Так в свое время назвал Джорджа Гершвина один из артистов-исполнителей после премьерной постановки оперы «Порги и Бесс» в Бостоне.
В театре с волшебным названием «Зазеркалье» возобновлена постановка оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Премьера состоялась 6 октября. Прочтенная на сцене театра в формате режиссера-постановщика Александра Петрова, сценографа Аллы Коженковой и хореографа Олега Игнатьева, она не претендует на точное воспроизведение «музыки черных». Ведь невозможно повторить африканскую генетику — неуловимые движения кистей рук, нелепую походку или «хрипы» в нижних регистрах. По этому поводу в программке даже есть следующее высказывание: «Может быть, не отвергая гениального проникновения Гершвина в саму душу негритянской музыки, в саму суть негритянского характера, настало время воспринять это произведение как общечеловеческое».
Итак, удачный исполнительский состав (кстати, почти полностью обновленный), драйв оркестра и кордебалета, световые решения сделали свое дело — эмоциональное воздействие спектакля оставило яркий калейдоскоп впечатлений.
Слушатель понимает, что жанр оперы весьма условен в данном произведении. При наличии арий, речитативов, оркестра и либретто в опусе, тем не менее, достаточно много деталей, которые позволяют назвать её жанр синтетическим. Самая, пожалуй, заметная из них — музыкальный язык сочинения, имеющий «черный цвет». Как говорил сам композитор: «Я не знаю более выдающегося произведения из жизни цветных». Так он отозвался о вышедшем в 1926 году романе Дюбоза Хейуорда «Порги» и сразу понял, что это должна быть не просто музыкальная комедия, а именно оперный спектакль. Его старший брат Айра Гершвин вместе с Хейуордом написали либретто и тексты всех арий оперы. А вдохновленный Джордж предпринимал поездки в Южную Каролину по изучению «живого материала» для его сочинения. Он изучал негритянские обычаи, нравы, бывал в церквях, на плантациях и пел спиричуэл вместе с неграми.
Известно также, что первые исполнители оперы «Порги и Бесс» даже не знали нот и их учили петь триоли. Тем не менее, история сделала свое дело и премьера, состоявшаяся в Бостоне 30 сентября 1935 года, имела ошеломляющий успех. Публика устроила 15 минутную овацию. С тех пор историю Порги и Бесс повторяют на оперных сценах всего мира. А в Петербурге сегодня она идёт пока на одной сцене — в театре «Зазеркалье».
Постановка смотрится свежо, голоса «попадают» в жанр, а смешение русского речитатива и английского вокала в сольных партиях слушается забавно. Очевидно, это намек на то, что вы слышите одну из возможных версий прочтения материала.
Большим плюсом постановки явилось использование пространства небольшой сцены театра. Актеры максимально приближались к пространству партера, и это создавало доверительную атмосферу в зале. В особо критические моменты (молитва Сирины, сцена убийства Роббинса) действие разворачивалось на боковых пространствах сцены, что также прибавляло напряжения развитию сюжета. Доверительную атмосферу создавал тапер, предварявший ту или иную картину действия, а мягкая игра света и полумрак погружали зрителя в прекрасный мир джазовых мелодий Гершвина.
Выходная ария — знаменитая колыбельная Клары (Сауле Искакова) прозвучала, я бы сказала «ожидаемо». А вот фигура Спортинг Лайфа (Антон Росицкий) пожалуй, произвела самое сильное впечатление в плане актерской игры и реализации персонажа на сцене. Перед нами предстал герой с «внутренней пружиной», бесконечным драйвом и адским характером. Удачное попадание в жанр, гармония пластики, пения и актерского мастерства просто завораживали. В песенке «It ain’t necessarily so» все эти элементы сплелись воедино и создали один из самых ярких образов оперы.
В меньшей степени реализовала себя Бесс (Алена Ресанина). Имидж блондинки в красном платье не помог партиям солистки звучать столь же убедительно, как и в актерской игре. Ансамблевые номера состоялись, на мой взгляд, благодаря сильному и выразительному звучанию голоса Порги (Александр Подмешальский). Выделим потрясающий по лирике дуэт «Bess you is my woman now», а также соло Порги «I got plenty O’Nuttin», раскрывающее философию жизни богатых и бедных людей. По стилистике музыкального языка оно максимально приближено к оперной арии.
Наконец, нельзя пройти мимо сильного и богатого по тембру голоса Сирины (Юлия Борцова). Особенно ярко он прозвучал в ее молитве из 5 картины. Потрясающая по красоте вокальная композиция завораживала импровизационными переливами, демонстрируя эмоциональные оттенки голоса и большой вокальный диапазон.
Нужно отметить и замечательную жанровую сценку продавщицы клубники из 8 картины «Strawberry» (исполняет Елена Заставная). Полуразговорные интонации в очень высоком регистре, сочетаемые с мягкой кантиленой дали легкий жанровый комический эффект. В этом и сила драматургии «Порги и Бесс» — сочетания певучести и речитатива, жанровых элементов и драмы, джаза и классики. Это бесконечное смешение элементов демонстрируют и многочисленные хоровые эпизоды — буйство джазовых гармоний, движений, вплетаемых в замысловатые ритмы.
Именно оптимистическое звучание ансамбля-хора завершает оперу «Oh Lawd I’m on my way to a heavenly land».
Оперу «Порги и Бесс» высоко ценили такие композиторы, как Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян. Последний писал о ней: «Эта опера — самый лучший пример современной американской музыкальной драмы, это поистине национальная американская народная опера». Радостно сознавать, что всю мощь и силу таланта, которую вложил Джордж Гершвин в свое творение, можно ощутить и в нынешней обновленной постановке театра «Зазеркалье».