Об опере, о Вагнере, о его музыке: взгляд из Турции

Об опере, о Вагнере, о его музыке: взгляд из Турции
Оперный обозреватель

В середине сентября наш журнал был приглашён на 19-й Международный фестиваль оперного и балетного искусства в Аспендос — древнеримский театр неподалёку от всемирно известного турецкого курорта Анталья. Читатели могли познакомиться с репортажем Александра Матусевича о премьере оперы Р. Вагнера «Тангейзер». Сегодня же мы предлагаем их вниманию серию блиц-интервью, которые А. Матусевичу удалось взять на фестивале.

Профессор Ренгим Гёкмен, руководитель Генерального директората театров оперы и балета Турции

Несколько общих слов о развитии оперного искусства в Турции. Какие сейчас существуют проблемы и перспективы?

Оперному искусству в Турции всего 80-85 лет. Сегодня нам необходимо приложить все усилия, чтобы тот опыт в оперном искусстве, который у нас уже имеется и который ещё не такой большой, развивать и совершенствовать. Главное сейчас для нас – создать все условия для современных композиторов, чтобы они могли больше сочинять опер, а для современных постановщиков – режиссёров, художников – было бы больше возможностей для самореализации. Нам необходимо популяризовать современных деятелей искусства, особенно современную турецкую оперную музыку, современных композиторов. Главная же проблема для развития оперы в Турции сегодня – это отсутствие подходящих театральных помещений. Нет сцен, нет театров, нет зданий по-настоящему годных для оперы.

Есть какие-то перспективы в этом плане?

Государство должно нам помочь в этом – усилий самих театров здесь совершенно недостаточно. На заре существования Турецкой Республики в 1920-е годы этому уделялось даже большее внимание, нежели сегодня, именно тогда были построены помещения ныне действующих турецких театров. Но с тех пор прошло много лет, в техническом плане они уже сильно устарели. Единственное здание, которое отвечает современным требованиям, это Культурный центр имени Ататюрка в Стамбуле, где работает Стамбульская Опера, но и он сейчас находится на реконструкции.

Вторая наша проблема – это отсутствие известности. Мы должны приложить много усилий, чтобы мир узнал турецкого композитора, турецкое оперное искусство в большей степени, необходима популяризация и широкий международный резонанс. Третья проблема – необходимо популяризовать и продвигать современных турецких певцов – талантов у нас очень много, в каждом театре есть очень перспективные исполнители, они растут, совершенствуются, поют на хорошем европейском уровне и мир должен услышать о них.

А что с оперной публикой в Турции? Есть ли устойчивый интерес к этому искусству?

Мне кажется, мы ещё пока не можем многого требовать от публики в Турции – ещё очень рано, ещё нет устойчивой традиции, вкуса к этому виду искусства. Ещё нужны большие усилия по популяризации его среди населения. Мы должны воспитывать публику и прививать привычку к оперному театру.

Тем не менее, есть уже сейчас интерес к опере? Театры посещаются?

Да, конечно, своя оперная публика в Турции уже есть. В Анкаре, Стамбуле, Измире есть определённая зрительская аудитория. Что касается Аспендоса, то здесь есть проблема наполняемости театра вследствие не очень удобного его расположения – далековато от центра Антальи, от курортной зоны. Здесь ещё предстоит работа по разработке удобных сервисов по доставке публики на спектакли из отелей курортной зоны.

Унишан Кулоглу, тенор, исполнитель партии Тангейзера

Унишан Кулоглу, тенор

Вы можно сказать уже опытный вагнеровский исполнитель. Это Ваш первый Тангейзер?

Впервые я спел Тангейзера несколько лет назад в Тюрингии, в Вартбурге, то есть именно там, где разворачивается действие оперы. Это было исполнение во дворе местного замка, там сцены как таковой нет, особых возможностей для полноценной сценической версии тоже, поэтому это было концертное исполнение, но в исторических костюмах. После этого я ещё пел Тангейзера в Бонне, а также в постановке Казахского театра оперы и балета имени Абая в Алма-Ате.

Тангейзер – очень противоречивый персонаж, он мечется между высоким чувством и низменными страстями. Для Вас Тангейзер какой герой в большей степени – светлый или тёмный, демонический?

Для меня это светлая личность. Характер очень яркий, яркая личность, резко выделяющаяся на фоне всех его соплеменников. Где бы он ни появился, он везде – центр внимания, женская половина всегда им покорена, включая всесильную колдунью Венеру, которая не может также как и обычная, смертная женщина устоять против его обаяния. Венера выбирает из всех именно его, а Венера – это не только всемирная женственность и красота, но и поэзия, искусство в целом.

