Монографический фестиваль, посвященый Россини на его родине, в Пезаро, традиционно отличается высоким уровнем и находится под высоким покровительством Президента Итальянской Республики. В отличие от других летних мероприятий с более «популярным» лицом «Россини Опера Фестиваль» длится всего лишь две недели и не боится режиссерских экспериментов. В нынешнем году на афише значились оперы «Кир в Вавилоне», «Матильда ди Шабран», «Синьор Брускино» и обширная оперно-концертная программа в честь солнца Италии, который и спустя двести с лишним лет после рождения излучает неповторимый свет.
За более чем тридцать лет своего существования РОФ облек в сценическую плоть почти все оперы Россини, к 2012 году оставались две непоставленные, «Кир в Вавилоне» и «Аврелиан в Пальмире».
Нынешний праздник в честь Россини открылся постановкой «Кира», одним из сочинений юного Джоакино. Автор не будет кривить душой и делать вид, будто бы «Кир» - удачная, интересная и несправедливо забытая опера. РОФ – монографический фестиваль, и вытаскивать на свет канувшие в Лету сочинения Пезарского лебедя – не только его право, но и долг. Таким образом, публика имеет несравненную возможность познакомиться со всей продукцией гения. Право и долг, совершенно не отменяющие того факта, что «Кир в Вавилоне», опус, созданный композитором в двадцатилетнем возрасте, - произведение незрелое, крайне длинное и порядком скучное, хотя и содержит впечатляющие страницы.
Надо отдать должное художественному руководству РОФа: оно никогда не боялось экспериментировать. Вот и в случае с «Киром» мы имеем дело с экспериментом. Постановка осуществлена в союзе с «Caramoor International Music Festival» и Национальным музеем кино в Турине.
То, что рядом с названием музыкального фестиваля значится музей кино, не случайность. В основу постановки «Кира» положена любопытная идея, связанная с кинематографом. Все происходящее на сцене представлено в виде фильма периода Великого Немого (начала 1910-х годов), а смотрит этот фильм публика, одетая по моде годов двадцатых (режиссер Давиде Ливерморе). С большой иронией на экране сменяются титры («пленка», естественно, черно-белая, древняя, поцарапанная, прыгаюшая), гротескные крупные планы главных героев с наклеенными улыбками и закаченными глазами. Видеопроекция полностью заменяет декорации (отличная работа сценографа и художника по свету Николаса Боуви!), во впечатляющей сцене в тюрьме использован анимационный прием, когда вокруг Кира, закованного в цепи, «вырастают» стены, окна, потолок темницы. Совершенно поразительны по красоте и оригинальности костюмы Джанлуки Фалласки, использующие геометрические формы и три цвета: черный, белый, серый.
Безусловно оригинальная режиссерская идея, особой заслугой которой является тонкая ирония (не забудем, что «Кир» принадлежит к жанру opera-seria), блистательно поддержанная авторами сценографии и костюмов. В упрек спектаклю можно поставить только известную монотонность.
Зато трудно, почти невозможно предъявить упрек составу солистов. «Кир в Вавилоне» спет так, что можно и голову потерять: на сегодняшний день на вокальном рынке просто не найти лучших исполнителей! Оттого в зале часто вспыхивают столь горячие аплодисменты, а порой слышатся возгласы одобрения.
Эва Подлещ появляется на «Россини Опера Фестиваль» поздно, слишком поздно! Невозможно понять, почему эта исключительная россиниевская артистка не блистала на сцене Театра Россини ранее, в более молодом возрасте. Автору пришлось слушать ее в кантате «Свадьба Фетиды и Пелея» более десяти лет назад, а дальше – тишина. Тот, кто только что слушал певицу в главной партии «Кира», перефразируя Декарта, может смело утверждать: я слушал Эву Подлещ, следовательно, я существовал. Густой контральтовый тембр, превосходная колоратурная техника, но в особенности верность акцентов и впечатляющая значительность личности: за них можно простить недостатки, которые не что иное, как последствия долгой карьеры. Овации, которых удостаивают Эву Подлещ, не поддаются описанию: люди вскакивают с ног, и порой слышатся сравнения с Мэрилин Хорн. Brava, Эва Подлещ!
