Йонас Кауфман: «Культура задаром — это конец любой культуры»

Екатерина Беляева
Оперный обозреватель

Знаменитый тенор рассуждает о благородных пиратах, о ценности YouTube и авторских правах

Если мы зададимся риторическим вопросом, готовы ли охотники до халявы поделиться с общественностью своими собственными достижениями на безвозмездной основе, нашу сегодняшнюю дискуссию об авторских правах и защите достижений можно сразу же и закрыть. Но меня на самом деле беспокоит, что даже умные люди регулярно игнорируют проблему тождества художественного открытия и любого другого. Разве люди искусства сами по себе уже достаточно состоятельны, чтобы не жить на доходы от продаж их работ? А с чего, вообще, должны жить, писатели и композиторы, если не с этого? На государственные пожертвования вроде «Гартц IV» (так издевательски называют сокращенное в 2005 году пособие по безработице в Германии – прим. ред.)? Рассчитывать на меценатов и спонсоров?


Если не воспринимать в серьез «фабрику славы» (Vanity Press), структуру которой Умберто Эко виртуозно описал в романе «Маятник Фуко», то как только писатели перестанут получать за свою работу гонорар или долю от прибыли, производство книг моментально сойдет на нет. То же самое с композиторами. Стоит этот абсурдный сценарий разок обдумать и представить, как будет выглядеть наш мир без литературы, музыки, фотографии, графики и живописи. Если фантазировать дальше, то можно вообразить, как исчезнут патентные бюро, и ни одна инновация или открытие не будут застрахованы от плагиата. Разве искусство имеет какую-то иную цель, кроме как делать заслуживающие уважения изобретения нового порядка и формы, образцов для подражания и ритма?


Что не стоит ничего, то не представляет никакой ценности. А что не представляет ценности, не имеет продолжения. Культура задаром – это конец любой культуры: обществу, в котором художественная креативность и духовная собственность ничего не стоят, и, наоборот, взвинчиваются цены на сферу услуг и управления, грозит чудовищное будущее, описанное в антиутопии Джорджа Оруэлла и других писателей фантастов. 
Казалось бы, действующего музыканта, вроде меня, проблема авторских прав не сильно касается. Мои основные деньги я получаю за живые выступления, и не так завишу от распространения и продаж моих «работ» как композиторы и писатели. И, тем не менее, компакт-диски делают замечательную рекламу живым концертам и спектаклям. Хотя я должен признать, что это также возможность «срубить» дополнительные деньги на том, что уже продано. И еще в классической сфере есть такая вещь как синдром «перевозбуждения желез, отвечающих за прибыль», описанный знаменитым музыковедом Юргеном Кестингом (в его книге о феномене голоса Лучано Паваротти «Миф тенора» – прим. ред.).

Но такое случается в единичных случаях с теми, кто совсем потерял голову в погоне за прибылью. Во всех остальных случаях артисты выпускают диски не ради дополнительной прибыли, а чтобы застраховать свою художественную ценность от девальвации и износа. Если мы выпускаем компакт-диски «навсегда», а другие на этом зарабатывают, мы девальвируем наши достижения. Если мы будем выпускать диски только ради рекламы живой продукции, и эта «рекламная» продукция будет в бесплатном доступе для каждого, нам, вообще, придет конец. А рынок звукозаписи прекратит свое существование также быстро, как и книжный. Поэтому я за то, чтобы всякий пират, который действует в коммерческих целях, строго преследовался законом. Я не жалею времени, чтобы «проредить» в YouTube бесчисленные записи продукций, которые предназначены для официальных продаж. 


Я не хочу, чтобы меня неправильно поняли: я сам «откопал» на YouTube много раритетов. Среди них, например, телетрансляции из «Тристана» под руководством Бернстайна с Мартой Мёдль и Рамоном Винаем или вердиевский «Реквием» со Скотто, Хорн, Паваротти, Гяуровым и Аббадо! Если бы эти уникальные записи можно было приобрести на DVD или заплатить за их загрузку, я бы, не сомневаясь, заплатил, также как я оплачиваю мой ежемесячный абонемент на скачивание, чтобы иметь в своем распоряжении все существующие записи «Ариадны на Наксосе» или «Трубадура».


Потом, на том же YouTube или в RapidShare есть совсем уж уникальные записи. Если речь идет не об украденных у правообладателей записях, а скажем об одноразовых, представляющих несомненную художественную ценность трансляциях, которые некий меломан много лет назад записал на видео, а сейчас выложил в сеть, то я не вижу ничего зазорного в их распространении. До тех пор, пока ни у какой звукозаписывающей компании нет привилегии на публикацию подобных записей, ущерб не наносится. И если я смотрю на YouTube «Реквием», записанный однажды RAI (итальянское телевидение – прим. ред.), это не значит, что я откажусь купить впоследствии аналогичную продукцию на CD или DVD и принесу таким образом вред официальному рынку. На мой взгляд, это просто значит, что я любитель музыкальных раритетов.


Что касается моих собственных записей. В настоящий момент в интернете «курсируют» несколько аудио и видео вариантов оперы «Тоска» с моим участием – в основном это записи радиотрансляций с разными кастингами, которые никогда не выйдут на CD. Но я нисколько не опасаюсь, что наличие этих записей в интернете, скажется на продажах DVD с лондонской «Тоской», где моими партнерами выступили Анжела Георгиу и Брин Терфель. Все знают, что меломаны и коллекционеры живых записей, кроме хорошего качества DVD одного спектакля или концерта, имеют на полках десятки аудиоверсий того же названия и того же певца или музыканта. 


И последнее, что стоит отметить, обсуждая проблему авторских прав. Не забываем, что без инициативы музыкальных любителей, которые чисто из любви к искусству сделали записи живых спектаклей 50-х и 60-х гг., наш музыкальный мир был бы беднее. Не было бы ни «дикой» Каллас из Мексики, ни записей таких легендарных примадонн, как Магда Оливеро, Лейла Генчер или Вирджиния Дзеани, а также «Отелло» с Доминго и Карлосом Кляйбером. В общем, если делать различие между такими вот редкостями и откровенно украденным товаром, то YouTube можно назвать сокровищницей.

Журнал Берлинских филармоников
(Das Magazin der Berliner Philharmoniker), №3, Сентябрь 2012 


Перевод Екатерины Беляевой

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Йонас Кауфман

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