Когда-то давно, в первые годы своего существования, абонемент Московской филармонии «Звезды мировой оперы в Москве», название которого говорило само за себя и, естественно, весьма ко многому обязывало, и вправду был интересен приездами к нам многих действующих персоналий в мире зарубежной оперы: безусловно, это был огромный прорыв, ведь «столкнуть» звезду с проторенной ею мировой орбиты, упорно не желающей пролегать через нашу страну, – дело, конечно же, непростое и весьма хлопотное. Но шло время – и названный филармонический абонемент, начавший свой жизненный отсчет с весьма высокого старта, со временем стал проявлять признаки творческой стагнации, пока, наконец, не достиг того плачевного состояния, которое наблюдается в этом сезоне.
Понятие «оперная звезда» в последнее время настолько обесценилось, что сейчас практически все сразу же становятся звездами, стоит их только таковыми провозгласить, используя для этого весь арсенал имеющихся на сегодняшний день PR-технологий.
Все три персоналии нынешнего абонемента как раз и подпадают под эту категорию. Таких звезд уже и сталкивать-то с их орбит не надо: они сами так и норовят с них сойти, чтобы в лучах звездной славы погреться на оркестровом рецитале в Москве и сделать соответствующую запись в своем curriculum vitae, благо сомневаться в успехе подобного мероприятия в глазах нашей широкой публики, знающей лишь имена Доминго, Баскова и Кабалье, абсолютно не приходится! Это один из наших отечественных доморощенных парадоксов: всё привозное, всё импортное, «всё, что оттуда», мы, как правило, любим больше, чем свое собственное. И как не любить, если в самóм названии абонемента четко и ясно сказано: звезды мировой оперы!
Парадокс еще и в том, что мы, конечно же, можем не любить и то, и другое, но, как правило, нелюбовь к импортному в этих случаях всегда намного мягче, а оправдательные критерии здесь гораздо более благосклонны и снисходительны, чем к своему. Поэтому слушатели и продолжают по инерции активно скупать вожделенные абонементы, едва только по весне открывается их продажа: публика хочет видеть и слышать звезд – и она их получает! Раз есть непритязательный спрос – значит есть и соответствующее предложение! А уж какого качества эти звезды, и звезды ли они вообще, не суть важно: главное, что само название абонемента не оставляет никаких сомнений: слушателем приобретено именно то, что надо! И можно смело занимать места в зрительном зале и быть на седьмом небе от счастья хотя бы даже и на концерте Малены Эрнман, которой выпала огромная честь – здесь я даже не иронизирую! – открыть абонемент этого года на сцене Концертного зала имени Чайковского. Честь-то, несомненно, большая, но где творческий результат?
Впервые эту «скандинавскую диву», меццо-сопрано из Швеции, мы услышали на этой же сцене два года назад на концертном исполнении «Сказок Гофмана» Оффенбаха, состоявшемся в рамках другого популярного цикла – филармонического абонемента под названием «Оперные шедевры», и на том «достопамятном» исполнении громкая реклама также обещала нам в главных партиях исключительно одних только звезд, однако тогдашнее тяжелое, просто удручающее послевкусие от интерпретации партии Никлауса Маленой Эрнман не отпускает меня до сих пор. Именно поэтому и были большие сомнения, а стóит ли вообще идти на нынешний сольный концерт исполнительницы… Но я всё же искренне надеялся на чудо, надеялся, что вдруг за эти два года ситуация изменилась, что творческий результат может быть иным… Но, увы, чуда не случилось, и промучившись всё первое отделение, внимая «издевательству» исполнительницы над музыкой Генделя и Моцарта, я уже, было, хотел свою «встречу с прекрасным» на этом и закончить, но в начале второго отделения был заявлен романс Никлауса, и услышать его хотя бы из любопытства, чтобы сопоставить, как это было тогда и как это стало сейчас, конечно же, было интересно именно лишь по названной причине, так как все творческие зацепки за само творчество Малены Эрнман давно уже сами собой «расцепились»...
Так что с легкостью оставив за кадром исполнение вокально-оркестрового цикла Лучано Берио «Песен разных народов» («Folk songs»), из заявленного певицей во втором отделении, кроме романса Никлауса «Vois sous l’archet frémissant» я услышал еще и куплеты Князя Орловского «Ich lade gern mir Gäste ein» из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Вообще-то, раз в названии этого абонемента речь идет о звездах мировой оперы, то по логике в его рамках именно свое оперное искусство они и должны предъявлять миру. Несомненно, цикл Берио – произведение весьма интересное и необычное, но, по отношению к Генделю и Моцарту, Оффенбаху и Иоганну Штраусу, это, как говорится, «совсем другая опера» – и ее в настоящих заметках мы касаться вообще не будем.
Итак, репертуар второго отделения концерта оглашен, а в первом Малена Эрнман исполнила две арии Ксеркса («Più che penso alle fiamme del core» и «Se bramate d’amar chi vi sdegna») из одноименной оперы Генделя и две арии Моцарта – речитатив и арию Идаманта «Ah qual gelido orror m’ingombra i sensi! ... Il padre adorato» из оперы «Идоменей», а также рондо Вителлии «Non, più di fiori» из оперы «Милосердие Тита». Но на этот раз мне меньше всего хотелось бы заниматься подробным разбором «вокальных полетов». Существуют две причины подобного нежелания. Во-первых, я уже достаточно определенно высказался по этому поводу в прошлый раз. Во-вторых, тогда я еще верил в то, что определенные вокальные проблемы этой исполнительницы реально преодолимы, но по прошествии двух лет понимаю, что ситуация не только не улучшилась, а просто катастрофически ухудшилась: партия Никлауса тогда и сейчас как раз и явилась в этом отношении главной лакмусовой бумажкой. Невозможно говорить, к примеру, о том, что в Генделе не удалось одно, а в Моцарте лучше прозвучало другое; невозможно говорить, к примеру, что Оффенбах был в стилистическом плане удовлетворителен, а опереточный Штраус – нет. Всё это решительно невозможно в отсутствие у исполнительницы элементарных базовых основ академического вокала и постановки академического звучания голоса.