Джессика Пратт, изумительная Аделаида Бургундская фестиваля-2011, ныне в партии Амиры, подтверждает свою репутацию мастерицы «прекрасного пения», в искусстве которой есть что-то невероятное, космическое, сверхъестественное. Американский тенор Майкл Спайрс в трудной роли Бальтазара демонстрирует превосходный тембр, фантастическую выучку, способность дерзать и обаяние.
Мирко Палацци всегда безупречен, чтобы он не пел, и именно таков в партии Дзамбри. Достойную пару составляет ему другой бас, Роберт Макферсон в партии Арбаса. Недурна, но ничем особенно не выделяется Кармен Ромеу в партии Арджене (меломанам хорошо известен исторический анекдот с сочинением «однонотной» арии, в которой задействован лишь си-бемоль).
Во главе оркестра болонского Театра Комунале Уилл Крактфилд, не только дирижер, но и известный музыковед. К его умному и тщательному дирижированию трудно было бы предъявить претензии, кабы порой скрупулезность, если не безупречность, не отдавали холодностью, а порой некоей скукой...
«Матильда ди Шабран» с треском провалилась в Риме в 1821 году, что нимало не смутило автора, в качестве утешения выбравшего чревоугодие в компании Никколо Паганини и Массимо Д’Адзельо. «Матильда» – последняя полусерьезная опера Россини, «веселая мелодрама», в которой предприимчивость и женское очарование героини решительно берут верх над милитаристским пылом и ненавистью к женскому полу героя. Коррадино, прозванный «Железное Сердце» (Хуан Диего Флорес) живет в своем замке, славясь экстравагантностью и жестокостью, не подпуская к себе женщин и думая только о грядущих битвах. Матильда, дочь еще одного воителя, приходит в замок с целью влюбить в себя хозяина, что ей в конце концов удается, невзирая на интриги соперницы – графини Д’Арко и на подлинно драматические события: убежденный в неверности Матильды, Коррадино приказывает сбросить ее со скалы! Всерьез, но так как миссия поручена придворному поэту, до трагического полета дело не доходит...
Постановка «Матильды» – самая яркая звезда в созвездии мероприятий в честь Пезарского лебедя. Это постановка 2004 года по прошествии восьми лет все так же полна жизни, свежа и остроумна. Об этом говорит длительная овация публики, которая вознаградила артистов аплодисментами стоя. Все пленяет в этом длинном, но совершенно неутомительном спектакле: легкая сценография, остроумная режиссура, очаровательные и блестящие артисты. В замок, где забаррикадировался Железное Сердце, можно попасть только по двум винтовым лестницам – их только и видно на сцене. Атмосфера довольно мрачная – в полном соответствии с «приветственной фразой» Коррадино: «Кто войдет без приглашения, тому разобьем башку». Выдвижная платформа – что-то вроде подъемного моста, что соединяет обитателей замка с остальным миром. Она же возвышение, с которого публике так хорошо видно упивающегося соловьиными трелями солиста-белькантиста. Серджо Трамонти придумал всю эту «механику», обыграть которую режиссеру Марио Мартоне было только в удовольствие. Инвективы Коррадино с высоты лестницы производят большой эффект, двум соперницам сам Бог велел обменяться «любезностями» с параллельных ступенек, крестьяне с дарами проникают в замок, т.е. на сцену, из окрестных деревень, т.е. зрительного зала, карабкаясь по выдвижной платформе, а придворный поэт поет свою арию, «нависая» над оркестром на ней же.
Блестящий состав исполнителей с увлечением подыгрывает режиссеру. Получить такое удовольствие от оперного спектакля редко случается: красавец Флорес чудесно пел и «вкусно» играл в 2004 году, и точно так же чудесно поет и «вкусно» играет в году 2012, обнаруживая поразительный комический талант: наблюдая, как сраженный любовной лихорадкой Железное Сердце трясется, карабкаясь по лестнице, попросту умираешь от смеха. Восемь лет назад Анник Массис в роли Матильды заменяла отсутствующий тембр чудесами вокальной техники и актерского искусства, ныне неотразимая Ольга Перетятько пленяет красотой, изяществом, выдающимся актерским даром, изысканным вокалом и стилистической корректностью. Паоло Бордонья, прирожденное «animalе da palcoscenico» - «животное сцены» в роли поэта Изидоро, имеет абсолютно заслуженный персональный успех. Никола Алаймо и Симон Орфила в ролях врача и сторожа Железного Сердца достойны восхищения. Кьяра Кьялли в роли графини Д’Арко поражает комическим даром, но с вокальной точки зрения испытывает некоторые трудности. В «Матильде» не проходит незамеченной еще одна наша соотечественница - Анна Горячова в роли сына побежденного врага Железного Сердца Эдоардо.
