Темы: История лошади у Покровского. Юбилей в доме Вишневской. Саратовская опера открывает сезон. Голландец долетел до Бурятии. Опера в Астраханском кремле. «Легенду о граде Ельце» покажут в Липецке.
Мировой премьерой оперы "Холстомер" Владимира Кобекина по одноименной повести Льва Толстого откроет 1 октября свой новый 41-й сезон Камерный музыкальный театр им. Бориса Покровского в Москве.
Режиссер-постановщик и хореограф оперы – Михаил Кисляров. Согласно пресс-релизу театра, спектакль по своей пластике, энергетике и обилию танцевальных номеров близок к мюзиклу.
Автор музыки – один из самых исполняемых современных композиторов, дважды лауреат премии "Золотая маска" В. Кобекин закончил работу над оперой только в этом году. Произведение было оркестровано специально для Камерного музыкального театра, который ранее неоднократно обращался к музыке Кобекина, здесь были поставлены пять его опер: "Лебединая песня" (1980), "Дневник сумасшедшего" (1980), "Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана" (1989), "Шут и король" и "Счастливый Принц" (2012).
Центр оперного пения Галины Вишневской 2 октября откроет очередной сезон и одновременно отметит свое десятилетие грандиозным гала-концертом. «О создании оперного Центра я мечтала долгие годы, так как считала жизненно важным передать то, что знаю и умею, новым поколениям русских певцов. И вот уже на протяжении десяти лет эта идея живет и работает. Уверена, так будет и дальше», - говорит примадонна русской оперы, и есть все основания верить ее словам.
Центр Галины Вишневской на Остоженке открылся 1 сентября 2002 года, а уже через четыре месяца зрители увидели его первую премьеру - оперу Глинки "Руслан и Людмила". За 10 лет, прошедших как одно мгновение, на этой сцене было поставлено десять опер, прошли многочисленные концерты солистов Центра в Московской консерватории, Зале им. П.И.Чайковского, Санкт-Петербургской филармонии и лучших концертных залах других городов России. Самые известные зарубежные фестивали и конкурсы открывают публике новых русских оперных звезд, им рукоплещут самые престижные театральные и концертные площадки мира. Впрочем, и сам Центр организует фестивали и конкурсы, крупнейшим из которых стал Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской.
Молодые дарования на Остоженке взращивает целая когорта педагогов, среди которых солисты Большого театра Ирина Масленникова, Бадри Майсурадзе, Петр Глубокий, Владислав Верестников; свой опыт передает ученикам и сама Галина Павловна. Мастер-классы в Центре оперного пения дают мировые звезды; в их числе, в частности, были Борис Покровский, Мстислав Ростропович, Зубин Мета, Риккардо Мути, Тереза Берганца и Пласидо Доминго. Неудивительно, что выпускники Центра поют сегодня на сценах Большого театра, Музыкального театра им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, Михайловского театра, «Новой оперы» и «Геликон-оперы»; срывают аплодисменты в Римской Опере, брюссельском театре «Ла Монне», боннском Штадт-театре, Королевской опере Валлонии, а также блистают на фестивалях в Зальцбурге и Равенне.
Свое десятилетие Центр оперного пения Галины Вишневской отмечает юбилейными спектаклями, специальными выставками и другими художественными проектами. На концерте 2 октября прозвучат музыкальные поздравления alma mater от выпускников разных лет, выступающих ныне на лучших сценах России и мира.
2 октября открывает сезон Саратовский театр оперы и балета. Будет исполнена одна из последних работ коллектива – опера «Мадам Баттерфляй», поставленная Алексеем Степанюком в этом году. Также в течение первого месяца будут показаны и другие важнейшие премьеры прошлых сезонов – «Тайный брак» Чимарозы и «Орестея» Танеева.
В этом году ожидается две оперные премьеры. В конце декабре зрители увидят детскую оперу «Кот в сапогах» Леонида Вайнштейна. А весной публике будет представлена ранняя опера Вагнера «Риенци». Художником-постановщиком выступит постоянно проживающий в США Семен Пастух. Опера интересна не только тем, что в свое время именно она принесла славу начинающему композитору, но и своим политически окрашенным сюжетом.
