Польский Белосток получил Оперу, которой можно позавидовать

Польский Белосток получил Оперу, которой можно позавидовать
Оперный обозреватель

28 сентября в трехсоттысячном польском городе Белостоке, расположенном недалеко от восточной границы Польши, начал свою деятельность новый театр «Опера и филармония Подляска», который стал 11-й по счету большой оперной сценой в стране. Торжественное открытие нового современного здания Оперы было организовано с большим размахом и вызвало широкий резонанс не только среди общественности Польши. Помимо многочисленных гостей, приехавших с разных уголков страны, в торжествах участвовали как делегации соседних граничащих стран – Белоруссии, Литвы, Украины, России, так и гости из стран Западной Европы.

Большая заинтересованность этим событием была связана с несколькими причинами. Во-первых, новый театр принадлежит к числу самых современно-оборудованных в Европе. Верх зрительного зала образуют специальные стеклянные панели, которые позволяют регулировать акустику.

1/7

Современный дизайн зала выдержан в синем цвете с усыпанным лампочками потолком и многочисленными подсветками, с темными статуями над боковыми балконами и зелено-красным цветом зрительных кресел. Сцена впечатляет своей глубиной и высотой, что позволяет применять много интересных сценографических эффектов – этажное расположение сценических образов, дополнительные фоновые проекции над верхом декораций и т.д. Среди остальных многочисленных технических новинок можно еще упомянуть о возможности регулировать глубину оркестровой ямы.

Во-вторых, появление такого значительного театра в относительно небольшом областном центре само по себе стало определенной сенсацией. Строительство Новой Оперы находилось под кураторством Министерства культуры Польши во главе с Богданом Здроевским. Значительные средства в финансирование внес Европейский Союз.

В-третьих, новое здание станет многофункциональным Европейским Центром Культуры этого региона открытым для сотрудничества с соседними странами. Кроме новой оперной сцены, здесь продолжит свою работу и откроет 58-й сезон местная Филармония. На двух сценах театра – большой и камерной – планируется представлять разнородный репертуар: оперные, музыкальные и театральные спектакли, концерты симфонической, а также джазовой, роковой и альтернативной музыки. Ориентирован театр также на проведение конгрессов, различных фестивалей, конференций, выставок и т. д.

В рамках открытия новой Оперы в течении двух дней проходили различные мероприятия. В первый день состоялась премьера новой сценической версии «Страшного двора» С. Монюшко, после которой всех гостей (около 800 человек) пригласили на пышный банкет. Стоит добавить, что патроном этого спектакля стал президент Польши Бронислав Коморовски. Второй день оказался еще более насыщенным: дважды был показан мюзикл «Корчак» К. Уильямса, поставленный под попечительством и опекой ЮНЕСКО. Первый из этих спектаклей прошел после XV Конференции по правам ребенка и предназначался специально для ее участников.

Постановщиком обеих премьерных постановок выступил директор театра – признанный польский режиссер, обладатель ряда наград – Робето Скольмовски. Представленные спектакли стали ярким доказательством мастерства и фантазии этого талантливого режиссера, известного также за пределами Польши. Большое место в богатой режиссерской карьере Роберто Сколимовского занимают оперы С. Монюшко – особенно «Страшный двор», который в разных сценических версиях с большим успехом был поставлен, например, во Вроцлаве (лучшая польская постановка 2001 года) и Львове. Нет сомнений, что режиссера можно считать знатоком этого произведения. На суд зрителей была вынесена качественная, тщательно продуманная, убедительная и трудоемкая работа.

Отметим, что опера «Страшный двор», которая в первоначальном варианте носила название «Зачарованный замок» по популярности всегда немного превосходила более известную в мире «Гальку». Музыкальный материал этой по сути комической оперы отличается большой контрастностью – есть тут лирические арии, красивейшие ансамбли, танцевальные, бытовые, жанровые эпизоды. Постановка «Страшного двора» в Белостоке впечатлила в первую очередь жизненностью, динамикой, пышностью, яркостью, обилием деталей и высоким качеством исполнения. Сценография использовала большие технические возможности новой сцены – платфотмы с декорациями выезжали с боков и из глубины сцены, поднимались и опускались, вращались и плавно менялись местами, образуя непрерывную динамическую структуру действия. Пестрые, насыщенные колоритными цветами и богатыми фактурными тканями национальные костюмы просто радовали глаз (сценография и костюмы Павла Добжиского). С особой тщательностью продуманы режиссером массовые сцены, в которых было много игровых элементов, ярких второстепенных персонажей и деталей, вносивших в действие натуральное оживление – отъезжающий вагон, смотровые на конях, подвыпившие вояки и пр. Восторженно были приняты публикой танцы последнего действия в исполнении известного во всем мире Государственного народного ансамбля песни и танца «Мазовше».

