старинных замках и монастырях. Уже два года фестивалем руководит Алессандро де Марки, сменивший на этом посту своего учителя, знаменитого аутентиста Рене Якобса. Его оркестр «Academia Monti Regalis» - основной участник фестивальных мероприятий, вышколенный ещё Якобсом и поддерживающий высокий уровень исполнения. Главная приманка фестиваля как всегда оперная: в основе его нынешней программы две полноценных сценические постановки старинных итальянских опер 17 – 18 веков.
Открылся фестиваль 8 августа раритетом: премьерой оперы неаполитанского композитора 17 века Франческо Провенцале «Мстящая Стеллидаура» (1674). Ведущие партии исполнили американка Дженнифер Ривьера (Стеллидаура), итальянец Карло Аллемано (Оризмондо) и Андриан Струпер (Армидоро) из Австралии (первоначально на эту роль был заявлен румынский тенор Богдан Михай). Режиссёр – Франсуа де Карпентрие.
Другая опера принадлежит также неаполитанцу – Доменико Скарлатти: это интермеццо «Дириндина» (1715), являющееся острой сатирой на театральные нравы той эпохи. Сегодня в интермеццо блистают итальянец Донато ди Стефано, немка Мари-Софи Поллак и австралиец Дэвид Хэнсон.
В числе других опер, представленных на форуме, полусценические версии «Коронации Поппеи» Монтеверди (1642) и опус Джованни Андреа Бонтемпи «Парис» (1662).
По материалам Рунета
Подготовил Саша Скипетров