Тангейзер отмечен свыше многими дарами, он и талантливый певец, поэт, и Венера не может пройти мимо такого героя. При этом Тангейзер всё-таки тянется к более высокому, светлому. В итоге он выбирает Елизавету – и хотя уже поздно, их союз уже невозможен, Тангейзер всё-таки сумел победить свои страсти и он выбирает настоящую любовь и жертвенность, поэтому для меня всё-таки этот герой позитивный. Тангейзер очень молод, ему трудно сделать выбор, он юноша, который мечется между двумя ипостасями любви. Но всё-таки в итоге он остаётся с Елизаветой, что очень важно.

Партия весьма большая, напряженная, сложная. Что нужно, чтобы быть успешным в таком репертуаре?

Крепкая школа прежде всего. А ещё для успешного исполнения такой партии ничего не должно отвлекать, певец должен чувствовать себя комфортно, чтобы иметь возможность сосредоточиться на пении исключительно. Как говорила великая Биргит Нильсон, для хорошего исполнения Вагнера нужна прежде всего пара удобной обуви. То есть ничто не может мешать концентрации на пении, на музыке. К такой партии нужно быть готовым на 150 процентов, чтобы в итоге необходимые 100 донести до публики, чтобы был «запас прочности».

Тангейзер принадлежит к числу Ваших любимых героев?

Пожалуй, да, хотя мне ближе Лоэнгрин. В целом же я испытываю очень сильные эмоции и очень большое удовольствие, когда пою музыку Вагнера. Помимо Лоэнгрина и Тангейзера с радость пою такие партии как Эрик в «Летучем голландце», Зигмунд в «Валькирии», надеюсь ещё пополнить свой вагнеровский список и новыми работами. Больше всего мечтаю о Тристане.

Как относитесь к модерновым прочтениям вагнеровских опер?

Это возможно и даже может быть интересным. Но только в том случае, если идеи оперы не искажены и если постановщик даже новаторскими методами сумел раскрыть содержание партитуры, донести эти идеи до публики. Одна из понравившихся мне современных постановок «Лоэнгрина» решала сцену поединка Лоэнгрина с Тельрамундом очень оригинально: злодей нападал на героя с мечом, а тот держал в руке большое лебединое перо и отвечал им на эти нападки. Прекрасная и вполне доступная для понимания широкой публикой метафора. Вот такие находки я только приветствую.

Вы спорите с режиссёром, если Вас что-то не устраивает?

Я стараюсь вести диалог, стараюсь убедить. Исполнять центральные теноровые партии в вагнеровских операх совсем не просто, поэтому режиссёрское прочтение должно быть корректным и удобным для певца. Ведь если образ, созданный режиссёром, противоречит музыкальному языку произведения, это просто мешает петь, не даёт реализоваться артисту. Любая режиссёрская находка, любая экстравагантность должна оправдываться музыкой. Если режиссёр тебя не убедил, если ты не веришь в то, что делаешь на сцене, как в этом можно убедить публику?

Вагнер интересен турецкой публике? Есть здесь спрос на эту оперу?

Да, безусловно. Этого «Тангейзера» мы уже играем целый сезон в Анкаре и зал театра всегда полон. «Валькирия» имела также большой успех, все билеты раскуплены. Вообще немецкая музыка находит здесь свою публику. Большой успех сопутствует и операм Рихарда Штрауса, я пел в «Ариадне на Наксосе» в Измире и там тоже проблем с посещением никаких не наблюдалось.

Арда Актар, баритон, исполнитель партии Вольфрама

Арда Актар, баритон

Что Вы думаете о Вагнере в Турции?

В Турции зритель больше привык к итальянскому традиционному репертуару, в особенности к Верди и Пуччини, а Вагнер пока ещё здесь экзотика. Его эстетика ещё пока в новинку, сложна как для исполнителей, так и для публики. Симфоническое мышление Вагнера пока ещё очень необычно и непривычно. Но турецкие театры и турецкие исполнители сегодня весьма серьёзно нацелены на освоение вагнеровского репертуара, для нас это большая школа. Это другой уровень исполнения, это большой опыт, и мы с радостью хотим покорить эти вершины.

У Вашего героя, наверно, самая красивая музыка в опере, какую дал Вагнер. Но в то же время Ваш герой сугубо позитивный, тут нет страстей, драмы – только если очень скрытые, глубинные переживания. Трудно ли и интересно ли исполнять такую роль?