Всем этим чудесным артистам аккомпанирует оркестр болонского Театра Комунале под руководством Микеле Мариотти: исполнение в высшей степени профессиональное, но лишенное яркости физиономии.
В случае с «Синьором Брускино» (маленькой комической опере, то есть полной противоположностью гигантскому «Киру») речь также идет об эксперименте. На постановку оперы призваны студенты Академии изящных искусств соседнего Урбино и режиссерский коллектив Teatro Sotterraneo (в буквальном переводе «Подземного театра»), театральной студии из Флоренции, возникшей в 2004 году.
Идея вроде бы неплоха: действие разворачивается в Rossiniland (по аналогии с Disneyland под Парижем или Gardaland под Вероной). Так что забавная история любви молодого Флорвиля к дочери Гауденцио Софии не что иное, как один из аттракционов парка развлечений, по которому неустанно бродят любопытные туристы.
Студенты урбинской академии отлично справляются с поставленной перед ними задачей, спектакль совершенно не студенческий, ничем не хуже тех, что подписаны именами взрослых или даже знаменитых сценографов. На сцене симпатичнейшая и веселая «инсталляция», в ироническом духе представляющая «общие места» Диснейлендов и Гардалендов: карта парка развлечений, вывески, указатели, туалет, заведение, в котором можно перекусить, автомат с напитками и бутербродами...
Зато не справляется с постановкой оперы режиссерский коллектив «Подземного театра», не справляется по банальной и очень распространенной причине: театр драматический и театр музыкальный все же совершенно разной природы, и представители первого часто останавливаются в недоумении перед произведениями второго с выражением вечного вопроса на физиономии: что делать с этим странным явлением, именуемым оперой? Так происходит и на этот раз. Начальная идея неплоха, но развития не получает и буксует, не раз создавая досадное ощущение скуки.
Молодой дирижер Даниэле Рустиони, если и зелен, то самую малость: Симфонический оркестр им. Россини под его управлением способен доставить немалое удовольствие.
Среди певцов такие «зубры», как Карло Лепоре в роли Гауденцио и Роберто Де Кандиа в роли Брускино-старшего; Лепоре особенно выделяется полным, круглым и идеально сфокусированным звуком, а также недюжинным актерским даром, но не разочаровывает и Де Кандиа. Молодые герои заметно уступают им, особенно сопрано Мария Алейда - София, наделенная крайне маленьким голосом ничем не примечательного тембра, хотя на сцене раскованна и привлекательна; «кисловат» и «зелен» и голос тенора Давида Алегрет – Флорвиля.
Как всегда, фестиваль не ограничивается постановками трех россиниевских опер. Поклонники РОФа могут насладиться оперой «Танкред» в концерном исполнении с участием Кьяры Амари, Даниэлы Барчеллоны, Елены Цаллаговой, Мирко Палацци, Антонино Сирагузы. Любители камерной музыки находят особый вкус в «Грехах моей старости», «Молодой фестиваль» по традиции представляет «Путешествие в Реймс». Не говоря уже о концертах мастериц бельканто Сони Прины и Джессики Пратт. Есть и совершенно уникальное мероприятие: сольный концерт ныне уже легенды мировой оперы Мариэллы Девиа под названием «Voce che tenera» («Что за нежный голос»).
Много музыкальных сюрпризов ждет слушателя в августе в маленьком приморском городе Пезаро. Часть публики, среди которой преобладают люди зрелого возраста, приезжает на родину Россини каждый год: посещение фестиваля стало для нее своеобразным и любимым ритуалом. Для критика посещение Rossini Opera Festival – приятный долг, потому что он, как музыка его героя, «вечно тот же, вечно новый».
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля
Россиниевский оперный фестиваль
Театры и фестивали
Анник Массис, Ольга Перетятько, Джоаккино Россини, Хуан Диего Флорес
Персоналии
Матильда ди Шабран, Синьор Брускино
Произведения