«Проблема лидера и парламента. Как нельзя более актуально для сегодняшнего дня. Взаимоотношение лидера и противостоящих ему сил. То, что мы наблюдаем у нас в области, как дума борется с губернатором и так далее – все это в опере "Риенци" и происходит», - так прокомментировал постановку главный дирижёр и художественный руководитель Саратовского театра Юрий Кочнев. По сюжету консул Риенци лишил власти аристократию Рима, объявил себя народным трибуном и в финале погиб от рук заговорщиков.
«Риенци» — редчайший гость на русской сцене. Ее русская премьера состоялась в 1879 году в Петербурге под управлением Э.Направника. В 1923 году опера была поставлена в тогда еще петроградском ГАТОБе. В этом опусе (1842) Вагнер еще во многом следует стилистике «большой оперы» в мейерберовском духе.
74-й театральный сезон Бурятский театр оперы и балета в столице республике г. Улан-Удэ начинает редким в истории музыкальной жизни Бурятии проектом. 11-12 октября на его сцене пройдет спектакль на немецком языке – опера Рихарда Вагнера «Летучий голландец» в постановке маститого немецкого режиссера-постановщика Ханса-Йоахима Фрая.
В рамках этого проекта к участию приглашены Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии под руководством дирижера Илмара Лапиньша и художник-постановщик Мария Вольская (Москва), солисты, хор и миманс Бурятской Оперы. Постановка оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» в Байкальском регионе инициирована самим театром и Министерством культуры Бурятии в связи с проходящим в 2012/13 гг. Годом Германии в России и России в Германии – «Германия и Россия: вместе строим будущее».
Астраханский государственный театр оперы и балета впервые поставит оперу на Соборной площади местного кремля. Для этой новации здесь выбрана опера Модеста Мусоргского "Борис Годунов".
"Для крупномасштабной постановки с участием симфонического оркестра, солистов и хора театра не случайно выбрана именно эта опера: с Астраханским кремлем непосредственно связаны имена Бориса Годунова и супруги Лжедмитрия I и Лжедмитрия II Марины Мнишек. Б. Годунов, еще до того, как взошел на русский престол, был наместником Астраханского царства, при нем вместо первоначального деревянного возведен прекрасный каменный кремль", - говорится в пресс-релизе театра.
Окончание Смутного времени тоже в некотором роде произошло в Астрахани. В 1612 году М. Мнишек с сыном Лжедмитрия II Иваном и атаманом Иваном Заруцким прибыли Астрахань, откуда в 1614 году они бежали и были пленены казаками.
5 октября в Областном центре культуры и народного творчества будет показан концертный вариант оперы "Легенда о граде Ельце", которая дважды – летом 2011-го и 2012-го годов – проходила в Ельце, на берегу реки Быстрая Сосна. Оперный спектакль по мотивам легенды в естественных декорациях – уникальная культурная акция для современной России. Она стала ярким культурным событием не только для Липецкой области. На оперу приезжали зрители со всей Центральной России.
В ноябре 2011 года опера прозвучала в столице в Концертном зале им. Чайковского. «Легенда о граде Ельце» объединила солистов Большого театра, «Новой оперы», «Геликон-оперы», музыкальных театров имени Покровского и Станиславского, Государственную академическую симфоническую капеллу под руководством Валерия Полянского. Автором музыки является художественный руководитель Московской филармонии Александр Чайковский.
Опера о героическом прошлом Ельца сделана по заказу администрации Липецкой области с целью развития туристско-рекреационной зоны. В основе произведения – легенда о том, как в 1395 году, идя на Москву, Тамерлан остановился под Ельцом, и после двухнедельного раздумья повернул свое войско.
Роль Тамерлана исполняет солист «Геликон-оперы» Сергей Топтыгин. В концерте примут участие ведущие артисты Липецкой филармонии, Липецкий симфонический оркестр, камерный оркестр Липецкой филармонии «Русская классика», лауреат международных конкурсов Тамбовский камерный хор, лауреат международных конкурсов Липецкий камерный хор. Дирижёр – заслуженный артист России Владислав Булахов.
По материалам Рунета и пресс-релизов театров
Подготовил Саша Скипетров