Не Sandy, но всё-таки «Буря»

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

В Москве показали трансляцию современной оперы по Шекспиру

В Москве продолжаются прямые трансляции спектаклей из нью-йоркской «Метрополитен-оперы»: боевое крещение зрительским вниманием прошла одна из самых рискованных опер сезона – «Буря» молодого композитора Томаса Адеса. Вообще говоря, Адес, который собственноручно дирижировал оркестром «Мет», не так чтобы совсем юный (композитору уже 41), но отечественной публике практически неизвестный: мало кто слушал на «Орфее» специальную передачу Алексея Парина, посвященную этому английскому композитору два года назад. Одним из самых известных сочинений Адеса стала полускандальная опера об аристократке, уличенной мужем в извращенных сексуальных похождениях, «Припудрите ей личико» (1990). Но внимание публики к новому, практически свежему опусу композитора («Буря» написана в 2004 году, то есть это уже мелодраматический артефакт XXI века) привлекла не репутация композитора, а участие в постановке режиссёра Робера Лепажа и таких известных исполнителей, как Саймон Кинлисайд и Изабель Леонард.

Даже если абстрагироваться от эстетской политкорректности, то стоит признать, что музыка Адеса, хоть и лишена традиционной благозвучности, но обладает невероятным эмоциональным зарядом, который то пульсирует, пробиваясь сквозь сложную «интеллектуальную» инструментовку, то разливается медитативной печалью. Воспринимать звуковой ряд, лишенный мелодийной прозрачности, - непростая работа даже для поклонников жанра, но меня удивило то, что из огромного зала кинотеатра «35 мм», в котором проходила трансляция, во время спектакля ушло… всего три человека! Полагаю, не в последнюю очередь заслуга в этом постановщика Робера Лепажа, предложившего органичное, местами жёсткое трюковое, а местами, напротив, акварельно-лиричное прочтение этой партитуры и самого шекспировского сюжета в зрелищных, захватывающих декорациях одной из самых известных оформительниц представлений «Цирка дю Солей» Жасмин Катудаль.

Сразу замечу, что от текста «Бури» У. Шекспира в либретто, созданном Меридит Оукс, мало что осталось: язык максимально осовременен и упрощен. Но заметить это можно лишь по титрам, поскольку разобрать слова у большинства исполнителей практически невозможно. И дело здесь совсем не в дикции певцов, а в сложнейших модуляциях, которыми изобилуют центральные партии, и, прежде всего, партия Ариэля, написанная в заоблачной ультразвуковой тесситуре. С этой ролью как вокально, так и драматически совершенно блестяще справляется Одри Луна: яркая, пластичная, звонкая (хоть и чрезмерно крикливая) певица становится, пожалуй, эмоционально-психиатрическим центром спектакля, тогда как лирико-драматические акценты, как и положено, принадлежат влюбленной паре Миранды и Фердинанда, партии которых прекрасно были исполнены одержимой и театрально-убедительной Изабель Леонард (с небольшим тембровым треском, но весьма качественным звуковедением) и эстетически-глянцевым, голосистым тенором Алеком Шрадером (красивый голос Шрадера обладает действительно яркой выразительной силой, однако за рамками классического репертуара определить, насколько этот голос универсален, конечно, нельзя).

Героем спектакля, как и положено, стал Просперо в исполнении Саймона Кинлисайда: ровный, объемный и плотный звук словно усиливался актерской харизмой певца, создавшего образ всемогущего, но одинокого властителя, теряющего волю к победе (к мести за предательство), столкнувшись с чувством собственной дочери к сыну своего врага. Кинлисайд очень тонко передаёт эту внезапную опустошенность, настигающую Просперо своеобразным озарением, осознанием и осмыслением того, что любовь как основа всего сущего обладает такой непостижимой ценностью, против которой любая магия не столько бессильна, сколько кощунственна. Герой Кинлисайда – мужик без страха и упрёка, переживший крушение идеалов, надежд и веры в людей, а потому имеющий право влиять и повелевать. Но власть, лишенная вдумчивости, трезвости и милосердия, не просто разрушает всё, к чему прикасается (в этом нет ничего нового), но разрушает и самооценку, самоуважение своего носителя! Просперо перестаёт нравиться сам себе, когда понимает, что губит счастье собственной дочери, а ему не безразлично его собственное поведение, и этот гуманистический бихевиористский акцент имеет важнейшее значение для понимания актуальности этого произведения именно в наши дни, когда мы, прикрываясь цинизмом борьбы за самосохранение, активно утрачиваем этот ценный навык, этот важный ориентир в мире наших желаний и устремлений – чувство самоуважения… И то, что артисту удаётся передать этот сложнейший ядерный смысл непростой оперы Адеса, - большая удача, настоящий подарок.

Актёрски хороши были, пожалуй, все исполнители, органично и естественно ощущавшие себя в непростых мизансценных построениях режиссёра и в нарядных пышных костюмах Ким Баррет - между прочим, автора костюмов к культовому фильму «Матрица». Но отдельно хотелось бы отметить экстатичную выразительность Алана Ока, исполнившего роль Калибана, изысканной красоты пиано Уильяма Бёрдена, выступившего в партии Неаполитанского короля, и внятные драматические акценты в исполнении Тоби Спенса, украсившие партию Антонио.

То, что не телевизионная, а именно широкоэкранная трансляция оперного спектакля (даже без учёта ценнейших бонус-трэков в виде погружения в закулисный мир представления) является единственно достойной альтернативой живому посещению театра, - очевидно. Но в случае с такими сложными многочасовыми опусами, как «Буря» Адеса (а спектакль с антрактами длится без малого четыре часа!), я думаю, трансляция даже лучше: даже утомившись отсутствием запоминающихся мелодий, всегда можно переключить внимание на мимику, качество грима и выделку костюмов. Конечно, при наличии крупных планов, немного теряется театральная магия трюковой режиссуры Робера Лепажа, да и звук в этот раз был вынужденно приглушен (иначе от высоких нот Ариэля и оркестровой «долбёжки» в экспрессивных тутти у слушателей вылетел бы мозг), но общий уровень комфорта в сочетании со степенью погруженности в представление, - как всегда, был превосходен.

Ближайшая трансляция из Нью-Йорка состоится 1 декабря в 22:00: в кинотеатрах Москвы будет показан один из самых красивых спектаклей «Метрополитен-оперы» – «Милосердие Тита» В. А. Моцарта в постановке мэтра оперной режиссуры Ж.-П. Поннеля. Подробная информация и билеты на сайте metopera.ru.

Фото: Anne Deniau / Metropolitan Opera

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Метрополитен-опера

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