Среди исполнителей главных партий прекрасно прозвучали, как в сольных ариях, так и в ансамблях, голоса двух главных героинь – Агнешки Дондаевской (Ханна) и Агнешки Рехлис (Ядвига). Открытием стало яркое, непосредственное выступление Рафала Бартминьского (партия Стефана) – тенора с приятным и свежим тембром, за которым нетрудно угадать большое будущее. Весьма достойно выглядели и другие участники спектакля – Анна Любаньска (Чесниковва), Адам Крушевски (Мечник), Войтек Герлах (Збигнев).

Ярко, слаженно, эмоционально и динамично звучал оркестр, под управлением Мечислава Дондаевского (которому скоро исполнится 82 года). Также на высоте оказались и все хоровые фрагменты (руководитель хора Виолетта Белецка). Спектакль в целом отставил очень хорошее впечатление и соответствовал праздничному духу открытия театра. Хотя в некоторых моментах создавалось ощущение не до конца отрегулированного акустического баланса между пением солистов и оркестром. Впрочем, технические возможности театра в состоянии легко устранить этот недостаток.

Совершенно иного характера был спектакль «Корчак», который был поставлен в Польше впервые. Мировая премьера этого мюзикла на английском языке состоялась в Лондоне в 2011 году (Rose Theatre Kingston). В его основу лег совершенно непростой сюжет, основанный на подлинных исторических фактах. Во время Второй Мировой войны воспитатель дома сирот известный доктор Януш Корчак прошел со своими воспитанниками через ужасы варшавского гетто и трагедию концлагеря, оставаясь с ними до последнего момента их и своей жизни. Эти ужасные дни он скрашивал выдуманными историями, сказками, песнями, внося в них понятия любви, чести, справедливости. Жизнь этого великого человека стала символом человечности, огромной любви к детям, самопожертвования, сострадания и превратила его в настоящего героя современности. В его честь в последние годы открылось большое количество международных огранизаций, комитетов, а нынешний год (100 лет со дня его рождения) в Польше официально был объявлен годом Корчака.

Во многом мюзикл перекликается с одноименным фильмом Анджея Вайды, снятом в 1990 году. Именно фильм вдохновил английского композитора Криса Уильямса и автора либретто Ника Стимсона на создание музыкального произведения. Было много сомнений по поводу этого мюзикла, затрагивающего трудные темы войны, концлагерей, массовых убийств – редкие на музыкальной сцене (тут можно вспомнить лишь «Пассажирку» М. Вайнберга). Спектакль получился уникальный в своем роде, так как его исполнителями в основной массе являются дети. Около сотни детей вдохнули жизнь в эту трагичную по своей сути историю, которая в их исполнении приобрела особый оттенок – светлый, щемящий сердце, хватающий за самое живое. Участие детей максимально приблизило и насытило все сценические события исторической правдой. Звучание детского хора на оперной сцене производило неизгладимое впечатление (руководитель – Ева Рафалко). Следует особо отметить высокий профессионализм всех исполнителей, несмотря на совсем еще юный возраст многих из них.

Сам мюзикл состоит из двух частей. В драматургическим плане его развитие основано на чередовании ряда разнородных эпизодов не связанных хронологически. Драматизм и эмоциональное наполнение первого акта, правда, были несколько утеряны во второй части.

Интересный способ описания и проведения акции позволил создать полные жизни реалистические картины. Сольные, ансамблевые, хоровые номера прерываются разговорными монологами и диалогами. Так как было два спектакля, партию Корчака исполнили в первый же день два артиста – Дамиан Александер и Томаш Стечюк (солисты варшавского Музыкального театра «Рома»).

Музыка написана простым, доступным языком, обращенным к любому слушателю. Мелодичность, чуткость и эмоциональная непосредственность, яркая образность – являются ее основой. Камерный состав инструментов (их немногим более 10) обеспечивает прозрачность фактуры и особое значение тембров. Несмотря на кажущуюся простоту многих мелодий, часто основанных на интонациях еврейских песен, или же имеющих выраженную связь с жанрами танцевальной и «легкой» музыки, хочется отметить их зачастую довольно сложное контрапунктическое развитие. Образ нацистов был окрашен чертами бездушности и озлобленного гротеска, которые воплотились в музыке довольно схематично – маршевость, пунктирный ритм, холодные интонации, тембры медных духовых инструментов, резкие акценты. Дирижировал оркестром Тадеуш Платек.

Авторам мюзикла и его исполнителям удалось создать спектакль, в котором, несмотря на трагизм происходящих событий – побеждает жизнь, с ее каждодневными переживаниями, чувствами, страхами, мечтами.

Театр получил права на показ этого спектакля в течение 2-х лет. В ближайшее время его посмотрит большое количество детей. В связи с этим, хочется особо подчеркнуть важность этого масштабного музыкального проекта. Его значение не только в том, что он будет знакомить молодое поколение с недавней страшной историей Второй мировой войны, но и в том, что эта совместная работа, сплотившая самых разных исполнителей, приобщившая такое большое количество детей к миру музыкального театра, несомненно даст свои плоды в будущем и обеспечит оперу постоянными и любящими театр зрителями.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Страшный двор

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