Вы верно подметили – необходимо показать скрытые чувства, любовь, которая должна таиться – это очень трудно воплотить на сцене. Но это задача высшего пилотажа и тем она и интересна. На первый поверхностный взгляд, Вольфрам – сугубо лирический герой. Но если вслушаться в музыку, у Вагнера есть скрытая драма, поэтому Вагнер помогает сделать героя убедительным для публики, помогает исполнителю выразить всю богатую гамму чувств и переживаний, что владеют этим героем.

Вокально Вам удобен Вольфрам?

Технических сложностей я не испытывал. Я не могу себя отнести к голосам, наилучшим образом подходящим для Вагнера, тут требуется более мощный, масштабный звук. Но Вольфрам мне подходит. Сложность была в большей степени именно связана с созданием убедительного образа, достоверного, отвечающего задумке Вагнера, и тут огромную помощь оказали режиссёр Петер Леман и дирижёр Винфрид Мюллер.

Это первая вагнервская работа у Вас?

Да. И пока я бы воздержался от прочих вагнеровских ролей – они более драматические, более затратные. Вольфрам идеально мне подошёл, но прочий репертуар я бы отложил на потом.

Вас удовлетворило историческое прочтение оперы? Или хотелось бы более современной интерпретации?

Я получил огромное удовольствие от работы с таким мэтром как Петер Леман, я очень многое узнал нового и о Вагнере, и о его эстетике, и об образе Вольфрама. Леман глубоко знает материал, он просто влюблен в эту музыку, в эти образы – и всё это он сумел донести до нас, заразить всех исполнителей своим энтузиазмом. Теперь после опыта исторической постановки мне бы хотелось, наверно, попробовать спеть и более современную версию.

Думаю, что как раз такая возможность Вам может представиться даже быстрее. В Германии постановку, подобную этой, найти сложно, а вот радикальных – сколько угодно. Не боитесь, не пугают слишком смелые прочтения?

Нет, мне это интересно – осваивать и постигать новое.

Тунчай Куртоглу, бас, исполнитель партии ландграфа Германа

Тунчай Куртоглу, бас

Вагнер в сегодняшней Турции своевременен?

Популярность Вагнера в Турции растёт. Раньше, ещё совсем недавно, было сложно представить, что его оперы смогут собирать залы, надолго удерживаться в репертуаре. Но сегодня ситуация изменилась и например эту постановку «Тангейзера» мы играли целый сезон в Анкаре (спектакль в Аспендосе является редакцией анкарской постановки – А. М.)и всегда с успехом при полном зале. В своём репертуаре я хотел бы иметь больше партий из его опер, поскольку нахожу в музыке Вагнера глубину, силу, приподнятость чувств, настоящую философию.

Были ли сложности в освоении вагнеровской стилистики, в постижении немецкого языка? Бытует мнение, что немецкий не слишком вокален, удобен для пения. Насколько мне известно, здесь в Турции оперная традиция в большей степени базируется на итальянской музыке.

Да, безусловно, трудности были. Этот язык непривычен и необычен для большинства турецких вокалистов, чей опыт в основном базируется, как Вы верно заметили, на итальянской традиции. Но одновременно был и большой интерес – освоить эту музыку и преодолеть сложности. И мы почувствовали эту радость преодоления, когда стало получаться, и мы поняли, что звучание Вагнера на языке оригинала – это прекрасно!

Данная постановка «Тангейзера» – традиционна, осуществлена в исторических декорациях. Вам это было интересно? Вы считаете это удачным прочтением? Или же было бы лучше поставить «Тангейзера» так, как это принято сейчас во всем мире, в Германии в первую очередь – пропустить через сито так называемого «режиссёрского театра»?

Для турецкого зрителя Вагнер – ещё неизведанная территория и «Тангейзер» в частности – новая музыка. Поэтому историческая постановка предпочтительна: начинать освоение этой музыки и этой эстетики лучше с каких-то менее радикальных, более понятных широкой публике вариантов. В перспективе, да, хорошо бы попробовать поставить Вагнера и иначе, более современно, но пока нужна именно такая постановка.

Пару слов о Вашем творческом пути.

Я пою в Анкарской Опере уже 24 года и недостатка в работе не испытываю, есть у меня и зарубежные ангажементы. Я участвовал в конкурсе имени Чайковского в Москве и получил специальную премию жюри как лучший исполнитель романсов Чайковского. В моих ближайших планах – участие в постановке французской версии «Дон Карлоса» на сцене родного театра, я буду петь партию Великого инквизитора.

Беседовал Александр Матусевич, Анталья, сентябрь 2012 года

Автор благодарит за помощь в организации интервью и двусторонний синхронный перевод с турецкого языка координатора по международным отношениям Генерального директората театров оперы и балета Турции госпожу Заиру Меммедову-Кулоглу

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Рихард Вагнер

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