Если бы я всё же взялся за этот неблагодарный труд, то в разряд недостаточности, отсутствия, проблемности, неспособности и тому подобного попали бы все основные параметры певческого голоса исполнительницы, начиная его тембральной окраской, объемностью и ровностью звучания во всех регистрах и кончая полнотой диапазона, тесситурной выносливостью, кантиленностью и подвижностью, ведь, судя по всему, Малена Эрнман метит, прежде всего в барочные и, лишь отчасти, в россиниевские певицы… Явно метит даже с голосом наждачно-сухого, землистого тембра – глухим и «беззвучным» в быстрых пассажах, без «верхов» и «низов», а также без устойчивой полноценной «середины»… То ли меццо, то ли сопрано – всё очень расплывчато и зыбко… То ли голос, то ли… Но, к счастью для себя, в краткой аннотации к программе концерта среди описания «невиданных» успехов певицы на мировых музыкальных сценах автор этих строк «спасительный круг» всё же нашел: возможно, эти успехи и впрямь имели место, да мы их не видели, поэтому-то они и «невиданные». Кредо автора этих строк – рассуждать лишь о том, что он видел и слышал сам, и его собственных живых впечатлений более чем достаточно.
Итак, среди всякого рода восторгов читаем следующее: «Разносторонние интересы и исполнительские возможности певицы позволяют ей также включать в свои программы джаз, кабаре и эстрадную музыку». Вот он, момент истины: дальше уже можно и не читать. Эстрада – да в микрофон, конкурс «Евровидение» – да с «танцами-шманцами»… Вот оно, истинное призвание певицы. Вот он, шведский аналог того «околоакадемического» феномена, которым в нашей стране является эстрадное творчество Николая Баскова с весьма большой собственной претензией на универсальность, хотя в пользу нее нет даже и намека! Что касается Николая Баскова, то стоять рядом на одной сцене с когда-то действительно великой Монтсеррат Кабалье еще не значит войти в мировую оперную элиту (впрочем верно и обратное: не делает это чести и самой Кабалье). Вот так и рождаются иные «оперные звезды», восходя на волне поистине всенародной любви к эстрадному кумиру, а также на волне сто раз записанных-переписанных и сведенных в студии альбомов. Когда же звезды подобной категории выходят на эстраду, там они могут спрятаться за микрофон и фонограмму, когда же они выходят один на один с оркестром в академическом концертном зале, то сразу же вся их уязвимость просвечивается, как на рентгене – факт очевидный, неоднократно проверенный!
В заключение, для соблюдения протокола, остается лишь только сказать, что Малена Эрнман пела в сопровождении Московского камерного оркестра «Musica Viva» (художественный руководитель – Александр Рудин), за пультом которого стоял молодой дирижер из Великобритании Мэттью Уиллис, знакомый нам по концерту прошлого сезона американского баритона Скотта Хендрикса (этот концерт состоялся также в рамках абонемента «Звезды мировой оперы в Москве»). Очевидно, что если бы и нынешний обсуждаемый концерт с этим дирижером был бы снова с оркестром «Новая Россия», как и в прошлый раз (то есть с большим оркестром, а не с камерным), то совсем крошечный голос певицы, вернее то, что за неимением другого определения приходится обозначать именно этим, вообще бы утонул, полностью растворился в мощном оркестровом аккомпанементе.
На сей раз дирижер хотя бы «не нажимал» на оркестр и «не поддавал всё время звучкá», как в прошлый раз, а оркестр «Musica Viva» звучал как и подобает уровню настоящих профессионалов своего дела. Обидно только, что коллективу, имеющему свою яркую творческую индивидуальность, фирменный стиль и узнаваемый почерк, солистка-вокалистка досталась явно по остаточному принципу. Когда я просто написал, что Малена Эрнман пела с этим оркестром, я понял, что даже такая нейтральная констатация факта является в корне некорректной: она не пела, а выступала на сцене, как выступают на самой что ни на есть непритязательной эстраде – и мне сразу вспомнилась народная популярная телепередача под названием «Кривое зеркало», но, в отличие от нее, на обсуждаемом концерте на главной сцене Московской филармонии было не смешно, а мучительно больно, обидно и досадно…
Досадно оттого, что если так пойдет и дальше, наша страна с богатейшими музыкальными традициями может попросту превратиться в полигон для импорта сомнительных достижений «мирового эстрадного жанра», позиционирующего себя не иначе как высоко академическим. При всём том, что за последнее десятилетие Московская филармония просто творчески расцвела и неузнаваемо преобразилась к позитивно лучшему, отдельные концерты, подобные этому, просто неминуемо тянут ее назад. И закрывать глаза на это, делая вид, что ничего подобного не происходит, уже просто невозможно! Не только невозможно, но еще и просто безответственно!